Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические, организационные, методологические основы БЖД






 

План лекции

1. Введение. Актуальность и современное состояние вопросов безопасности в РФ.

2. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека.

3. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины.

4. Основные понятия, термины, определения.

5. Модель процесса деятельности как логическая схема построения курса БЖД.

6. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

 

1. Введение. Актуальность и современное состояние вопросов безопасности в РФ

 

Безопасность деятельности - одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безо­пасности еще больше обострились.

Мир, в котором, мы живем, полон опасностей. Многие достижения на­учно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихий­ных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей.

Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опасности, с развитием химии связано усиление токсичных воздействий на че­ловека. Технические системы и производства, созданные на Земле, приве­ли к росту потенциальных опасностей для всего населения. Энергетические возможности человека стали соизмеримы с природными. По мере развития цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека.

О неудовлетворительном состоянии вопросов безопасности у нас в стране говорит статистика аварий, экологических катастроф, травматизма и заболеваемости среди населения.

Так, число погибших от несчастных случаев в России за последние 5 лет возросло в 1, 7 раза и составило 254 тысячи человек за год. Число инвалидов составляет 4.700.000 человек. При этом сфера производства перестала быть самой опасной. Наи­большую опасность стал представлять транспорт (84.059 человек), отрав­ления (29.666 человек), криминализация общества дала 33.456 убийств и 45.909 самоубийств 69.834 пропало без вести. От­носительные показатели гибели людей от техногенных аварий в России в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Остаётся крайне сложной экологическая обстановка.

В настоящее время почти 70.000.000 человек дышат воздухом, насы­щенным опасными веществами при концентрации в 5 и более раз превышаю­щей предельно допустимую. В 2009 году в 84 городах России отмечался уровень загрязненности воздуха в 10 и более раз превышающий санитар­но-гигиенические нормы. От 20 до 30 % общих заболеваний населения про­мышленных центров обусловлено именно этими причинами.

Около трети всех проб воды из российских водоемов не отвечают са­нитарным требованиям для питьевого водоснабжения по своим химическим показателям и почти четверть - по бактериологическим.

15 % территории России признаются зонами с кризисной экологичес­кой обстановкой. Продолжительность жизни сокращается (59 лет для муж­чин), смертность превысила рождаемость, ожидается повсеместное продол­жение снижения уровня здоровья населения.

Происходящие в стране политические и социально-экономические про­цессы осложняют обстановку. Декларации в области прав человека не учи­тывают, что первейшее из прав человека цивилизованного общества - это право на жизнь с допустимым уровнем безопасности.

В чем причины неудовлетворительного состояния вопросов безопас­ности?

Можно выдвинуть целый комплекс причин экономического, правового, научно-образовательного и организационного характера, влияющих на состояние вопросов безопасности

1) в стране не созданы экономически побуждающие мотивы для того, чтобы заниматься вопросами безопасности, будь то в сфере производства или в области охраны окружающей среды. Стоимость жизни и здоровья че­ловека экономически не оценены (нет стоимостного эквивалента), а, сле­довательно, отрасль крайне нерентабельна, и капитальные вложения, направленные на решение вопросов безопасности, экономически нецелесооб­разны

2) несовершенна юридическая и правовая базы безопасности. Вследс­твие этого ни проектировщик, ни работодатель не обременены ответствен­ностью в области безопасности. В законодательстве нет четких критериев ответственности (материальной, уголовной) за нарушение требований бе­зопасности;

3) низкий уровень решения организационных вопросов безопасности (подбор и расстановка кадров, их аттестация, контроль за выполнением принятых решений и соблюдением технических и правовых норм экологичес­кой и производственной безопасности);

4) необразованность и некомпетентность в вопросах безопасности, а также низкая экологическая культура, как руководителей всех рангов, ра­ботодателей, так и населения в целом.

Это основные причины неудовлетворительного состояния безопаснос­ти. В умонастроениях специалистов в области безопасности независимо от их интеллектуального уровня, социального или должностного положения, рода занятий и возраста продолжает доминировать житейско-философское пренебрежение к феномену опасности. Теория безопасности часто подменя­ется соображениями так называемого " здравого смысла". Первопричина та­кого положения двояка, она заключается в отсутствии досконально разра­ботанной научной концепции и теоретических основ, а также системы неп­рерывного образования в области безопасности.

К сожалению, в нашей стране нет ни одного научного учреждения, за­нимающегося разработкой теории безопасности, а ведь именно теоретичес­кие положения являются начальным этапом в становлении любой научной дисциплины и, в частности, " Безопасности жизнедеятельности".

 

2. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека.

 

БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии станов­ления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содержание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках еди­ного курса на основе общих концептуальных теоретических положений бе­зопасности деятельности человека объединяет знания в области " Охраны труда", " Охраны окружающей среды" и " Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безо­пасности в различных ситуативных условиях.

Аргументами в пользу введения единого курса является следующее:

- единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично, в результате, чего потеряно здоровье: на производстве, вследствие экологических катаст­роф или в результате их совокупного воздействия;

- в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во - всех сферах его деятельности;

- единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предме­та, дает более глубокие мировоззренческие понятия.

БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики.

Структура курса БЖД может быть различной, однако с* учетом прием­лемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов):

1) теоретические основы и методология безопасности деятельности чело века;

2) производственная (технологическая) безопасность;

3) экологическая безопасность;

4) безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со сторо­ны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматривать их в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе " Бе­зопасность в чрезвычайных ситуациях", а шум - в разделе " Технологичес­кая безопасность", хотя оба из указанных факторов определяют и эколо­гическую безопасность. Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.1.

 

Предметные связи и структура БЖД

 

Рис. 1

 

3. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины.

 

Основная цель курса " Безопасность жизнедеятельности" - вооружить выпускника ВУЗа теоретическими знаниями и практическими навыками в области безопасности во всех сферах его деятельности, рассматривая при этом полученное образование как элемент общетехнической культуры специалиста и базис технологий достижения социально обоснованного уровня безопасности.

Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении следующего ряда задач:

- разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа философско-пренебрежительного отношения к вопросам безопасности;

- формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопас­ности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного бла­гополучия

- освоение методик идентификации опасностей на основе системного анализа процессов взаимодействия в системах " Человек - Машина - Окру­жающая среда " с учетом психофизиологических особенностей жизнедея­тельности;

- формирование обоснованных подходов к проектированию новой тех­ники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности;

- овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных ре­шений в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

4. Основные понятия, термины, определения.

 

В любой научной и учебной дисциплине существенное значение имеет терминологический аппарат. БЖД оперирует рядом таких понятий. Опреде­лим основные из них.

Безопасность жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опас­ность, человек, защита.

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явле­ния и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здо­ровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность - это следствие воздействия на человека некоторых фак­торов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам человека как биологического объекта возникает феномен опасности. При де­тальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неб­лагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека.

Вредный фактор - такое воздействие на человека, которое в опреде­ленных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья, заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный фактор - воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здо­ровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедливы для их проявления в процессе любой деятельности человека (в производс­твенной, бытовой и природной среде).

Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не под­разделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо, т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перей­ти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фак­тор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условиях чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют пора­жающими факторами.

По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются в зависимости от их природной основы, а пассивные - от особенностей спо­соба их активизации (см. рис.2).

 

Классификация опасных и вредных факторов

Рис. 2

 

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, време­нем существования или воздействия на человека, вероятностью проявления размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровень шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие на организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т.д.).

Пространство, в котором постоянно действует или периодически воз­никают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной.

опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени - постоянными и временными.

Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.

Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск - количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопас­ности события.

Например, риск гибели человека на производстве у нас в стране

 

(СССР),

 

(Россия),

 

здесь: n - число летальных исходов за год; N - общее число работающих. Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный раз личными причинами (данные США)

 

автотранспорт - 3*10-4

падение - 9*10-5

пожар и ожог - 4*10-5

станочное оборудование - 1*10-5

огнестрельное оружие - 1*10-5

воздушный транспорт - 9*10-6

железнодорожный транспорт - 4*10-6

электрический ток - 6*10-6

молния - 5*10-7

ядерная энергия - 2*10-10

 

Общий риск США 6*10-4 Россия 1, 7*10-3

Приемлемый риск Rпр = 1*10-6, хотя это понятие субъективно. Срав­ните добровольный риск при пользовании автотранспортом (R = 3*10-4) и при использовании энергии атомных электростанций (R = 2*10-10).

 

5. Модель процесса деятельности как логическая схема построения курса БЖД

 

Для пояснения логики построения курса БЖД рассмотрим модель дея­тельности человека (см. рис. 3). Ее можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем: человек и среда, между которыми установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой. Первая цель – созидательная - достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая цель – запретительная исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т.е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности.

Модель процесса деятельности

Рис. 3

 

Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмот­рения особенностей поведенческой деятельности человек и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.