Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы, основные задачи и функции обеспечения информационной безопасности.






Принципы. Поскольку ИБ должна быть связующим звеном между политикой национальной безопасности и информационной политикой страны, то логично было бы проводить ее по единым принципам. Но если сопоставить принципы обеспечения национальной безопасности в Законе РФ «О безопасности» и в Концепции национальной безопасности с принципами ГИП в парламентском варианте Концепции ГИП, то они в ряде случаев взаимопротиворечивы (например, баланс интересов – равенство, государственные интересы – социальная ориентация).

Так в новой Концепции национальной безопасности по ряду принципов, закрепленных в Законе, раскрыто их содержание (приведено в скобках): законность (соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности); соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства (единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации); не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (уважение прав и свобод человека). Ряд принципов не нашел отражения в Концепции, хотя закреплен в Законе (взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности). Добавлены новые принципы обеспечения безопасности (приоритет политических и экономических мер обеспечения национальной безопасности с опорой на военный потенциал России; сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления).

Авторы Концепции ГИП исходят же из того, что государственная информационная политика должна опираться на следующие базовые принципы: открытости политики (все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение); равенства интересов (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности); системности (при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности); приоритетности отечественного производителя (при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг); социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России); государственной поддержки (мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством); приоритетности права (правовые и экономические методы имеют приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы).

Таким образом, необходима как взаимная корректировка принципов обеспечения национальной безопасности и реализации информационной политики, так и учет ряда приведенных принципов ГИП при обеспечении ИБ. Исходя из этого, к принципам обеспечения ИБ можно отнести: законность (соблюдение норм международного права, Конституции РФ и законодательства РФ при осуществлении деятельности по обеспечению ИБ); сбалансированность интересов субъектов, их взаимная ответственность; системность; открытость; реальность выдвигаемых задач с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств; сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения ИБ с передачей части полномочий органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; интеграцию с международными системами обеспечения ИБ.

Аналогичный подход необходимо применить при определении задач и функций обеспечения ИБ на базе анализа других нормативных документов и разработок по этим вопросам.

Основные задачи в сфере обеспечения ИБ:

· единая государственная политика по защите национальных интересов в информационной сфере, реализации конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;

· совершенствование законодательства РФ в сфере обеспечения ИБ;

· определение полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере обеспечения ИБ;

· координация деятельности органов государственной власти по обеспечению ИБ;

· создание условий развития негосударственного компонента в сфере ИБ, осуществления эффективного гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти;

· совершенствование и защита информационной инфраструктуры РФ, ускорение развития ИТ и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения РФ в глобальную информационную инфраструктуру;

· развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем;

· развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

· защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса;

· духовное возрождение России; обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (музейных, архивных, библиотечных фондов, историко-культурных объектов);

· сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий;

· пропаганда элементов национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропаганды;

· повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов России и государств-участников СНГ;

· создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

· противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере;

· международное сотрудничество по ИБ при интеграции РФ в мировое информационное пространство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.