Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Учебное пособие “латинский язык” разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального






 

Учебное пособие “Латинский язык” разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100.62 Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 4. Пособие составлено для учебной дисциплины “Латинский язык” базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла по профилям ”Иностранный (английский) язык. Иностранный (немецкий) язык”, “Иностранный (немецкий) язык. Иностранный (английский) язык”, “Иностранный (французский) язык. Иностранный (английский) язык”, “Русский язык. Литература”, “Русский язык. Родной (татарский, чувашский) язык”.

Цель дисциплины – последовательное и всестороннее изучение основных теоретических аспектов фонетического, грамматического и синтаксического строя классического латинского языка, формирования умения первичной работы с латинскими текстами различной сложности. Курс предполагает расширить общелингвистический кругозор студентов, содействовать выработке у них научного подхода к изучаемому современному иностранному языку. Данный курс исходит из потребности современного гуманитарного образования, предполагающего не просто изучение еще одного языка, но рассмотрение его как инструмента познания мировой культуры, которой латинский язык служил на протяжении более чем двух тысячелетий.

Задачи дисциплины:

-сопоставительное описание общих черт и специфики фонетической системы классического латинского языка и современных европейских языков;

-ознакомление студентов с историческими особенностями литтерации латинского языка;

-ознакомление студентов с основными грамматическими категориями классического латинского языка;

-ознакомление студентов с основными категориями синтаксиса классического латинского языка

Для освоения дисциплины “Латинский язык”студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе. Латынь создает прочную лингвистическую основу для изучения других языков, дает представление о месте родного языка в системе индоевропейских языков. Параллельное сопоставление курсов русского, латинского и иностранных языков способствует усвоению материала, развивает навыки самостоятельной работы над текстами, стимулирует развитие памяти, мыслительных способностей и интеллекта студентов.

Освоение дисциплины “Латинский язык” является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурной

-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

-способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

-готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

-способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)

2) профессиональными, в частности

-лингвистической компетенцией т.е. владение языковым материалом для его использования в виде речевых высказываний

-социолингвистической компетенцией, т.е. способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;

-социокультурной компетенцией, т.е. ознакомление с социально-культурным контекстом функционирования языка, знание о национально-культурных особенностях Древнего Рима

В результате изучения курса «Латинский язык» студенты должны:

знать:

-значение и роль латинского языка в развитии современных иностранных языков;

-латинский алфавит и его значение для формирования алфавитов и азбук иностранных языков;

-правила чтения классической и традиционной латыни;

-качественные характеристики основных грамматических категорий классического латинского языка;

-качественные характеристики основных синтаксических конструкций классического латинского языка и особенности их перевода на русский язык;

-около 100 афоризмов

уметь:

-последовательно развивать высказывание, мысли на латинском языке

-понимать общее содержание высказывания

-писать связный микротекст

-задавать вопросы и отвечать на них

-точно понимать строевые элементы языка

-пользоваться двуязычным словарем

-ориентироваться в структуре текста

-работать с научной литературой, пользоваться современными аудио-, видео- и мультимедийными средствами;

-ставить исследовательские задачи и находить адекватные способы их решения.

владеть:

-основными грамматическими терминами латинского языка

-навыками и приемами лингвистического анализа

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Дисциплина преподается в первом семестре. Общая трудоёмкость составляет 2 ЗЕ или 72 часа: из них 32 часа аудиторной нагрузки и 40 часов самостоятельной работы с итоговым контролем - зачётом.

Таблица 1

Номер семестра Учебные занятия В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм Форма итоговой аттестации
Всего Лекции, час Лабораторыеые занятия, час Практические занятия, час Самостоятельная работа, час
Трудоемкость
Зач.ед. Часы
      - -     7 (20%) зачет

Примерный тематический план

Таблица 2

    Наименование тем Количество часов по формам организации обучения
Практические занятия Самостоятельная работа Объем учебной работы с применением интерактивных форм
Тема 1. Краткая история латинского языка      
Тема 2. Фонетика латинского языка      
Тема 3. Имя существительное      
Тема 4. Глагол      
Тема 5. Имя прилагательное      
Тема 6. Местоимение      
Тема 7. Предлоги и префиксы      
Тема 8. Наречия      
Тема 9. Словарный состав. Фразеология      
Тема 10. Синтаксис      
Обучение чтению      
Обучение письменной речи      
Обучение говорению      
Итого      

Содержание учебной дисциплины

 

Тема 1. Латинский язык и его место в семье индоевропейских языков

Генеалогическое древо индоевропейских языков. Краткая история латинского языка. Историко-культурное значение латыни в разные эпохи. Роль латыни в формировании интернациональной лексики и научной терминологии.

Тема 2. Фонетика латинского языка

Из истории письма. Значение латинского алфавита для формирования алфавитов и азбук новых языков. Долгие и краткие гласные. Согласные. Слогораздел. Количество слога. Правила ударения и произношения

Тема 3. Имя существительное

Общая характеристика имени существительного. Категории рода, числа, падежа. Пять типов склонения Имена существительные 1 склонения. 2 склонение имен существительных. 3 cклонение имен существительных Согласный тип. 3 склонение существительных. Гласный и смешанный тип Имена существительные 4 и 5 склонений. Обобщения. Исключения из правила о роде.

Тема 4. Глагол

Категории глагола: наклонение, залог, лицо, число. Глагольные основы. Четыре основные формы глагола. Четыре типа спряжения. Формы настоящего, прошедших и будущих времен индикатива активного и пассивного залогов. Повелительное наклонение. Неправильные глаголы

Тема 5. Имя прилагательное

Имена прилагательные 1, 2 и 3 склонений.

Тема 6. Местоимение

Личные и возвратные местоимения. Склонение местоимений.

Тема 7. Предлоги и префиксы

Предлоги с аккузативом. Предлоги с аблативом

Тема 8. Наречия

Образование наречий. Степени сравнения.

Тема 9.Словарный состав и фразеология латинского языка

Влияние словарного состава латинского языка на лексику и фразеологию иностранных языков. Словообразовательные модели существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Префиксация и суффиксация как модели словообразования. Латинские словообразовательные модели в современной терминологии


 

 

Тема 10.Синтаксис

Главные и второстепенные члены. Порядок слов. Синтаксические функции падежей. Синтаксический анализ простого предложения.

Обучение чтению

Чтение, перевод текстов.

Интерактивная форма обучения: работа в парах, работа в микрогруппах.

Обучение письменной речи

Письменные упражнения. Письменные высказывания по текстам

Интерактивная форма обучения: работа с Интернет-источниками

Обучение говорению

Вопросно-ответная работа по тексту.

Интерактивные формы обучения: работа в парах, работа в микрогруппах.

Методические рекомендации преподавателю

Курс рассчитан на 32 часа аудиторных занятий и 40 часов самостоятельной работы. Каждое занятие состоит из изложения нового грамматического материала, работы со связным текстом (аудирование текста, чтение, перевод, вопросы по тексту, пересказ текста, составление мини-диалогов), выполнения упражнений и письменной самостоятельной работы. Так как курс имеет ограниченное количество учебных часов, и соответственно на занятиях, возможно, ознакомить студентов лишь с основами латинского языка, то большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.

Методические рекомендации студентам

Курс имеет как общеобразовательное, так и практическое значение. Студенты знакомятся с миром языка, раскрыть который возможно, если изучать латынь в рамках сравнительного языкознания.

В течение курса студенты должны усвоить грамматику латинского языка в сопоставлении с грамматикой изучаемого современного иностранного языка. Кроме того, студенты должны овладеть необходимым лексическим минимумом, включающего в себя наиболее употребительные слова латинского языка, преимущественно непроизводные, являющиеся в то же время особенно продуктивными в образовании словарного состава современных иностранных языков и “интернациональной” терминологии. Студенты также должны иметь в своем активном запасе около 100 афоризмов. В конце изучения курса студенты должны написать контрольную работу. Итоговой формой контроля является зачет.


 

Примерный перечень вопросов к зачету

1.Латинский язык и его место в семье индоевропейских языков.

2.Латинский алфавит.

3.Имя существительное. Категории рода, числа, падежа. Пять типов склонения

4. Имена прилагательные 1, 2 и 3 склонений.

5.Местоимение. Личные и возвратные местоимения. Склонение местоимений

6.Наречие. Образование наречий. Степени сравнения.

7.Предлоги. Предлоги с аккузативом. Предлоги с аблативом.

8.Глагол. Категории глагола: наклонение, залог, лицо, число. Глагольные основы, четыре основные формы глагола. Четыре типа спряжения. Формы настоящего, прошедших и будущих времен индикатива активного и пассивного залогов. Повелительное наклонение. Неправильные глаголы

9.Синтаксис простого предложения. Главные и второстепенные члены. Порядок слов. Синтаксические функции падежей. Синтаксический анализ простого предложения.

 

Примерный перечень индивидуальных заданий

 

1.Освоение лексического фонда латинского языка (запоминание и использование в речи латинских крылатых выражений, интернационализмов, в том числе международной лингвистической терминологии).

2. Изучение тем, направленных на расширение и углубление общего лингвистического кругозора («Римский календарь», «Краткие сведения о латинском стихосложении», «Имена римских граждан», «Имена собственные латинского происхождения»).

3. Чтение, перевод, пересказ фабульных текстов

4.Выполнение подготовительных упражнений на освоение грамматического материала.

 

Система оценивания знаний студентов по дисциплине

Таблица 3

№ п/п Вид деятельности Максимальное количество баллов за занятие Максимальное количество баллов по дисциплине
1. Посещение практического занятия    
2. Работа на занятии: -результат выполнения домашней работы -работа на занятии    
3. Контрольное мероприятие - контрольная работа    
4. Зачет    
Итого 2 зачетные единицы    

Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента

Таблица 4

Семестр Баллы Посещение практических занятий Работа на практических занятиях Контрольная работа Зачёт
Разбалловка по видам работ 16х 1=16 баллов 16х8= 128 баллов баллов баллов
Суммарный макс. балл 16 баллов max 128 баллов max 28 баллов max баллов max

Критерии оценивания знаний студентов на зачёте

От 0 до 7 баллов:

Ответ на вопрос практически отсутствует. Студентом изложены отдельные фрагменты знаний, отсутствуют причинно-следственные связи. Речь неграмотная, латинская терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа.

От 7 до 14 баллов:

Ответ на вопрос складывается из разрозненных знаний. Студентом допущены существенные ошибки. Изложение материала нелогичное, фрагментарное, часто отсутствуют причинно-следственные связи, доказательность и конкретизация. Речь грамотная, латинская терминология используется недостаточно. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа.

От 14 до 21 баллов:

Относительно полный ответ на поставленный вопрос. Показано умение мыслить логически, определять причинно-следственные связи. Ответ изложен достаточно последовательно, грамотным языком с использованием современной латинской терминологии. Могут быть допущены заметные недочеты или неточности, частично исправленные студентом с помощью преподавателя.

От 21 до 28 баллов:

Полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Доказательно раскрыты основные положения. Ответ имеет четкую структуру, изложение последовательно, полностью отражает сущность раскрываемых понятий. Ответ изложен литературным языком с использованием современной латинской терминологии. Могут быть допущены 1-2 недочета или неточности, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

Согласно пункта 8.2. Положения о балльно-рейтинговой системе аттестации студентов от 06.07.2013 “при посещении не менее 85% занятий и получении 50% от максимального количества баллов по дисциплине, включая не менее половины от максимума баллов за каждое из обязательных контрольных мероприятий, зачет выставляется “автоматически” (без процедуры сдачи)”.

Следовательно, для получения зачета по дисциплине “Латинский язык” студенту нужно набрать не менее 100 баллов.

“В других случаях для получения отметки “зачтено” студент должен набрать необходимую сумму баллов при обязательной процедуре сдачи зачета.

Не допускается выставление отметки “зачтено” при получении студентом не менее 30% от максимального возможного количества баллов по дисциплине.”


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.