Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпохи Просвещения






План изучения темы:

1. Общая характеристика Нового Времени и качественные изменения в

организации образования в XVII - XVIII веках.

2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.

3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.

4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.

5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.

1. XVII - XVIII вв. - эпоха активного становления буржуазных отношений, абсолютистских государств и утверждения рационализма на Западе. Распространение мануфактур и вовлечение ремесленников и сельскохозяйственных производителей в интенсивный товарообмен свидетельствовало о прочности буржуазных элементов в экономике. Государства континентальной Европы обрели формы абсолютной монархии. Буржуазная революция 1640 - 1649 гг. в Англии стала ярчайшим примером непримиримых социальных антагонизмов.

Начало Нового Времени (XVII в.) ознаменовалось распространением в теоретическом разуме представлений об активном субъекте, вырвавшемся из средневековых пут и способном, развив себя, прожить ему одному свойственную жизнь. Интеллектуальная жизнь Запада стала определяться выдвинутым Ф. Бэконом (1561 - 1626) лозунгом «Знание - сила». Понимание мудрости окончательно слилось со знанием. «Мудрость - это совершенное знание принципов всех наук и искусств», - утверждал Г. Лейбниц (1646 - 1716).

Ф. Бэкон, живший на рубеже Возрождения и Нового Времени, способствовал дальнейшему утверждению в общественном сознании представления о праве человека на индивидуальность, свободный выбор своих занятий. «Счастливы те, - писал он, - чья природа находиться в согласии с их знаниями».

Порядок мироздания и особенности устройства человеческого общежития в XVII в. все чаще аргументируются не ссылками на волю Творца, а рационально постигаемыми законами природы, естественным правом. В духовной жизни усиливается влияние деизма (философско-религиозного учения о Боге как о безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие природы и общества.), растут атеистические настроения. Происходят изменения в отношении к личности и субъекту. Просвещенный образованный человек все больше начинает осознавать свою собственную автономию.

Таким образом, несмотря на утверждавшийся веками взгляд на мир как нечто непознаваемое и не поддающееся научному объяснению и человека как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения, в обществе начинают высказываться сомнения относительно этих постулатов.

Постепенно пробиваются ростки научного знания, а в педагогике развиваются новые идеи о сущности, назначении человека, о воздействии на него путем воспитания. В этот период новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

XVII столетие, подготовленное всем предшествующим развитием Европы, стало поворотным в истории Западной цивилизации и эволюции присущих ей, педагогических традиций. Особенность динамики развития и характер их содержания, отражали коренные сдвиги в материальной и духовной жизни всего западноевропейского общества.

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» - понятийно­терминологическим аппаратом. Эта система - плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А. Коменского.

2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 - 1670), чеху по национальности, философу и гуманисту, создателю научной педагогики. Именно в его творчестве педагогика обрела свой предмет и предстала в качестве особой отрасли знания. Целостную теорию образования он представил в единстве всех важнейших проблем: целей, задач, содержания, психологических предпосылок и факторов, методов и организационных форм воспитания и обучения человека.

Великий чешский педагог родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница (Чехия). Его отец был членом общины «чешских (богемских) братьев». Чешские братья отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 г. эпидемия унесла жизни всей семьи Коменского. Осиротевшего подростка приютили родственники и отдали в школу общины «чешских братьев» в Стражнице, где вскоре он стал одним из лучших учеников. Братские школы того времени, как и другие типы учебных заведений, были проникнуты схоластически-догматическим духом, но в отличие от прочих, давали знания необходимые для практической жизни и трудовой деятельности.

В возрасте 16 лет Коменский поступает в латинскую школу в городе Пршерове, где обнаруживаются его обширные дарования и исключительная работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша продолжает свое образование в Герборнском университете. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Гербона

Коменский совершил путешествие в Голландию. Свое образование он завершил в знаменитом Г ейдельбергском университете. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени он с большим увлечением работает в школе, улучшает ее, изучает педагогические труды, становится помощником епископа, женится.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей, были разгромлены и вынуждены скрываться в горах и лесах. В огне войны сгорел дом Коменского, чума унесла жизни его жены и детей.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией Чехии становится католичество, а «чешские братья» становились беженцами.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находят приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становиться одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии.

Здесь в 1628 г. он написал на чешском языке известную книгу «Материнская школа», которая получила в XIX в. огромную популярность и много раз переиздавалась. В 1631 г. году великий педагог создает свой знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам», который произвел настоящий переворот в преподавании языков и явился своеобразной детской энциклопедией. В этой книге, вместо сухих и непонятных правил Коменский представил 100 небольших рассказов из различных областей знаний на родном и латинском языках. В XVII - XVIII вв. эта книга служила основным учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Коменского приглашают в разные страны, его идеи привлекли внимание всех видных людей европейских стран. В разные годы он посещает Англию, работает во Франции. В 1642 г. он получил предложение переехать в Швецию и заняться вопросами преподпвания латинского языка. Материальную поддержку педагогу и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант, и Коменский вместе со своей новой семьей поселяется в Эльбинге, на побережье Балтийского моря. За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков».

В 1648 г. Коменский возвращается в Лешно, где был избран епископом общины «чешских братьев». Но вскоре его приглашают в Венгрию, где с согласия своей общины он поселяется с семьей и принимается реорганизовывать в соответствии со своими идеями школьное дело в Шарош- Патаке.

В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, а обучение словом связано с предметами.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось, и для предотвращения ее распада Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действий, община распалась, а Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.

С начала 60-ых гг. XVII в. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. В Амстердаме ему была предоставлена возможность, осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству.

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной степени исключали друг друга: античной философии,

протестантизма, идей Возрождения. В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на опыт, с одной стороны, и религиозность - с другой. По его мнению, мир - это «создание Божье», познание - «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал лишь подготовкой к вечной, загробной жизни, а цель воспитания в подготовке человека к потусторонней жизни. Эта двойственность мировоззрения отразилась на его и педагогических положениях.

По мнению Коменского, существуют три основные ступени (задачи) воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание).

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский глубоко осознал и высоко оценил роль воспитания. Его взгляд на человека и его воспитание противостоял догматам средневековья, несмотря на то, что происхождение природы и человека он приписывает божественному творению.

Но Бог у Коменского не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание его.

Человек, считал Коменский, есть «чистейший образец своего создателя», он «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» (Великая дидактика), это «микрокосм в макрокосме». Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей и задатков. В этом утверждении содержится новый, передовой взгляд по сравнению со средневековьем, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения.

От рождения человека не имеет никаких знаний и идей, разум его чист. Врожденным является у человека, считал философ и педагог, лишь стремление человека к знанию, а душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Ум человека отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, - писал Коменский в «Великой дидактике», что представляет собой как бы бездну, уму нет предела».

Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте - в детстве. Он утверждал, что «из каждого ребенка можно сделать человека». Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, сто при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на «самую высокую» ступень «лестницы образования».

Принцип природосообразности воспитания - положен Коменским в основу педагогики. Через все его педагогические сочинения красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.

Начиная с Коменского, этот принцип будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII - XIX вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики будет понимать его по-своему.

Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее общим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях», и пытается установить общие ее закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, - считал Коменский, но необходимо развивать и выяснять то, что имеет человек заложенным в себе самом».

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но, провозглашая равенство людей от природы, Коменский не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Исходя из идеи равенства всех людей и наличия у них природных дарований, понимаемых как врожденные силы души, делающие людей людьми, Коменский утверждал, что «необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человек учился и действовал по-человечески». В своих он настаивал, что «нужно такое образование, которое делало бы нас способными всегда все правильно разуметь, желать, делать, высказывать; только тогда, достигнув умом, душой, рукой и языком должного совершенства, мы будем справедливо называться людьми». Образованные люди, по мнению Коменского, живут между собою мирно, исполненные света, разума, благой воли и чистой совести, довольные Богом и собой» («О развитии природных дарований»).

Именно эти идеи и составляют стержень педагогики Коменского. В них прослеживается стремление рассматривать образование, с одной стороны как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивирования в нем потенций, заложенных в нем от природы, а с другой - как средство формирования в нем человеческой гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение.

Коменский стремился найти путь сделать человека счастливым и с точки зрения его индивидуального, и с точки зрения его социального бытия. При этом он исходил из того, что общей предпосылкой человеческого счастья является цельность и гармоничность личности, не противоречащая цельности и гармоничности общества.

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, то есть обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке для всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

Суть педагогической организации развития человека, обладающего врожденным стремлением к деятельности и знанию, Коменский видел в поиске методов, форм и средств, стимулирующих познавательную активность ученика и обеспечивающих саморазвитие его личности.

Утверждая, что весь мир есть школа, Коменский стремился создать теорию обучения всех всему на протяжении всей жизни - теорию непрерывного образования целостной личности. Свою «Великую дидактику» ученый-педагог определяет, как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменского определены четыре основных общих требования к обучению:

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать с простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

2. Легкость обучения достигается тогда, когда обучение начинается в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более сложному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаются вперед не спеша, а изучаемое в школе увязывается с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закркпляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Исходя из природы человека, Коменский делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

- детство - от рождения до 6 лет включительно (характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств);

- отрочество - от 6 до 12 лет (период активного развития памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой);

- юность - от 12 до 18 лет (помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления);

- возмужалость - от 18 до 24 лет (период развития воли и гармоничного существования).

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям, Коменский выделяет определенные ступени образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, которая была первой ступенью обучения и подразумевала дошкольное воспитание под руководством матери. Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее он составил первое в мире методическое руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частично сами, частично с помощью нянек должны заботиться о детях.

Материнская школа, учитывая природные особенности детей до шестилетнего возраста, должна дать детям первоначальные представления и живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети узнают элементарные понятия из области естествознания, астрономии, географии.

Коменский в этом возрасте рекомендует приучать детей к труду, знакомить детей с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста заключается в воспитании у них умеренности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и любви к людям.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая, по его мнению, должна быть в каждой общине. Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословия, расы и нации.

В школе родного языка, считал Коменский, детей нужно учить тому, без чего им нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения, уметь петь. Ребенок в школе родного языка должен усвоить этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил и научиться их применять, узнать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни, познакомиться с различными видами ремесел.

Историческая заслуга Коменского заключается в том, что он был одним из первых, кто осознал огромное значение начальной школы и наметил продолжительный курс обучения в ней. Коменский подчеркивал, что это должна быть непременно школа родного языка (тогда как церковные школы обучали детей на непонятном латинском языке), расширил содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу (гимназию), которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать, считал Коменский, с изучения родного языка, латинского или греческого, а затем еще какого-либо иностранного языка, физики, истории, географии, естествознания, математики. По мнению великого педагога, преподаваться дисциплины должны в строгой последовательности, начиная с изучения языков, затем переходя к изучению реальных наук и философии, завершая курс гимназии изучением риторикой.

Таким образом, традиционные «семь свободных искусств» и мораль составляли программу латинской школы. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический,

диалектический и риторический. Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений и был новатором для своего времени.

Самые одаренные из выпускников латинской школы, считал Коменский, должны продолжать свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Я.А. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма и мастерской трудолюбия. Основное назначение школы, по Коменскому, состоит в том, чтобы распространять всеобщую мудрость, совершенствовать молодежь нравственно и обучать всему, что нужно в настоящей и будущей жизни. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев - сады, так для юношества - школы», - писал великий чешский педагог.

Новое решение предложил Коменский и в плане организации обучения. На протяжении многих веков, в школах было распространено индивидуальное обучение, учащиеся приходили учиться в разное время года, и оставались в школе столько времени, сколько хотели. Чешский педагог внедрил иную форму организации всеобщего обучения - классно-урочную систему, которая практически не претерпела никаких изменений на протяжении последних столетий и успешно функционирует в современных условиях.

Великий педагог своего времени, он установил понятие школьного года, с его делением на учебные четверти, проведение занятий в точно определенное время по расписанию, ввел каникулы, определил организацию учебного дня ученика (предложил проводить занятия ежедневно по 4-6 часов, с перерывами для отдыха), настаивал на неизменном составе учащихся в классе одного возраста, дал конкретные методические указания по планированию и проведению урока, уделяя часть времени учету знаний учащихся путем опроса, часть - объяснению нового материала и упражнениям. Он указывал, что каждый урок должен иметь свою тему и задачу, а учителю необходимо внимательно следить за дисциплиной и тем, чтобы все учащиеся в классе активно принимали участие в занятиях.

Коменский рекомендовал заниматься только в школе, так как считал, что именно здесь следует добиваться успехов в науке. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям» - писал великий педагог.

Одним из важнейших звеньев дидактики Я.А. Коменского являются разработанные им дидактические принципы, то есть те положения общего характера, на которые опираются преподавание и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов.

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения положил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип наглядности. Наглядность применялась и до Коменского, но научное ее теоретическое обоснование впервые дал Коменский. Наглядность предполагала, по Коменскому, усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, благодаря чувственному восприятию. Это принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанием - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

«Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, - писал Коменский, - если оно противоречит собственным ощущениям». «Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение», - утверждал чешский педагог.

Коменский требовал, чтобы объяснение начиналось не с вербального толкования о вещах, а с предметного наблюдения над ними. Для наглядности рекомендовалось использовать реальные предметы, либо модели, копии предметов, картины, рисунки с их изображением. Исключительно важно, утверждал Коменский, наблюдать за вещами, явлениями в их естественных условиях. Поэтому, очень полезны для учащихся экскурсии, путешествия в разные места, чтобы увидеть, как живут другие народы, узнать их обычаи и историю.

Историческая заслуга Коменского состоит в том, что он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил уже имеющиеся представления и некоторый практический опыт наглядного обучения. Он одним из первых широко применил наглядность на практике, снабдив свои учебники соответствующими рисунками. Итак, Коменский ввел в педагогическую науку золотое правило дидактики - наглядность.

Бичуя схоластическое обучение, которое лишь вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», Коменский противопоставил требование сознательности обучения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понять рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать какую пользу приносит изучаемое в реальной жизни. «Школа же в реальной жизни, - утверждал Коменский - стремиться к тому, чтобы научить ученика смотреть чужими глазами, думать чужим умом». А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

Самостоятельность и осознанность развиваются тогда, по мнению Коменского, когда ученик проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь необходимо учителю.

Коменский настаивал на систематичности и последовательности обучения. Он указывал на необходимость подавать материал в строгой системе, доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы изложен кратко в виде основных положений. Чтобы учебный материал усваивался не эпизодически и не прерывисто в обучении следует идти от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от известного - к неизвестному, от более близкого - к далекому. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках.

Так как, по мнению Коменского, «ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это означает, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, то, что запланировано, должно точно выполняться в срок, считаясь с возрастными особенностями детей. Исходя из природы ребенка, Коменский советует сначала развивать у детей ощущения (чувства), затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку.

Ценные указания предложил великий чешский педагог относительно выдвинутого им дидактического требования - посильности обучения. Посильность и доступность в обучении, по Коменмкому, достигаются лишь в результате ясного преподавания, при постоянном учете их индивидуальных и возрастных особенностей. Неоправданное обилие учебного материала и излишние детали сообщаемого могут, по мнению Коменского, ввести детей в заблуждение и отбить интерес к учебе.

Дидактический принцип прочности усвоения учебного материала не являлся новым в педагогике. Еще древние греки считали необходимым условием добиваться прочности изучаемого материала в школе постоянными повторениями и упражнениями. Отсюда известное еще с античных времен утверждение: повторение - мать учения (repetitio est mater studiorum).

Но если в средние века оно сводилось к зубрежке и механическому заучиванию, то Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью». А понято будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения, считал Коменский. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю, прежде всего, необходимо обеспечить возможность чувственного восприятия.

Еще одним необходимым условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности и повторение учащимися пройденного материала. Благодаря этим требованиям учитель видит, какие затруднения испытывает учащийся, как прочно ученик запомнил учебный материал и может ли он его применить на практике. «Пусть в школах, - рекомендует Коменский, - учатся писать, упражняясь в письме, говорить - упражняясь в речи, петь - упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для проверки изученного материала Коменский рекомендует учителю проводить в конце четверти и учебного года публичные испытания, на которых в форме соревнования определялись бы наиболее способные ученики.

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. На каждой возрастной ступени Коменским вводятся определенные этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых - одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе.

В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский выделил «кардинальные добродетели» нравственного воспитания, выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона и Аристотеля. Это мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

Кроме этих добродетелей Коменский рекомендовал развивать в детях скромность, послушание, благожелательность, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к родителям, трудолюбие.

«Инструментами» (средствами) нравственного воспитания Коменский называл: наставления и беседы с детьми, личный пример родителей и близких людей, организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, борьба с ленью и недисциплинированностью, выработка положительный привычек.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника, Коменский считал - священное писание и размышления великих людей. В его педагогической концепции за человеком всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время, великий гуманист настаивал, что воспитание призвано, максимально помочь человеку определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех пороков к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», у Коменского доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь. Главным, считал Коменский, необходимо создать в школе атмосферу «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости духа и внимания учащихся», «любви и радостной бодрости». Тогда не требуется что-либо делать против воли, по принуждению, знания давались бы все самостоятельно и добровольно, а ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,... и сами к тому же стремились».

Я.А. Коменский придавал огромное значение учителю, считая его «душой и сердцем воспитания». Это был новый и прогрессивный взгляд на учителя, так как раньше, особенно учитель начальной школы, не пользовался должным уважением. Коменский не уставал повторять о том, что «должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества». Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они «поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Из школы убегает тот, «кто сам считает постыдным быть учителем» и находит для себя другое, более денежное занятие, и не нужно удерживать его.

Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.

Учителю, прежде всего, должна быть присуща - любовь к своему делу. Это качество побуждает наставника искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения».

Трудолюбие - также является важнейшим качеством учителя, так как собственная образованность, широта знаний и опыт учителя достигаются величайшим личным трудом, которым педагог занят всю жизнь.

Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, по мнению Коменского, педагогу следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Он советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей угощать за прилежание яблоками и орехами. Педагог, считал Коменский, не имеет право использовать телесные наказания по отношению к детям. «Я решительно стою за то, - писал чешский педагог, - что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах и должны быть изгнаны из них». Однако, категорически отвергая использование телесных наказаний за неуспеваемость, Коменский считал необходимым применять их в случае богохульства и строптивости.

В воспитании у детей человечности очень важны личный пример учителя и его религиозность, которым дети стараются подражать, подчеркивал Коменский. Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являться образцовым примером и «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Дурной пример педагога очень вреден, считал Коменский, ибо «редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Учитель постоянно должен, по мнению Коменского, заботиться о том, чтобы быть для учеников образцом простоты в пище и одежде, примером бодрости и трудолюбия в деятельности, скромности и благонравия в поведении, благоразумия и умеренности в частной и общественной жизни. Только такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность.

Я.А. Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. С его именем связано привнесение в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Им была намечена стройная система всеобщего образования и общенациональной школы. Он поставил вопросы о плановости школы, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе, выдвинул глубокие, прогрессивные дидактические идеи, принципы и правила организации учебной работы.

Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Обстоятельства сложились так, что о Коменском - ученом, философе, при жизни признанном «наставнике мира», забыли вплоть до конца XIX в., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Почти на двести лет мир забыл Коменского, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненные и рассеянные по всему свету многие годы подвергались оскорбительным нападкам.

Система школ, сложившаяся на Западе в середине XVI в., просуществовала без особых изменений более двух столетий. Г имназии в Г ермании, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии, несмотря на имеющиеся различия в программах, ориентировались на изучение древних языков и классических античных текстов. Латынь оставалась языком католической церкви, протестантского богословия, права, медицины науки. Эти школы готовили чиновников - верных служителей феодально-бюрократических режимов континентальной Европы. В них царили авторитарная дисциплина и зубрежка.

Лишь со второй половины XIX века значение Коменского стало все более признаваться прогрессивными славянскими и российскими педагогами, а его педагогическая теория стала результатом национально-освободительного движения против феодализма во многих странах Европы.

Коменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полной мере осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система Я.А. Коменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с Просвещением.

Основные работы

«Открытая дверь к языкам» - 1631

«Материнская школа» - 1657 (написана в 1628 г.)

«Великая дидактика» - 1657 (написана в 1632 г.)

«Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» - 1658

3. XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического.

Одним из блестящих деятелей эпохи Просвещения стоит английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 - 1704), сыгравший заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он жил в эпоху английской буржуазной революции и перехода к индустриальному типу производства.

Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он продолжает свое образование в Оксфордском университете. Обучаясь в университете, Дж. Локк изучал труды выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и др. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы.

В 1667 г. Локк знакомится с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери, который выступал против короля. Став домашним врачом и воспитателем его внука, Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». После революции 1688 г. Локк возвращается в Англию, продолжает философствовать и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Убежденный в том, что философствовать - это, значит, выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.

Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убедительно. Он с одинаковой легкостью писал на латинском, греческом, английском языках. Как политик он оставил целостную концепцию буржуазного государственного устройства, став родоначальником теории либерализма.

В своих философских трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он был сторонником договорной теории происхождения государства и теории естественного права. Философ рассуждал о том, что все люди изначально жили свободно и были равными, это соответствовало их естественному состоянию. Свои естественные права люди добровольно передали правителям для того, чтобы они защищали их жизнь, свободу и имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который вправе взять власть обратно, переданную им когда-то монарху, если последний не выполняет свои прямые обязанности в интересах народа.

В центре философии Локка - сенсуализм, теория познания, основанная на отрицании существования врожденных идей и принципов, что доказывалось с помощью обширного историко-культурного материала.

Человеческая душа, по мнению Локка, лишена всяких врожденных идей и понятий. Она есть «чистый лист бумаги» (tabula rasa). Из этого следует, что лишь внешний опыт посредством чувственного знания заполняет этот чистый лист своими письменами. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств, это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение.

Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира, а вырастают из осмысления своего опыта. Таким образом, Локк здесь становится на позиции материалистического сенсуализма.

Эти идеи английского философа выражают новый в его эпоху взгляд на человека и его воспитание. В интерпретации Локка основной тезис картезианства «я мыслю - следовательно, существую» звучал так: «я чувствую - следовательно, существую».

Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей. «Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные особенности ребенка, - писал он, - сделать веселого человека задумчивым, а меланхолика веселым человеком».

Следуя за Аристотелем и мыслителями Возрождения, он высоко оценивал наследственный потенциал человеческой природы, данный людям от рождения и подлежащий обязательному развитию надлежащими средствами. «Мы рождаемся, - отмечал Локк, - на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение искусства в чем- либо и вести нас к совершенству».

Но здесь нужно отметить, что он никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, например, французские просветители XVIII века. Существующий строй Локк считал, вполне рациональным и необходимо было лишь укреплять его, дав разумное воспитание добродетельному буржуа.

Окружающая среда, по мнению Локка, также влияет на развитие человека, она должна быть неизменна, поэтому выход из определенной среды в другую крайне нежелателен, а порой и вреден. Так, люди из народа, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер и наоборот, состоятельный и образованный буржуа будет испытывать дискомфорт в обществе грубого фермера.

Таким образом, не отрицая в принципе влияния наследственности и среды, Локк считает решающим фактором в становлении ребенка Воспитание, которое преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Первые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его мнению, активно.

Эта установка закономерно приводила английского педагога к признанию почти неограниченного всесилия воспитания как фактора развития человека. По его мнению, девять десятых людей становятся теми, что они есть, благодаря воспитанию, которое и создает различия между людьми.

На отрицании моральных врожденных идей основывается этика Локка. Философ считал, что человек рождается ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни, и не существует врожденной порочности человека - основного постулата, насаждаемого церковью в эпоху средневековья.

По мнению Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания, и основным их критерием является полезность. Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук, и происходит от того, чего человек предпочитает придерживаться в жизни - добра или зла, считал философ. В «Опыте о человеческом разуме» Дж. Локк так определяет добро и зло. «Добром» мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а «злом» - то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага.

Джон Локк разработал программу «воспитания джентльмена». В XVII в. объективный ход европейской истории поставил на повестку дня вопрос о создании такой педагогической системы, которая, будучи проникнута духом практицизма и рационализма, обеспечивала бы представителям имущих классов возможность таким образом воспитывать и обучать детей, чтобы они, получая прочную нравственную закалку, становились образованными и деловыми людьми.

Эту задачу, весьма небезуспешно, и попытался решить Локк в самой развитой буржуазной стране того времени - в Англии. Его идеи, нашедшие широкий отклик и в континентальной Европе, во многом определи лицо собственно британской педагогической традиции. Английский философ создал «практическую педагогику», опираясь на эмпирическое знание. В качестве домашнего воспитателя внука лорда Шефтсбери он вел каждодневные наблюдения и записи о развитии мальчика, об условиях, благоприятствовавших развитию, о педагогических средствах и их эффективности. Его книга «Мысли о воспитании» (1693) стала основным руководством для гувернеров.

Анализируя британскую педагогическую традицию в середине XIX столетия, К.Д. Ушинский выделял в английском воспитании такие черты, которые, несомненно, восходят к концепции Локка: «Главное в английском воспитании, - писал великий русский педагог, - это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена. На образование и укрепление характера обращено главное внимание английского воспитания. Английское воспитание так увлеклось полезным в развитии детского характера, что часто пренебрегает тем, что в нем есть прекрасного».

Рацоналистический подход Локка к решению педагогических проблем позволил сформулировать задачу воспитания как воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, дворянина по происхождению, с качествами буржуазного дельца и утонченными манерами.

Воспитание, считал Локк, способно сформировать особую «породу» людей - джентльменов. Целью воспитания является достижение человеком счастья, основывающегося на добродетели. «Добродетель в прямом смысле является высокой и труднодостижимой целью воспитания. Всякие другие цели и достижения должны отступать перед нею на задний план», - писал Локк. По мнению Локка, воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим.

Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Однако поскольку педагог имеет дело с реальными воспитанниками и каждый из них более склонен к тем или иным индивидуальным особенностям, то требовалось определить и частные задачи воспитания, к которым Локк относил: воспитание физическое, воспитание нравственное и воспитание умственное.

Первой задачей педагога, Локк считал, достижение крепкого физического здоровья воспитанника. Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «В здоровом теле - здоровый дух», подчеркивал Локк. Тот, у кого нездоровое и слабое тело, никогда не сможет быть счастлив, настаивал английский педагог.

Заботиться о здоровье ребенка необходимо с раннего детства. В первую очередь нужно закаливать ребенка: приучать его не бояться холода, обмывать ноги ледяной водой, ходить в непогоду в простых ботинках, не смотря на то, что обувь может промокнуть. Пища воспитанника должна быть простой, без излишеств сладкого и пряного, одежда скромной, постель жесткой. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка.

Физическое здоровье также, по мнению Локка, должно поддерживаться спортивными занятиями и упражнениями, прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Локк считал, что хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости, а настоящий джентльмен должен в любое время быть готовым стать защитником своей собственности.

Следующей, наиболее важной задачей в деле воспитания джентльмена, Локк считал выработку характера и воли, то есть нравственности воспитанника. После того, как тело стало способным повиноваться приказаниям духа, необходимо привести в надлежащее состояние и душу ребенка. Но так как ребенок еще не в состоянии собственным разумом оценивать свои поступки, то к добрым делам его следует приучать с помощью положительного примера родителей и воспитателя, соответствующей окружающей среды, систематических упражнений и почтения к Богу как высшему существу.

Рассуждения и поучения, по мнению Локка, приносят мало пользы в воспитании. «Примите за несомненную истину, - говорил Локк, - что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним».

Необходимо бороться с детскими капризами и ленью. Не стоит удовлетворять все желания ребенка, особенно если они сопровождаются плачем, но, вместе с тем, настаивал Локк нельзя и отказывать ребенку в его естественных «законных» требованиях.

Направлять поведение ребенка Локк рекомендует в первое время с помощью «страха и уважения», а в более поздние годы воспитатель должен влиять на поступки воспитанника благодаря любви и дружбе с ним. Воспитание положительных привычек у джентльмена ни в коем случае не должно сопровождаться грубостью и насилием. Необходимый результат, настаивал английский педагог, дадут лишь ласковые слова, короткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания.

В воспитании положительных привычек и характера джентльмена педагог должен внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, различные его качества и наклонности.

Телесные наказания, считал Локк, нежелательны в процессе воспитания, так как «рабская дисциплина создает и рабский характер». Однако в исключительных случаях неповиновения и упрямства воспитанника телесные наказания могут быть допустимы.

Джентльмен, о воспитании которого пишет Локк, должен получить умственное воспитание, так как твердая воля и сильный характер должны быть подчинены разуму. Однако, умственное воспитание вторично по отношению к нравственному. По мнению Локка, умственное воспитание должно не столько заключаться в овладении какими-либо учебными дисциплинами, сколько содействовать развитию у человека житейской мудрости, умения разумно оценивать свои дела и тем самым избегать дурных поступков. «Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами», - писал Дж. Локк.

Характерной особенностью педагогической теории Локка является ее ярко выраженная утилитарная направленность.

Исходя из этого, содержание обучения джентльмена по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время, и каждый из предлагаемых предметов должен был принести воспитаннику определенную пользу в жизни.

Обязательными для изучения были такие дисциплины как: чтение, письмо, рисование, родной язык, французский язык, латинский язык (не для всех), география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, история, этика, законоведение, бухгалтерия, верховая езда и танцы.

Важной стороной воспитания Локк считал обязательное овладение ребенком любого ремесла (живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садоводство), которые, по его мнению, укрепляют здоровье, развивают сноровку и ловкость, а также могут пригодиться деловому человеку как предпринимателю.

Обучая джентльмена, учитель должен соблюдать определенные правила. Первым правилом является развитие у ребенка любознательности и живого интереса к преподаваемому предмету. «Добейтесь того, - писал Локк, - чтобы не воспитателю приходилось звать детей учиться, а чтобы они сами просили его поучить их, и тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и будут увлечены учебой так же, как игрой». Вторым правилом является приучение ребенка к самоконтролю и саморефлексии над собой и своими поступками.

В отличие от Я.А. Коменского, который считал обязательным и необходимым воспитывать и обучать детей в школьном коллективе, Локк категорически настаивал на том, чтобы воспитание и обучение джентльмена проходило исключительно индивидуально и в домашней обстановке. По его мнению, школа это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого сословия», и будущего джентльмена необходимо изолировать от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, а процесс воспитания поручить, исходя из практики аристократических семейств, хорошо подготовленному воспитателю.

Ограниченность взглядов Локка отразилась и в вопросах образования детей рабочих. По его мнению, дети рабочего люда ложатся бременем на общество. Для таких детей необходимо создавать специальные «рабочие школы, где, получив скудное питание, дети обязаны работать, продавать свои изделия и окупать свое содержание.

Несмотря на то, что взгляды Джона Локка по некоторым вопросам отличались двойственностью и исторической ограниченностью, он внес в историю педагогики новые педагогические идеи, которые в дальнейшем были изучены и критически осмыслены французскими просветителями XVIII в. и другими прогрессивными педагогами Европы и России XIX - XX вв.

Основные работы

«Опыт о человеческом разуме» - 1690

«Мысли о воспитании» - 1693

4. Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века. Это был человек, который не только при жизни, но и столетия спустя, вызывает неоднозначное отношение к себе и своим работам. Его объявляли бунтарем и смутьяном, ниспровергателем устоев общества, и в то же время, его считали великим гуманистом, педагогом и титаном мысли.

В свое время Руссо считали самым знаменитым писателем Франции, а его произведения многократно переиздавались и переводились на многие языки. В то же время, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес автору мировую известность, был сожжен на одной из площадей Парижа и внесен в список запрещенных книг, а его автор был вынужден бежать за границу.

Произведения Руссо глубоко взволновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции. В России Екатерина II запретила распространение книг Руссо. Особенно невзлюбила императрица роман «Эмиль, или О воспитании», увидев в нем призыв к свержению самодержавия. «Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время», - высказала она свое мнение, и на долгие годы ввоз романа в Россию был запрещен.

Жан Жак Руссо родился в Женеве (Швейцария) в семье часовщика. Рано оставшись без матери, его отец мало занимался его воспитанием и обучением. Поведение Руссо в юности не отличалось добродетелями, он неоднократно был уличен в мелком воровстве и мошенничестве. Однако впоследствии Руссо много занимался самообразованием, увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.

В 13 лет Руссо отдали в подмастерья, но, оказавшись неспособным учеником, он решил покинуть мастерскую навсегда. С 1728 г. начинается долгий период скитаний и путешествий юного Руссо по Франции, Швейцарии, Италии. Эти путешествия многое определили в судьбе писателя. Роскошь и великолепие, с одной стоны, соседствовали с бедностью, убогостью и нуждой, с другой стороны. Увиденное, стало первым источником его общественно-политических идей.

Не получив в детские годы систематического образования, пользуясь покровительством настоятельницы монастыря в Аннеси, Руссо на протяжении десяти лет постигал те знания, которых ему не хватало. Занимаясь самообразованием, Руссо изучал астрономию, химию, ботанику, физику, увлекся философией, историей и географией. В результате самообразования, Руссо сформировался как оригинальный, глубокий мыслитель и писатель, а своих собеседников поражал начитанностью и образованностью. Таким образом, самообразование - это второй университет Ж.Ж. Руссо.

В начале 40-х гг. XVIII века Руссо впервые попадает в Париж. Благодаря рекомендательным письмам влиятельных покровителей, Руссо посещает модные парижские салоны, где еще раз убеждается в «гнилости» и «паразитичности» высшего парижского общества.

Опыт общения с публикой высшего света и его нравы подтолкнули Руссо к идеям о происхождении неравенства и социальных и природных условиях становления человека. Свои мысли о происхождении и сущности государства, суверенитете народа, неравенстве им были представлены в работах «Рассуждение о происхождении неравенства между людьми» (1754) и «Общественный договор» (1762), которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

В своих работах Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. Развивая идеи Локка о договорной теории государства, Руссо утверждал, что люди изначально были равны и свободны между собой, а затем, в целях сохранения своей собственности, были вынуждены отказаться от своих естественных прав на свободу, и передали функции управления и контроля выбранным ими правителям. Тирания и эксплуатация народа незаконны, так как они нарушают первоначальный общественный договор, заключенный между свободными гражданами и властями.

Во французской столице Ж.Ж. Руссо знакомиться с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями - публицистами и философами. Руссо сдружился с авторами «Энциклопедии» Д. Дидро, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием, которые были критически настроены к существующим порядкам. По просьбе Д. Дидро Руссо пишет для «Энциклопедии» статьи, посвященные музыке и политической экономии.

В томах «Энциклопедии» выражалась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в обществе, его морали и догмам. В идеологической подготовке французской революции она сыграла огромную роль.

В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической прграмме Просвещения.

Переломным для Ж.Ж. Руссо оказался 1749 год. Однажды Руссо прочитал опубликованное в журнале объявление Дижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» и в тот же день принялся за работу, так заинтересовала его тема. Опубликованный трактат получил первую премию Дижонской академии и вызвал горячую полемику в обществе. В авторе трактата Европа увидела сильного и неординарного философа и педагога.

На поставленный в работе вопрос Руссо отвечает отрицательно. Он считает, что человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя от своего «естественного состояния». В этом произведении Руссо резко выступил против современной ему культуры, социальной несправедливости, давая понять, что прогресс человечества он видит в воспитании, которое будет проходить в гармонии с природной сущностью ребенка. Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом.

Власть и богатство создали неравенство в обществе, поэтому, заявлял Руссо, власть должна принадлежать народу, а собственность крупных дворян- феодалов должна быть уничтожена. Идеальное общество, по Руссо, строиться на мелкобуржуазной собственности, труде каждого и свободе, ибо тот человек, который ценит свою свободу, научиться, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.

Творческий взлет Ж.Ж. Руссо пришелся на 1756 - 1762 гг. Он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и тратя небольшое наследство, оставшееся ему после смерти отца. Свою личную жизнь Руссо связал с молодой белошвейкой Терезой Левассер, ставшей ему подругой, а затем и женой на всю жизнь. В этот период им написаны произведения «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Общественном договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Письма о морали» (1758) и другие произведения, сделавшие автора знаменитым не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

Одним из самых любимых произведений автора, своеобразным прологом к его главному педагогическому труду - «Эмилю», стал роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г., а опубликованный в 1761 г. Это художественное произведение пользовалось огромной популярностью и было переведено, в том числе, и на русский язык. Сентиментальная история о средневековых влюбленных, которые вынуждены жить в разлуке, из-за общественных предрассудков общественного уклада, пронизана мыслями о воспитании на началах гуманизма и бережного отношения к природе человека.

В 1762 г. Руссо опубликовал свой главный педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором подверг жесткой критике существовавшую практику организованного воспитания, показал кастовость и ограниченность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионе, будучи оторванным от родителей.

Выход романа в свет произвел на власти и церковь эффект разорвавшейся бомбы. Произведение сразу же было запрещено церковью, а весь тираж публикации был конфискован и сожжен публично. Против Руссо было возбуждено судебное дело, вскоре, после чего он был вынужден скрываться и бежать за границу. Власти увидели в романе Руссо прямые нападки на аристократию и церковь, а недавние друзья Вольтер и Гельвеций также не поняли своего единомышленника.

Но в то же время, многие передовые мыслители Европы - И. Кант, Д. Юм, приветствовали выход романа, так как понимали, что благодаря «Эмилю» во Франции и за ее пределами после прочтения романа возникнет огромный интерес к проблемам воспитания и желание воплотить его идеи на практике.

Некоторое время Руссо скрывается в Швейцарии, затем он тайно перебирается в Германию, из Германии по приглашению английского философа Д. Юма переезжает в Англию.

В 1767 г., после пяти лет изгнания, больной и разбитый морально Руссо возвращается на родину во Францию, где живет под чужим именем. Здесь он завершает свои последние труды «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где снова возвращается к вопросам воспитания и народовластия. Скончался Ж.Ж Руссо, тяжело болея, в нищете и одиночестве в 1778 г., но идеи, оставленные им, были восприняты другими педагогами-энтузиастами и развиты в своих концепциях воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», - писал русский историк и писатель Н.М. Карамзин.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» посвящен изложению взглядов Руссо на воспитание как разумный способ изменить общественное переустройство. В романе два главных героя - Эмиль, молодой человек (от рождения до 25 лет) из знатной семьи и его воспитатель, заменяющий ему родителей. В результате полученного воспитания Эмиль должен стать свободомыслящим мелким буржуа, живущим собственным трудом.

В современном Руссо обществе бытовало мнение, что воспитание и обучение должно переделать ребенка, укротить его дикую природу и подготовить занять определенное место в жизни, согласно положению родителей: быть военным, адвокатом, служителем церкви. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому.

...Он перемешивает и пу






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.