Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Правовые системы мира






Вопросы:

1.Понятие, содержание и классификация правовых систем (семей) современности.

2. Понятие, содержание и классификация правовых систем (семей) современности.

3. Характеристика англо-саксонской правовой системы.

4. Характеристика мусульманской правовой системы.

 

1 Вопрос: Понятие правовой системы. Группировка правовых систем в правовые семьи. Общая характеристика основных правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Правовая семья это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германоскую, мусульманскую и др.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

 

2 Вопрос: РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право; группу германского права, в которую входят правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.

1. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ или система континентального права – относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций.

Для романо-германской правовой семьи характерны:

1) наличие писанного права,

2) единая иерархическая система источников права,

3) деление права на публичное и частное,

4) деление системы права на отрасли.

5) Общим для права всех стран романо-германской правовой семьи являются его кодифицированный характер, общий понятийный фонд (сходство основных понятий и категорий), более или менее единая система правовых принципов.

6) Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет. Этот авторитет подкрепляется и установлением в большинстве государств судебного контроля за контитуционностью обычных законов. Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных государственных органов и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

7) Различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и др. кодексы. Текущее законодательство весьма разветвлено, законы регулируют отдельные сферы общественных отношений.

8) Среди источников права велика роль подзаконных актов, регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др.

9) Особое место занимает доктрина, разработавшая основные принципы построения этой правовой семьи, играет важную роль в законоподготовительной деятельности, используется в правоприменительной деятельности (в толковании законов).

3 Вопрос: АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ или система «общего права» (Англия, США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

1. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами.

2. В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, здесь его заменяет деление на общее право и «право справедливости», в структуру английского права еще входит статутное право (законодательство).

3.Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как она «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев.

4. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования и механизм правореализации.

5. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

6. В настоящее время наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи.

7. В англо-американской правовой семье более значительна и роль обычаев как источников права.

8. Особенности имеет американское право по сравнению с английским, что обусловлено не только федеративной структурой США (велики полномочия штатов и в законодательстве, и в судебной деятельности; наряду с федеральной правовой системой каждый штат имеет свою собственную).

9. В США законодательство в системе источников права более значимо, оно частично кодифицировано (во всех штатах приняты уголовные кодексы, в некоторых – уголовно-процессуальные, гражданские, гражданско-процессуальные). В США нет концепции «жесткого прецедента».

4 Вопрос: РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ (мусульманское, индусское право) в их основе лежит какая-либо система вероучения.

Мусульманское право источником является Коран, сунна и иджма.

Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм- традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Характерные черты мусульманского права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

5 Вопрос: СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

По внешним признакам имела определенное сходство с романо-германской системой, она достаточно широко использовала известную юридическую терминологию, юридические инструкции, правила законодательной техники и деление права на отрасли. Основывается на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования.

Социалистическая правовая семья базировалась на таких принципах регулирования, как слом старых правовых институтов, основывающихся на защите и охране частной собственности, многопартийности, разделении властей. Ее нормы устанавливали господство социалистической, и в первую очередь государственной собственности, законодательно призвали руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни.

После распада СССР и других социалистических государств произошла резкая и даже поспешная перемена в оценке социалистического права. Это отнюдь не означает полного исчезновения с правовой карты мира социалистической правовой семьи, в ряде стран – Куба, КНДР, КНР – действуют социалистические конституции и законы.

 

ТЕМА 15: ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Вопросы:

1. Правообразование и правотворчество: соотношениепонятий. Общая характеристика процесса правотворчества.

2. Принципы правотворчества.

3. Виды правотворчества.

4. Стадии правотворческого и законотворческого процесса.

5. Систематизация законодательства (инкорпорация, кодифика­ция, консолидация, учет).

6. Юридическая техника: понятие и основные требования.

1 Вопрос: Правообразование и правотворчество: соотношение понятий. Общая характеристика процесса правотворчества.

Одно из важнейших направлений государственной деятель­ности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначи­лись два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразу­мевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практи­ческой реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Несмотря на различие в подходах к пониманию ПРАВОТВОРЧЕСТВА, это всегда деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов.

Издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом, для регулирования общественных отношений.

Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь сложный процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу. Таким образом, в процессе правообразования можно условно выделить две фазы:

1. возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование самих необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс);

2. правотворческая деятельность компетентных государственных органов (сознательно-волевой процесс).

 

2 Вопрос: Принципы правотворчества

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. К основным принципам можно отнести следующие: 1) демо­кратизм и гласность правотворчества; 2) профессионализм; 3) закон­ность; 4) научный характер; 5) связь с правоприменительной прак­тикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводит­ся привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворчес­кой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реали­зации такой важнейшей государственной функции. Распростра­нена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевиде­ния. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предло­жения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества являет­ся референдум.

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К та­кого рода деятельности должны привлекаться компетентные спе­циалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании зако­нопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалис­тами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» зако­ны, тогда как они должны работать уже с законопроектами, под­готовленными высококвалифицированными юристами.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа поло­жено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов.

4-5. Научный характер правотворчества и его связь с правоприме-нительной практикой. Главные требования этого принципа сво­дятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономичес­кой ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные со­циально-правовые эксперименты, социологические опросы, ан­кетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов приня­тые правовые предписания будут обоснованными и эффектив­ными.

Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает планирование законодательных работ.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу.

 

3 Вопрос: Виды правотворчества

Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества. В зависимости от этого критерия обычно различают следующие виды правотворчества.

1. Правотворческая деятельность государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государ­ственной власти и управления, в результате которой формиру­ется система законодательства. Юридическая сила нормативно­го акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государст­ва. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Пре­зидента, постановления Правительства, инструкции минис­терств и ведомств, постановления и распоряжения органов влас­ти на местах);

2. Санкционированное правотворчество - это разрешенная го­сударством правотворческая деятельность должностных лиц (ру­ководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по во­просам, составляющим их компетенцию.

3. народное правотворчество ( референдум). Референдум проводится по наиболее важным вопросам госу­дарственной и общественной жизни. С его помощью народ осу­ществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

4 Вопрос: Стадии правотворческого и законотворческого процесса.

Правотворческий процесс состоит из следующих стадий:

1) Подготовка проекта нормативно-правового акта;

2) Принятие (прохождение) нормативно-правового акта;

3) Введение в действие нормативно-правового акта.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) обнародование закона.

1) Законодательная инициатива - право компетентных орга­нов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законо­дательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выража­ется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему произ­водству. Такие предложения должны иметь необходимые обос­нования.

Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федера­ции, правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; члены Совета Феде­рации; депутаты Государственной Думы; Правительство Россий­ской Федерации; представительные органы субъектов Россий­ской Федерации; Конституционный Суд Российской Федера­ции; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбит­ражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные судеб­ные органы обладают правом законодательной инициативы толь­ко по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

2) Обсуждение законопроекта происходит на заседании Госу­дарственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изме­нения, дополнения или исключения ненужных положений.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федера­ции палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

3) Принятие закона и 4) обнародование закона.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух тре­тей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, под­лежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106 КонституцииРФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сбо­ров; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и за­щиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направля­ется Президенту Российской Федерации для подписания и обна­родования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном КонституциейРФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Принятие конституционных законов регламентировано ста­тьей 108 Основного Закона РФ. Согласно этой норме, федераль­ный конституционный закон считается принятым, если он одоб­рен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Предложения о поправках и пересмотре положений Консти­туцииРФ могут вносить ПрезидентРФ, Совет Федерации, Госу­дарственная Дума, ПравительствоРФ, представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государствен­ной Думы (ст. 134 КонституцииРФ).

Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г., датой принятия конституционного федерально­го закона считается день, когда он одобрен палатами Федераль­ного Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в оконча­тельной редакции.

Все федеральные законы подлежат официальному опублико­ванию в течение семи днейпосле их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не уста­новлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных за­конов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или «Собра­нии законодательства Российской Федерации».

5 Вопрос: Систематизация законодательства (кодифика­ция, инкорпорация, консолидация, учет).

В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в систематизации законодательства.

Систематизация НПА (Законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В настоящее время используются три основные формы систематизации НПА:

I) кодификация; II) инкорпорация; III) консолидация.

I. КОДИФИКАЦИЯ – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

В процессе кодификации в проекте создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.

Признаки кодификации:

1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании Конституционных или других законных полномочий;

2) В результате кодификации создается новый НПА, включающий нормы, существенно отличающийся от ранее действовавших;

3) Кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;

4) Кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни;

5) НПА, созданные в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный внутренне согласованный НПА.

II. ИНКОРПОРАЦИЯ – представляет собой объединение в сборники или собрания действующих НПА в определенном порядке без изменения содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

1. НПА – располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном – т.е. их внешняя упорядоченность;

2. Содержание НПА не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например: Министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. В сборнике могут лишь отразиться изменения и дополнения, которые уже сделаны правотворческим органом.

Инкорпорации бывают 2 видов:

1) официальная – а) хронологическая, б) предметная;

2) неофициальная.

1. Официальная инкорпорация – это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА. Издаваемые этим органом сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих НПА в обработанном и упорядоченном виде.

а) Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу (например «Собрание актов Президента и Правительства РФ»). При хронологической инкорпорации каждый НПА имеет порядковый номер, его наименование, год, месяц, день издания, а т.ж. номер статьи.

б) Систематическая инкорпорация (предметная) – представляет собой упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (по видам и сферам – финансы, оборона страны, образование, уголовная ответственность, общественные организации и др.).

2. Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

III. КОНСОЛИДАЦИЯ – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких НПА, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный НПА без изменения содержания.

Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе черты кодификации и инкорпорации.

Консолидационный акт является сводным НПА и это формально сближает его с кодификацией; он не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений – сходство с инкорпорацией. По форме систематизации НПА сходство с систематической инкорпорацией.

IV. Учет - разновидность систематизации законодательства и иных нормативно-правовых актов, представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

6 Вопрос: Юридическая техника: понятие и основные требования.

Процесс издания или отмены нормативных актов, внесение в них изменений идет постоянно, поскольку необходимо совершенствование законодательства в целях наиболее адекватного регулирования общественных отношений. В этой деятельности следует соблюдать определенные правила, которые получили название «юридическая техника».

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст нормативного документа, законодатель использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юриди­ческой техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несо­мненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий опреде­ления сущности права, критерий направленности поли­тической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наибо­лее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законода­тельства;

4) ясность, простота применения и понимания тер­минов; недопустимость использования в тексте доку­мента неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, уста­ревших оборотов и редко встречающихся слов («присо­вокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования норма­тивного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфи­ческие и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части норматив­ного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбу­лу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплош­ная, и при включении в него новой нормы ей присваи­вается индекс («значок»), который не нарушает уста­новленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (пол­ный и сокращенный), указание на адресатов юридичес­кого документа.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.