Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ себестоимости продукции все просмотреть и исправить






Себестоимость продукции - важнейший показатель экономи­ческой эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты исполь­зования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширен­ного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйство­вания.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяс­нить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Источники информации: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуля­ции себестоимости продукции, данные синтетического и аналити­ческого учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Объекты анализа себестоимости продукции:

· полная себестоимость продукции в целом и по элементам за­трат;

· уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные статьи затрат.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (см. таблицу).

 

Таблица: Затраты на производство продукции

 

Общая сумма затрат на производство продукции может изменить­ся из-за:

· объема производства продукции;

· структуры продукции;

· уровня переменных затрат на единицу продукции;

· суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают толь­ко переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные расходы (амор­тизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и админи­стративно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней произ­водственной мощности предприятия).

Зависимость общей суммы затрат от объема производства пока­зана на рисунке:

 

 

На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат —сумма постоянных и переменных зат­рат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства сумма переменных расходов возрастает, а при спаде производства, соответ­ственно, уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

 

 

где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;

VВП — объем производства продукции (услуг).

b — уровень переменных расходов наединицу продукции (услуг);

А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции;

 

Данные для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в нижеследующих таблицах.

 

Таблица: Затраты на единицу продукции, руб.

 

Таблица: Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции

 

Из таблицы видно, что в связи с сокращением выпуска продук­ции на 5% (Кvвп = 0, 95) сумма затрат уменьшилась на 2325 тыс. руб. (63675 - 66000).

За счет изменения структуры продукции сумма затрат возросла на 3610 тыс. руб. (67285 - 63675). Это свидетельствует о том, что в общем объеме производства увеличилась доля затратоемкой про­дукции.

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая их сумма увеличилась на 7543 тыс. руб. (74828 - 67285).

Постоя иные расходы возросли на 6682 тыс. руб. (81510 - 74828), что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.

Таким образом, общая сумма затрат выше базовой на 15510 тыс. руб. (81510 - 66000), или на 23, 5%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и ее структуры — на 1285 тыс. руб. (67285 - 66000), а за счет роста себестоимости продукции — на 14 225 тыс. руб. (81510 - 67285), или на 21, 5%.

В свою очередь, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки дея­тельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и ре­зультаты сложить:

 

 

На анализируемом предприятии за счет данного фактора общая сумма затрат на производство продукции возросла на 16810 тыс. руб.

В процессе анализа необходимо оценить также изменения в структуре по элементам затрат. Уменьшение доли заработной платы и увеличение доли амортизации свидетельствуют о повыше­нии технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увели­чивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повы­шении уровня кооперации и специализации предприятия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.