Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа управленческого органа






Государство является сложной социальной системой. Важнейшей ее составляющей является публичная власть и ее органы как механизм реализации власти.

Через государственные органы реализуются функции государства. Система государственных органов обеспечивает его стабильность и, в то же время, изменчивость в соответствии с меняющимися политическими, экономическими и социальными условиями.

Орган исполнительной власти - это юридически, организационно оформленный коллектив людей, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный компетенцией для решения задач (исполнения функций) государственного управления, структура и деятельность которого регламентируется нормами права.

Органы государственной власти образуются вышестоящими органами исполнительной власти, которым они подотчетны и подконтрольны, наделены оперативной самостоятельностью.

Признаки органа исполнительной власти:

– относительно автономная часть единой системы органов исполнительной власти;

– организованный коллектив людей;

– юридически оформленный коллектив (положение, структура);

– осуществляет государственные функции от имени и по поручению государства и от своего имени;

– наделен компетенцией;

– является подзаконным органом, ориентированным на деятельность на основе и во исполнение закона;

– несет ответственность перед государством;

– обладает оперативной самостоятельностью;

– действует на основе профессионализма и принципов государственной службы, его персонал составляют государственные служащие, занимающие должности и выполняющие свои функции в соответствии с законодательством о государственной службе;

– имеет необходимое материальное, финансовое и иное обеспечение органа (помещения, оргтехника, связь, транспорт и т.п.);

– образован вышестоящим органам, ему подотчетен и подконтролен; порядок образования, задачи, функции, формы и методы деятельности определяются в соответствующих законах, положениях, иных нормативных актах.

Ю.А.Тихомиров предлагает следующую классификацию исполнительных органов, основанную на адекватности формы органа выполняемым им функциям:

– органы, осуществляющие руководство и координацию на том или ином уровне управления (правительство, высшее должностное лицо субъекта Федерации), являющиеся органами общей компетенции, имеющие широкий диапазон функций и полномочий;

– органы осуществляющие отраслевое регулирование и управление (министерства);

– органы, осуществляющие межотраслевую координацию и функциональное регулирование (в прошлом государственные комитеты);

– органы, осуществляющие специальные функции (контрольные, разрешительные, например, службы);

– администрация как орган оперативного управления в государственных предприятиях, учреждениях и организациях;

– внешние управляющие в случаях выполнения специально уполномоченными лицами функций управления недвижимостью, предприятием (в ситуации банкротства), управления акциями, находящимися в собственности государства;

– вспомогательных органы (межведомственных советы, комиссии и т.п.);

– международная администрация (различные структуры).

По территориальному масштабу деятельности различают федеральные органы исполнительной власти, действующие в масштабе страны, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, действующие на территории одного или нескольких субъектов РФ, межтерриториальные органы специального назначения, действующие в пределах функционально-территориальных округов, зон и т.п.

Органы исполнительной власти делятся также по способу принятия решений на органы: действующие на основе единоначалия (министерства), действующие на основе коллегиальности (правительство).

По характеру и объему компетенции – на органы:

– общей компетенции, осуществляющие управление всеми или большинством отраслей и сфер общественной жизни;

– отраслевой компетенции, осуществляющие управление отдельными отраслями;

– межотраслевой компетенции (надотраслевой, специальной), осуществляющие специализированные функции, касающиеся большинства отраслей.

По организационно правовым формам (надо отметить, что подходы здесь весьма изменчивы) – на: правительство (РФ или субъекта РФ), министерства, службы, агентства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.