Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Виды ценных бумаг и их характеристики.






На рынке ценных бумаг обращается т.н. фиктивный капитал. Он возникает вследствие приобретения ценных бумаг, предоставляющих право получения определённого дохода в виде процента, дисконта или дивиденда. Появление фиктивного капитала исторически связано с развитием форм ссудного капитала.

Первоначальной формой фиктивного капитала, о чём говорилось ранее, выступали облигации государственных займов. В последующем появились акции и корпоративные облигации. Поэтому современная структура фиктивного капитала включает три основные формы, а именно: акции, корпоративные облигации и государственные облигации. Эти три формы составляют понятие классических видов ценных бумаг. Все другие виды ценных бумаг считаются производными от классических.

Облигации выражают кредитные отношения. Выпускаются в обращение, т.е. продаются эмитентами - частными и государственными юридическими лицами на определённый срок. По истечении этого срока они выкупаются обратно. Облигации гарантируют возврат вложенных средств и получение установленного стабильного дохода в виде процента либо дисконта.

Акции выражают отношения совладения капиталом. Выпускаются в обращение эмитентами - юридическими лицами на всё время существования эмитента, т.е. по существу бессрочны. Они предоставляют право получения части прибыли в виде дивиденда (обыкновенные и привилегированные акции), а также право участия в управлении капиталом (только обыкновенные акции). Стабильность дохода, приносимого обыкновенными акциями, не гарантируется в отличие от привилегированных.

3.1. КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ представляют собой долгосрочные и среднесрочные займы, размещаемые на рынке ценных бумаг. Облигации могут отличаться друг от друга доходностью, сроком действия, целевым назначением, обеспеченностью или необеспеченностью и др. В развитых странах существует большое разнообразие видов корпоративных облигаций. Например, в США можно выделить: промышленные, коммунальные, ипотечные, сезонные, гарантийно-конвертируемые, экологические и другие виды облигаций.

Корпоративные облигации преобладают в структуре источников финансирования экономики, занимая более 70% всех средств, привлекаемых через рынок ценных бумаг. Их приоритет обусловлен долгосрочностью и не изменением отношений собственности.

Все облигации по признаку качества и надёжности делятся международными и национальными рейтинговыми агентствами на ряд групп.

Международные рейтинговые агентства: «Moody , s», «Standard and Poor , s» (S& P) и другие. Обозначение NRnot rated (нет рейтинга) означает, что рейтинг эмитенту не присваивался. Обозначения буквами A, B, C и D – означают присвоение определенного рейтинга. Рейтинги группы А (инвестиционного класса) свидетельствуют о хороших финансовых показателях – высокая прибыль и ликвидность активов, малая зависимость от колебаний процентной ставки, высокая степень надежности. Облигации групп B и C – т.н. junk bonds («мусорные», т.е. высоко рискованные). Облигации группы B – для тех, кто ищет доход выше среднего уровня (инвестиционные и венчурные компании). Российские облигации, как государственные, так и корпоративные, входят в эту группу – опасные для инвестирования. Большинство из них до 1998 г. имели рейтинг ВВ - умеренно рискованные. Рейтинг класса С – скорее предупреждение о возможных потерях, чем рекомендация инвесторам (вновь созданные компании с сомнительными перспективами).

Класс рейтинга Степень надежности «Moody , s» «S& P»

Инвестиционный Высшая степень надежности Aaa AAA

Очень высокая степень надежности Aa1 AA+

Aa2 AA

Aa3 AA-

Надежность выше среднего A1 A+

A2 A

A3 A-

Средняя степень надежности Baa1 BBB+

Baa2 BBB

Baa3 BBB-

 

Спекулятивный Уровень риска спекулятивный Ba1 BB+

Ba2 BB

B3 B-

..........

 

Очень высокая вероятность

невыполнения обязательств Caa1 CCC

Ca CC

C C

Невозможность выполнения

обязательств - DDD

- DD

- D

 

Российские рейтинговые агентства: ИЦ «Рейтинг»; Агентство финансовой

информации «Интерфакс» («Интерфакс – АИФ»); «Коммерсант – Daily»; журнал «Деньги» и др. Национальные рейтинговые агентства часто не имеют достаточного авторитета.

Каждая позиция в группе имеет определённую твёрдую характеристику. В целом, более высокое качество всегда означает более низкий процент дохода по облигации. Облигации по сравнению с акциями более устойчивы к колебаниям экономической конъюнктуры, т.е. доходы и их рыночный курс достаточно стабильны.

СТОИМОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЛИГАЦИЙ. Облигации имеют нарицательную стоимость (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость указывается на самой облигации и обозначает сумму, которая предоставляется взаймы и подлежит возврату по окончании срока займа. Она является базовой величиной для расчёта приносимого облигацией дохода. Процент либо дисконт по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за определённый период времени рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и ценой приобретения облигации.

Облигации, как правило, имеют относительно высокую номинальную стоимость и ориентированы на состоятельных индивидуальных и институциональных инвесторов. В этом заключается одно из их отличий от акций, номинальная стоимость которых устанавливается в расчёте на более широкий круг инвесторов. Следует отметить, что если для акций номинальная стоимость - величина довольно условная, т.к. они продаются и покупаются преимущественно по ценам, не привязанным к номиналу (могут выпускаться акции без указания номинала), то для облигаций номинальная стоимость является важным параметром, значение которого не меняется в течение срока действия облигационного займа. По первоначально установленной величине номинала облигации погашаются после окончания срока их обращения.

Курс облигации. С момента эмиссии облигации и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже номинала, равна ему или превышать номинал. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из конъюнктуры, сложившейся на фондовом и финансовом рынках, а также в зависимости от двух главных качеств самого займа, а именно:

-перспективы получения номинальной стоимости облигаций при их погашении (чем ближе срок погашения в момент приобретения облигации, тем выше её рыночная цена);

-права на получение регулярного фиксированного дохода (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше её рыночная стоимость).

Рыночная цена облигаций зависит также от ряда других параметров, важнейшим из которых является надёжность или риск инвестиций. Поскольку номиналы различных облигаций могут существенно различаться между собой, часто возникает необходимость в сопоставительном измерителе их рыночных цен. Таким измерителем является курс облигации.

Курс облигации представляет собой значение её рыночной цены, выраженное в процентах к номиналу:

Цр, где: Ко - курс облигации;

Ко = ------ 100 (3.1.) Цр - рыночная цена облигации;

Но Но - номинал облигации.

 

ЗАДАНИЕ 3.1. Определить курс облигации и указать единицу его измерения, если известны:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Рыночная цена (руб.) 65, 7 198, 2 351, 4 749, 5 1103

Нарицательная сто-

имость (руб.) 50 200 350 750 1000

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты ответов

Варианты задания 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 99, 3 99, 9 100, 9 110, 4 131, 4

П 99, 1 99, 3 100, 1 100, 4 110, 3

Ш 99, 9 100, 4 100, 9 110, 3 110, 4

IV 99, 1 99, 9 100, 4 100, 9 131, 4

V 99, 3 100, 1 110, 3 110, 4 131, 4

 

 

Дисконт и процентный доход по облигации. Облигации, как и другие ценные бумаги, являются объектом инвестирования и приносят владельцам доход. Общий доход по облигации включает следующие составляющие:

- периодически выплачиваемые проценты (купонный доход);

- изменение стоимости облигации за определённый период времени;

- доход от реинвестирования выплаченных процентов.

Рассмотрим элементы, составляющие общий доход по облигации. Облигации, в отличие от акций, приносят держателям фиксированный текущий доход. Он представляет собой т.н. постоянный аннуитет, т.е. право получать ежегодно фиксированную денежную сумму в течение ряда лет. Проценты по облигациям, как правило, выплачиваются один - два раза в год (купонный доход). Чем чаще они выплачиваются, тем больший потенциальный доход приносят облигации, поскольку полученные проценты могут реинвестироваться.

Размер купонного дохода по облигации зависит в первую очередь от её надёжности, т.е. от устойчивости компании-эмитента её выпустившей. Чем устойчивее эмитент и надёжнее облигация, тем ниже процент выплат устанавливается по ней. Помимо этого, существует зависимость размера процентного дохода и срока обращения облигации - чем больше период обращения облигации, тем выше процент дохода устанавливаемый по ней.

Облигации могут быть бескупонными и продаваться по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. При покупке и продаже таких облигаций требуется определение оптимальной цены, по которой следует продать облигацию сегодня, если известна сумма дохода (дисконт), которая будет получена в будущем, а также действующая норма доходности на финансовом рынке (ставка рефинансирования). Процесс определения этой цены носит название дисконтирования, а сама цена - настоящей стоимости будущего дохода:

Но, где: Цд - цена продажи облигации

Цд = ------------ (3.2.) с дисконтом;

Л Пс Но - номинальная цена;

1 + ------- Л - число лет до погашения;

100 Пс - норма ссудного процента.

 

Знаменатель этого выражения представляет собой дисконтный множитель, показывающий, какую долю составляет цена продажи облигации в её номинальной стоимости. Разность (Но - Цд) является дисконтом (Дд) и представляет собой установленный доход по облигации.

ЗАДАНИЕ 3.2. Определить цену продажи бескупонной дисконтной облигации и указать единицу её измерения, при действующей ставке рефинансирования - 25% и, если известны:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Нарицательная сто- 50 200 350 750 1000

имость (руб.)

Срок обращения (лет) 0, 25 0, 5 0, 75 1, 0 1, 5

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты задания Варианты ответов 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 43, 5 47, 0 48, 9 50, 9 52, 0

П 165, 9 167, 8 168, 1 177, 8 210, 1

Ш 293, 2 294, 7 325, 0 358, 7 371, 2

IV 600, 0 650, 4 665, 5 750, 0 850, 4

V 709, 3 724, 6 727, 3 894, 6 1100, 5

 

Последним элементом общего дохода по облигации является доход от реинвестирования полученных процентов. Он может иметь место, если текущие процентные доходы по облигации постоянно реинвестируются. Размер такого дохода может быть весьма ощутимым для владельца при приобретении им долгосрочных облигаций.

Общий доход, приносимый облигациями, как правило, ниже, чем по другим видам ценных бумаг. Это связано с более высокой надёжностью облигаций по сравнению, например, с акциями. Доходы по облигациям существенно меньше подвержены влиянию циклических колебаний экономики и изменений конъюнктуры рынка.

Доходность облигаций. При определении эмитентами параметров выпускаемых облигационных займов, выборе инвесторами облигаций при их покупке, формировании профессиональными участниками фондового рынка инвестиционных портфелей и т.д. возникает необходимость сравнительной оценки эффективности облигационных займов. Эта оценка сводится, главным образом, к определению доходности облигаций.

Доходность облигаций, в общем виде, представляет собой доход, приходящийся на единицу затрат, т.е. является относительным показателем. Доходность облигаций можно разделить на текущую и полную. Показатель текущей доходности характеризует размер поступлений дохода по облигации за текущий период времени - год, как правило:

Пг, где: Дт - текущая доходность облигации;

Дт = ----- 100 (3.3.) Пг - сумма выплачиваемых за год процентов;

Цр Цр - рыночная цена приобретения облигации.

 

Текущая доходность является простейшей характеристикой облигаций. Пользуясь только ею, невозможно выбрать наиболее эффективный вариант инвестирования средств, поскольку этот показатель не отражает изменение стоимости облигаций за период владения ими. Текущая доходность бескупонных облигаций, рассчитанная таким способом, будет равна нулю, однако доход по ним в форме дисконта всё равно будет иметь место.

ЗАДАНИЕ 3.3. Определить текущую доходность облигаций и указать единицу её измерения, если известны:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Рыночная цена

приобретения (руб.) 65, 7 198, 2 351, 4 749, 5 1103

Сумма, выплачиваемых

за год процентов (руб.) 7, 5 9, 0 10, 0 12, 5 25, 0

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты ответов

Варианты задания 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 4, 5 8, 2 11, 4 11, 6 12, 0

П 1, 7 2, 3 3, 0 3, 9 4, 5

Ш 1, 7 2, 8 4, 1 8, 2 11, 6

IV 1, 1 1, 2 1, 5 1, 7 2, 8

V 2, 3 3, 0 3, 9 7, 1 11, 4

 

Показатель полной доходности учитывает оба источника дохода, приносимого облигациями. Он характеризует полный доход по облигации, приходящийся на единицу затрат при её покупке:

По + Дд, где: Дп -полная доходность облигации;

Дп = ------------ 100 (3.4.) По -совокупный процентный доход;

Цр Л Дд -размер дисконта по облигации;

Цр -рыночная цена приобретения;

Л -число лет владения облигацией.

 

Уточним, что размер дисконта равен разности между номиналом (Но) и рыночной ценой приобретения облигации (Цр), если она находится у инвестора до погашения. Если инвестор продает облигацию раньше срока погашения, то размер дисконта составляет разность между ценами продажи и приобретения облигации.

ЗАДАНИЕ 3.4. Определить полную доходность облигации и указать единицу её измерения, если известны:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Рыночная цена при-

обретения (руб.); 65, 7 198, 2 351, 4 749, 5 1103

Число лет владения

облигацией (лет); 3 5 7 10 15

Совокупный процент-

ный доход (руб.); 22, 5 45, 0 70, 0 125, 0 375, 0

Размер

дисконта (руб.). -15, 7 +1, 8 -1, 4 +0, 5 -103, 0

 

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты ответов

Варианты задания 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 1, 4 1, 9 2, 1 3, 4 4, 1

П 1, 9 2, 3 4, 7 5, 3 5, 7

Ш 1, 0 1, 8 2, 0 2, 8 3, 4

IV 1, 5 1, 6 1, 7 2, 5 3, 7

V 1, 2 1, 6 2, 2 3, 6 4, 5

 

Существуют более сложные алгоритмы расчета полной доходности, в частности, учитывающие третью составляющую совокупного дохода, приносимого облигациями в результате реинвестирования процентных выплат.

На показатели доходности облигаций существенное влияние оказывают два важных фактора, а именно: инфляция и налоги. Если полная доходность облигации превышает уровень текущей инфляции на определённый процент, то именно он и будет составлять её реальный доход. Если уровень инфляции будет равен или превысит полную доходность, то владельцы облигаций с фиксированным процентом могут не получить доход вовсе или даже понести убытки. Следовательно, в условиях галопирующей инфляции для поддержания доходности инвестиций на уровне адекватном текущей ставке рефинансирования, инвесторам следует избегать вложений в долгосрочные облигации.

Доходность облигаций (за исключением государственных) уменьшают также и налоги. Поэтому, реальная доходность облигаций должна рассчитываться после вычета из дохода, приносимого ими, сумм уплаченных налогов с учётом прогнозируемых темпов инфляции. Реальная доходность может служить инструментом выбора эффективных вариантов вложения капитала.

ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Номера Варианты заданий

заданий I П Ш IV V Ед.изм.

----------------------------------------------------------------------------------------------

3.1. 5 1 2 2 3 %

3.2. 2 4 2 1 3 руб.

3.3. 3 5 2 4 1 %

3.4. 4 3 4 3 2 %

 

3.2. АКЦИИ. По признаку получения дохода акции делятся на обыкновенные и привилегированные. Дивиденды, т.е. часть прибыли, выплачиваемые по обыкновенным акциям, зависят от колебаний размера прибыли компании и, как правило, они ниже доходов по привилегированным акциям. Обыкновенные акции, в отличие от привилегированных, предоставляют владельцу право голоса на общем собрании акционеров. Кроме того, владельцы любых видов акций имеют первоочередное право на приобретение новых акций, выпускаемых компанией, а также право на определённую часть имущества компании при её ликвидации. По другим признакам акции могут быть предъявительскими и именными, одноголосыми и многоголосыми и т.д. Акции имеют три формы стоимости: нарицательную, балансовую (отношение чистой стоимости активов компании к количеству выпущенных акций) и рыночную.

СТОИМОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКЦИЙ. Номинальная стоимость акций, как уже отмечалось - величина довольно условная. Акции продаются и покупаются по ценам, как правило, не привязанным к номиналу. Могут выпускаться акции и без указания номинала. Фактически акция представляет собой бессрочную ссуду эмитенту и не имеет гарантированной стоимости погашения, а также установленного твёрдого размера дохода, в отличие от облигации.

Оценка потенциального дохода от акций осуществляется так же, как по облигациям, т. е. доход от полученных дивидендов и прирост капитала связаны с изменениями цены. Однако размер дивидендов зависит от чистой прибыли компании, величина которой весьма нестабильна и не может быть ни кем гарантирована. Поэтому дивидендный доход, хотя и важен, имеет второстепенное значение по сравнению с доходностью капитала по акциям. Другие аспекты стоимостных характеристик акций заметно отличаются от облигаций.

Существенным является учёт стадии развития сектора деятельности эмитента (производимого продукта, услуги), а также этапа экономического цикла, на котором находится его компания. Продукт (услуга) может быть в стадии активного продвижения на рынок или вытеснения его оттуда конкурентами. Важно также, находится ли компания на этапе расширения или вынужденного свёртывания масштабов своей деятельности. Всё это необходимо учитывать при оценке стоимостных характеристик инвестиций в акции и, в определённой мере - в корпоративные облигации.

Дивидендная доходность акций может определяться, как текущая, так и перспективная. Эти показатели рассчитываются аналогично текущей доходности облигаций:

Дс, где: Дд -дивидендная доходность;

Дд = ------ 100 (3.5.) Дс -сумма дивидендов за известный период;

Цр Цр -текущая рыночная цена акции.

 

ЗАДАНИЕ 3.5. Определить текущую дивидендную доходность акции за год и указать единицу её измерения, если известны:

 

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Сумма дивидендов

за год (руб.) 80 190 150 200 300

Текущая рыночная

цена (тыс.руб.) 1, 9 2, 4 3, 0 3, 3 3, 7

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: год руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты ответов

Варианты задания 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 3, 5 4, 2 5, 5 6, 0 8, 2

П 7, 9 8, 6 8, 7 8, 9 9, 6

Ш 3, 8 4, 0 4, 7 4, 8 5, 0

IV 4, 3 5, 1 6, 1 7, 0 8, 3

V 5, 4 6, 1 7, 4 8, 1 8, 2

 

Если в расчётах использовать не известные по прошлым выплатам суммы дивидендов, а показатели их прогнозируемых величин, то можно определить ожидаемую или перспективную доходность акций.

Дивидендная доходность акций, как правило, всегда ниже, чем доходность облигаций. Расчёты и сравнения этих показателей полезны при принятии решений о направлениях инвестирования капитала и др.

Доход на акцию. Годовая чистая прибыль компаний, как правило, не направляется полностью на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Часть её резервируется, т.е. составляет нераспределённую прибыль, которая будет использована на различные цели в будущем. Поэтому акционеру важно оценить степень прибыльности компании, после произведения ею всех необходимых расходов и платежей по налогам, долгам, сборам и т.д., т.е. до выплат дивидендов по обыкновенным акциям. Такую оценку позволяет сделать показатель дохода на акцию:

П - Р, где: Да -доход на акцию;

Да = ---------- (3.6.) П -годовая общая прибыль;

Ка Р -необходимые расходы из прибыли;

Ка -количество выпущенных акций.

 

Сравнивая этот показатель с размером дивиденда, можно оценить величину нераспределённой прибыли на акцию, т.е. реальные резервы компании, и сопоставить их с аналогичными показателями других компаний.

ЗАДАНИЕ 3.6. Определить размер годового дохода на акцию и указать единицу его измерения, если известны:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Годовая общая при-

быль (тыс.руб.) 1200 1300 1500 28000 60000

Необходимые рас-

ходы и платежи из

прибыли (тыс.руб.) 1140 1150 1410 25200 55800

Количество выпу-

щенных обыкновен-

ных акций (ед.) 120 150 300 500 2000

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: год руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты ответов

Варианты задания 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 0, 3 0, 4 0, 5 0, 6 0, 7

П 0, 7 0, 8 0, 9 1, 0 1, 1

Ш 0, 3 0, 4 0, 5 0, 6 0, 7

IV 5, 2 5, 3 5, 4 5, 5 5, 6

V 2, 0 2, 1 2, 2 2, 3 2, 4

 

Отношение цены к доходу на акцию. Этот коэффициент обычно используется для ориентировочного сопоставления качества акций компаний одного сектора (отрасли) деятельности. Сравнение акций компаний одной отрасли разных стран, тем более разных отраслей деятельности, с помощью отношения цены к доходу не даёт объективной картины. Он позволяет приблизительно оценить срок окупаемости затрат на приобретение акций компании при условно предполагаемом постоянном уровне её прибыльности:

 

 

Цр, где: Ц/Д -отношение цены к доходу;

Ц/Д = ------ (3.7.) Цр -текущая рыночная цена акции;

Да Да -годовой доход на акцию.

 

ЗАДАНИЕ 3.7. Определить отношение цены к доходу на акцию и указать единицу его измерения, если известны:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Текущая рыночная

цена (тыс.руб.) 1.9 2, 4 3, 0 3, 3 3, 7

Годовой доход на

акцию (тыс.руб.) 0, 5 1, 0 0, 3 5, 6 2, 1

 

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: год руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты ответов

Варианты задания 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 3, 2 3, 4 3, 6 3, 8 4, 0

П 2, 0 2, 2 2, 4 2, 6 2, 8

Ш 6, 0 7, 0 8, 0 9, 0 10, 0

IV 0, 6 0, 7 0, 8 0, 9 1, 0

V 1, 6 1, 8 2, 0 2, 2 2, 4

 

Высокие значения отношения цены к доходу могут свидетельствовать о завышенной, спекулятивной стоимости акций на рынке или отражать большую уверенность инвесторов в потенциальном росте доходов компании.

Чистая стоимость активов на акцию. Сущность коэффициента состоит в отражении стоимости всех активов компании, которые потенциально могли бы быть проданы за наличные с распределением денежной выручки между акционерами в соответствии с количеством обыкновенных акций. Другими словами - это акционерный капитал в совокупности с резервами компании, приходящийся на акцию.

Ак - Д, где: А/А -чистая стоимость активов на акцию;

А/А = --------- (3.8.) Ак -совокупные активы компании;

Ка Д -сумма долгов и издержек;

Ка -количество выпущенных

обыкновенных акций.

 

ЗАДАНИЕ 3.8. Определить чистую стоимость активов компании, приходящуюся на акцию и указать единицу её измерения, если известны:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Показатели Варианты задания

I П Ш IV V

----------------------------------------------------------------------------------------------

Активы компании

(тыс.руб.) 1400 1600 1800 40000 70000

Долги и издержки

(тыс.руб.) 1232 1345 1110 38850 64000

Количество выпущен-

ных обыкновенных

акций (ед.) 120 150 300 500 2000

 

 

Укажите правильные варианты ответов:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ед. измерения: год руб. % коэффициент

----------------------------------------------------------------------------------------------

Варианты ответов

Варианты задания 1 2 3 4 5

----------------------------------------------------------------------------------------------

I 1, 4 1, 9 2, 9 3, 2 3, 4

П 1, 1 1, 7 2, 1 2, 7 3, 5

Ш 1, 2 1, 3 2, 3 2, 6 3, 6

IV 0, 3 0, 8 1, 0 1, 8 2, 3

V 1, 0 1, 6 2, 4 3, 0 3, 6

 

Показатель чистой стоимости активов на акцию служит индикатором допустимого уровня снижения текущей рыночной цены акции компании. Если цена уменьшается до уровня индикатора, то может возникнуть соблазн приобретения контроля над компанией только для того, чтобы ликвидировать её.

Другие характеристики. Доходность капитала по акциям, с точки зрения инвестора, как уже отмечалось, приоритетна по отношению к дивидендному доходу. Однако прогнозировать этот показатель трудно ввиду бессрочности этих ценных бумаг, многофакторности изменения цены на них и ряда других особенностей.

Учитывая это, изменения цены на акцию можно сопоставлять с изменениями величины соответствующего фондового индекса, т.е. части адекватного рынка, к которому относится компания. При этом определяется коэффициент опережения или отставания цены на акцию по отношению к этому рынку за один и тот же период времени. Этот коэффициент в редких случаях может принимать отрицательные значения, что свидетельствует об обратном характере изменения цены акции по отношению к общей тенденции. Анализ изменений цен акций позволяет делать соответствующие выводы.

ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

----------------------------------------------------------------------------------------------

Номера Варианты заданий

заданий I П Ш IV V Ед.изм.

----------------------------------------------------------------------------------------------

3.5. 2 1 5 3 4 %

3.6. 3 4 1 5 2 руб.

3.7. 4 3 5 1 2 год

3.8. 1 2 3 5 4 руб.

 

 

3.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ более надёжны и менее доходны по сравнению с корпоративными. Главным назначением их выпуска является покрытие дефицита бюджета и образование т.о. государственного долга. Стоимостные характеристики государственных облигаций аналогичны корпоративным облигациям. В развитых странах они делятся на три основные группы: рыночные, нерыночные и облигации специальных займов.

Рыночные свободно обращаются на рынке и делятся в свою очередь на три вида: краткосрочные облигации и казначейские векселя со сроком обращения до одного года; среднесрочные облигации или ноты со сроком обращения от 1 до 5 лет; долгосрочные облигации или боны со сроком обращения от 5 до 25 лет.

Нерыночные облигации покупаются только один раз, т.е. их перепродажи не существует. К ним относятся т.н. сберегательные боны, налоговые сберегательные ноты и др.

Облигации специальных займов предназначены для приобретения только страховыми компаниями и пенсионными фондами. Другие инвесторы приобрести их не могут.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. В нашей стране, начиная с 20-х годов XX века, существовали практически только государственные займы. Они нередко носили принудительный характер и были мало привлекательными для многих инвесторов. После распада СССР, РФ стала приемником союзных государственных долговых обязательств и приступила к выпуску новых займов. Наиболее известными из них стали: Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), Казначейские обязательства (КО), Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), Облигации федеральных займов (ОФЗ), Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), Бескупонные облигации Банка России (БОБР) и др.

Основная цель выпуска ГКО, первый аукцион по размещению которых прошёл в 1993 г., состояла в финансировании бюджетного дефицита. Срок их обращения составлял 3, 6 и 12 месяцев в зависимости от серии. Доходность определялась разницей между ценой приобретения и стоимостью при продаже или погашении. Первое приобретение ГКО позволялось только финансовым учреждениям - официальным дилерам Банка России. Аукционы по первичному размещению ГКО проходили еженедельно, а вторичные торги - ежедневно. Облигации выпускались в электронной, т.е. безбумажной форме и считались максимально надёжными и ликвидными.

С 1994 г. начали выпускаться КО. Они были предназначены для погашения государственных задолженностей предприятиям. Государство, в лице Минфина РФ, гарантировало возврат долга через 360 дней с определённым процентом. КО являлись гибридом ценной бумаги и платёжного средства, т.к. предусматривали возможность расплачиваться по долгам с другими предприятиями. Их надёжность оценивалась очень высоко. В 1996 г. обращение КО было прекращено, в связи с рекомендациями МВФ.

Для погашения долгов ставшего неплатёжеспособным Внешэкономбанка СССР, в 1993 г., были выпущены в обращение ОВВЗ. Облигации выпускались номиналами в 1, 10, и 100 тыс. долл. США на срок от года до 15 лет. Они гарантировали ежегодный доход в размере 3% в валюте номинала.

В 1995 г. в качестве среднесрочных ценных бумаг в обращение были выпущены ОФЗ -ПК, т.е. облигации с переменным купонным доходом. Срок их обращения превышал один год. Особенностью этих бумаг являлись ежеквартальные купонные выплаты, размер которых был привязан к средней доходности одновременно погашаемых ГКО. Позже в обращении появились долгосрочные ОФЗ - ПД, т.е. облигации с постоянным купонным доходом. В 2003 г. на срок 2093 дня в обращение были выпущены ОФЗ – АД, т.е. облигации с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется частями, а процент дохода начисляется на непогашенную часть стоимости и фиксируется для каждого купона.

С 1995 г. начали обращаться купонные ОГСЗ с номинальной ценой 100 и 500 тыс. руб. Облигации выпускались в бумажной форме и являлись ценными бумагами на предъявителя. Официальным дилером по их размещению выступил Сбербанк РФ.

В сентябре 1998 г. Банк России предоставил рынку новый инструмент – собственные бескупонные облигации - БОБР. До этого времени эмитентом государственных облигаций выступал лишь Минфин РФ. Облигации имели срок обращения до 3 месяцев. Интерес участников рынка к ним не был высоким. Последний выпуск БОБР был погашен в феврале 1999 г. В последствии ЦБ РФ практиковал эмиссию подобных бумаг в небольших объемах.

В РФ выпускались и выпускаются другие виды государственных ценных бумаг.

Поскольку корпоративные ценные бумаги получили развитие в РФ только с начала 90-х годов, приоритет на отечественном рынке, в отличие от " запада", долго сохранялся за государственными облигациями. Акции и корпоративные облигации в своём большинстве, были и продолжают быть малонадёжными, малодоходными и мало ликвидными. Исключение составляет бумаги («голубые фишки») отдельных предприятий нефтегазовой, энергетической, телекоммуникационной, металлургической и др. отраслей, пользующиеся относительной популярностью. Среди российских частных ценных бумаг наиболее динамично развивающимся инструментом сегодня являются корпоративные облигации.

3.4. ПРОИЗВОДНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ (ДЕРИВАТИВЫ) получили широкое развитие в 60 - 80 годы XX века в рыночной экономике " западных" стран. Это связано с изменениями структуры современного рынка ценных бумаг. К ним относят любые ценные бумаги, цена которых внутренне зависит от цены базового актива, лежащего в их основе. Главными видами деривативов являются: конвертируемые облигации, варранты, фьючерсы, опционы, депозитарные расписки и др. разновидности. Операции с производными бумагами проводятся во всех развитых странах, как на первичном, так и на вторичном рынках.

Конвертируемые облигации предоставляют держателю право обменять (конвертировать) их при определённых условиях на акции по номиналу либо за дополнительную плату. Держатель такой бумаги реализует свое право, если доход по акции превысит доходность конвертируемой облигации, а цена конверсии (например, одна облигация 100$=20 акций по 5$) будет равна или выше рыночной цены акции при условии немедленной поставки (сделка «спот»).

Варранты - документы, предоставляющие право на покупку по установленной цене (цене подписки) в течение определённого периода времени классических видов ценных бумаг – акций и облигаций, выпущенных тем же эмитентом. Примером может служить выпускавшийся ранее российский приватизационный чек или ваучер – в обиходе.

Варранты очень схожи с опционами (о них скажем ниже). Однако первые выпускаются в обращение по решению эмитента, а вторые эмитируются по решению сторон опционной сделки. Кроме того, варранты имеют более длительные сроки обращения по сравнению с опционами.

Фьючерсы - срочные контракты (взаимные обязательства сторон), заключаемые по поводу купли-продажи в будущем (на установленную дату) классических видов ценных бумаг по цене, зафиксированной при их подписании. Поставка реальных бумаг по фьючерсам не обязательна. Могут заключаться также контракты по поводу биржевых индексов и других объектов. Стороны, как правило, ограничиваются взаимными денежными расчётами по результатам сделки в день её исполнения. Такие контракты могут многократно перепродаваться в течение срока их действия, т.е. являются спекулятивным инструментом.

Опционы – контракты (с заранее оплаченным правом выбора одной из сторон), заключаемые по поводу купли-продажи в будущем (в установленный период времени) классических видов ценных бумаг по цене, зафиксированной при их подписании, а также фьючерсов на бумаги с фиксированным доходом или на срочные денежные депозиты. Поставка реальных бумаг по этим контрактам, в отличие от фьючерсов, обязательна. Они также являются объектом биржевых спекуляций.

Депозитарные расписки будут рассмотрены в разделе «международные ценные бумаги».

3.5. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ отражают процесс секъюритизации, т.е. оформления в виде ценных бумаг кредитных орудий обращения и задолженностей банков и других субъектов корпорациям и гражданам. Наиболее широкое распространение среди них получили: сберегательные и депозитные сертификаты, инвестиционные сертификаты и векселя.

Сертификат представляет собой письменное свидетельство банка о депонировании определённой денежной суммы, с обязательством её возврата вкладчику в установленный срок и выплаты определённого процента. Различные виды сертификатов отличаются друг от друга минимальной величиной вкладов, сроком обращения, размером процентных выплат и другими параметрами. Сертификаты могут обращаться на рынке ценных бумаг, их движение носит спекулятивный характер.

Вексель - письменное обязательство должника (простой вексель) или приказ кредитора должнику (переводной вексель) об уплате обозначенной суммы в установленный срок. Различают коммерческие (товарные) и финансовые (банковские) векселя. Первые служат инструментом отсрочки платежа при продаже в кредит продукции одним предприятием другому. Вторые - инструментом привлечения краткосрочных финансовых ресурсов банками. Срок обращения векселя, как правило, не превышают 3 - 6 месяцев. В течение этого срока вексель может многократно перепродаваться на рынке.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОЛГОВ на рынке после их оформления в виде ценных бумаг в основном касается долгов граждан кредитно-финансовым учреждениям. Это долги преимущественно по потребительскому и ипотечному кредитам. Гораздо реже продаются долги корпораций, например по промышленным ипотекам. Долги, как и фьючерсы, могут многократно перепродаваться. Их продажа происходит за часть номинальной цены долга. При этом происходит смена кредитора. Реализацией долгов занимаются, главным образом, крупнейшие коммерческие банки.

Существуют также международные задолженности, в частности развивающихся стран. Реализацией этих долгов занимается МВФ и другие международные организации.

3.6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. К главным их видам относятся т.н. евробумаги и международные депозитарные расписки.

Евробумаги: евроноты, еврооблигации и евроакции. Они эмитируются в какой либо стране, номинируются в иностранной валюте и предназначаются для размещения за пределами этой страны.

Евроноты выпускаются международными корпорациями на срок от 3 до 6 месяцев. Они приносят изменяющийся процентный доход, ориентированный на ставку ЛИБОР - ставку предложения на Лондонском международном денежном рынке. Эти бумаги выступают одновременно как форма банковского кредита и вид облигационного займа. Рынок евронот начал развиваться с конца 70-х годов XX века.

Еврооблигации существуют со второй половины 60-х годов. С их появлением стали функционировать параллельно два рынка: рынок традиционных иностранных займов, размещаемых нерезидентами на одном из национальных рынков, и рынок еврооблигаций, размещаемых одновременно на нескольких международных рынках. Номинальная и рыночная цена еврооблигаций выражается в иностранной валюте. Они являются долгосрочными бумагами, т.к. период обращения разных их выпусков лежит в пределах от 7 до 40 лет. Основными эмитентами выступают международные корпорации, в частности кредитно-финансовые учреждения, правительства стран, а также местные органы власти.

Посреднические услуги при размещении новых выпусков еврооблигаций оказывают инвестиционные и коммерческие банки, а также банкирские дома. С этой целью, как правило, создаётся банковский консорциум, подписывающий соглашение с эмитентом, называемое " андеррайтингом".

В развитых странах выделяют несколько типов еврооблигаций, а именно: обычные или прямые, с плавающей процентной ставкой, с нулевым купоном, с индексируемым процентом, конвертируемые, с опционом.

Наиболее распространены обычные или прямые облигации. По ним выплачивается фиксированный процент. Их курс может меняться в связи с изменениями банковских процентных ставок.

Курс облигаций с плавающей процентной ставкой сильно зависит от колебаний рыночного процента. При его росте, как правило, увеличивается и объём эмиссии облигаций, при снижении - наоборот. Плавающий процент облигаций привязывается к ставке Лондонского рынка ссудного капитала с надбавкой, называемой " СПРЕДО".

Облигации с нулевым купоном позволяют получить доход только при их погашении за счёт разницы эмиссионной и номинальной цен. Этот доход, как правило, не облагается налогами.

Ставка по облигациям с индексируемым процентом привязывается к индексу цен на определённые группы стратегических товаров, в частности нефть, золото и др.

Конвертируемые облигации приносят меньший доход по сравнению с другими, но предоставляют владельцу право обменивать их на акции. Такое происходит в случае, когда дивиденды по акциям существенно превышают купонный процент.

Облигации с опционом позволяют владельцу выбирать различные варианты инвестиционной сделки. Они могут быть обменены на акции, облигации с плавающим и фиксированным процентом и др.

Российские еврооблигации (евробонды) начали выпускаться с 1996 г. Они номинировались в долларах США, немецких марках и приносили относительно высокие доходы (9 - 10% годовых), поскольку были недостаточно надёжными по оценкам " западных" инвесторов. Сроки обращения первых эмиссий составляли 5 - 10 лет. Они размещались с невысоким успехом на рынках стран Азии, Европы и Америки. Эмиссию еврооблигаций в стране осуществляли также отдельные субъекты Федерации и муниципальные образования, в частности крупные города.

Евроакции по объёму эмиссии существенно уступают еврооблигациям. Это объясняется рядом факторов, главными из которых являются: ограниченность института международной фондовой биржи и большее предпочтение инвесторов к хорошо известным им акциям национальных компаний. Эмитентами евроакций выступают преимущественно международные корпорации. Перепродажа этих бумаг происходит и на национальных фондовых биржах, однако далеко не все страны допускают туда иностранные ценные бумаги.

Международные депозитарные расписки. Это производные ценные бумаги, выпущенные на бумаги национальных предприятий и имеющие свободное хождение за рубежом. Одной из главных причин их появления в РФ были определённые трудности в части проведения спекуляций иностранными портфельными инвесторами, связанные с отсутствием в стране чётких гарантий при переоформлении прав собственности на приобретённые акции. Выпускаются два вида бумаг этого типа - американские депозитарные расписки (АДР), номинированные в долларах и обращавшиеся на рынке США, и глобальные депозитарные расписки (ГДР), обращавшиеся, кроме американского, ещё и на рынках стран Западной Европы. На американском рынке, например, обращались расписки, выпущенные на акции ТД " ГУМ", НК" ЛУКойл", Инкомбанка и др. Выпуском АДР на акции этих и других учреждений, а также их размещением, занимались, прошедшие аудит по международным стандартам, такие известные корпорации, как РАО" ЕЭС России", ОАО" Ростелеком", ОАО" Мосэнерго", ОАО" Сургутнефтегаз" и др. Выпущенные российскими корпорациями АДР, позволяли их владельцам иметь все права акционеров, в т.ч. получения дивидендов, а также работать на американском рынке при наличии некоторых объективных ограничений.

Cуществуют другие виды международных ценных бумаг.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.