Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм управления инновациями






Чтобы организовать процесс управления инновациями на микроуровне, необходимо решить следующие задачи:

-привести в соответствие цель управления инновациями с целью функционирования организации в целом (например,) работка качественно нового товара для захвата определенного сегмента рынка);

- выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (пример, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база);

-определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др.);

- построить механизм управления инновациями.

Рассмотрим элементы механизма управления инноваций более подробно.

1. Прогнозирование инноваций в организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех основных этапов:

- установление объекта прогноза;

- выбор метода прогнозирования (например, метол экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.).

- разработка самого прогноза и его вероятностная оценка.

2. Планирование инноваций предполагает соблюдение ряда принципов:

1) приоритетность -в план необходимо включать самые важные и перспективные направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;

2) непрерывность планирования — закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития;

3) сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука — производство: НИОКР, технологической подготовки производства, выпуска новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяется в крупных корпорациях, которые располагают значительными внутренними инвестициями);

4) комплексность планирования — тесная взаимосвязь инновационного плана с разделами плана экономического и социального развития организации, производственной программой инвестиционным планом, кадровой политикой организации финансовым планом;

5) экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами — включение в план только экономически выгодных ме­роприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, то есть со­ставление бизнес-плана инноваций организации.

3. Анализ ситуации включает в себя сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранная информация классифицируется, анализируется менеджерами различных уровней. Реальные значения контролируемых инно­вационных параметров сравниваются с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить ряд проблем, требующих скорейшего решения.

4. Идентификация потребности в инновации представляет собой ее определение и правильную формулировку, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Следует учитывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и с рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть осуществлена только в рамках инновационного отдела организации, требуется помощь маркетингового отдела.

5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций предполагает выбор критериев, по которым будет производиться сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).

6. Разработка альтернатив — это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде.

7. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков альтернатив, а также анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки. Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, включающий в себя анализ нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учитывать и уровень риска (например, выбирается не самый прибыльный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха).

8. Разработка и согласование управленческого решения относительно инновации подразумевают сотрудничество инновационного отдела с другими подразделениями организации и управленческим персоналом. Специфика управления инновациями заключается в том, что разрабатываются они, как правило, квалифицированными специалистами, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, ориентированных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в рамках коллектива выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно.

9. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывается программа реализации управленческого инновационного решения, которая должна выполняться подразделениями в соответствии с деревом целей.

10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы в задачу менеджеров разных уровней входит контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.

Инновации представляют собой специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий.

Таким образом, основным требованием для управления инновациями становится системный подход, определяющий взаимосвязи и взаимозависимость между подразделениями организации, необходимость прямых и обратных связей в структуре управления.

 

Контрольные вопросы:

1. Основные понятия.

2. Классификация инноваций.

3. Уровень новизны инноваций.

4. Функции инноваций.

5. Мотивация инноваций.

6. Жизненный цикл инноваций.

7. Механизм управления инновациями.

 

Рекомендуемая литература:

1. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: «Инфра», 2008.

2. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент.: Учеб. пособ. для вузов. 2-ое изд. Перер. доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. Marking.com

2. Ref by

3. Alleng.ru

4. Venture-buz.ru

5. Referatwok.ru

6. Lib.mexmat.ru

7. Studyspace.ru

8. Aup.ru

9. Obiznese.ru

10. Kodges.ru

11. Ukazka.ru

12. Bestreferat.ru

13. Institutioness.com







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.