Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шесть блоков показателей






Блоки показателей Показатель
Показатели производства Обобщающие показатели Выпуск рыночных и нерыночных услуг Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость Изменение доли производства услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) Другие расчетные показатели, характеризующие производство услуг
Финансовые результаты, эффективность деятельности и инвестиции Оказано услуг Показатели финансового состояния Затраты на производство и реализацию услуг Показатели эффективности деятельности Показатели инвестиций
Хозяйствующие субъекты, фонды, труд Хозяйствующие субъекты Численность работников, труд Заработная плата Выплаты социального характера Основные фонды
Рынок услуг. Удовлетворение потребностей населения и общества в услугах Насыщенность потребительского рынка услугами Конечное потребление услуг Обеспеченность потребности населения и общества в услугах Доступность услуг для населения
Цены и тарифы на услуги Уровень цен Структура цен Соотношение цен Индексы цен Покупательная способность рубля и доходов населения Показатели рыночного поведения цен: колеблемость, устойчивость, эластичность
Международные сопоставления  

Источник. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / под ред. проф. М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 2002. С. 658.

 

Одной из серьезнейших проблем, как указывают статистики, является организация разработки и внедрения Общероссийского классификатора продукции и услуг по видам экономической деятельности (ОКПД), который должен быть построен на базе Статистической классификации продукции по видам деятельности в Европейском союзе (КПЕС/СРА) и Перечня продукции ЕС — ПРОДКОМ. После принятия ОКПД станет возможным решение вопроса об отмене Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), а также продолжающих действовать в настоящее время общесоюзных классификаторов: работ и услуг в промышленности, кроме машиностроения (ОКРУП), работ и услуг в машиностроении (ОКРУМ), работ и услуг в материально-техническом снабжении (ОКРУМТС), работ и услуг на транспорте (ОКРУТ), работ и услуг в торговле (ОКРУТорг), работ и услуг в строительстве (ОКРУС), работ и услуг в сельском хозяйстве (ОКРУСХ).

В целом проблема классификации услуг всегда будет в более или менее острой форме стоять перед наукой и практикой, что обусловлено развитием услуговых видов деятельности, их усложнением, появлением новых и исчезновением устаревших услуг.

По мнению специалистов, услуговая деятельность в настоящее время выступает как системное явление, поскольку характеризуется определенной целостностью, одинаковой сущностью и общими чертами. Поскольку система услуг функционирует в экономической системе и является ее составной частью, то она в свою очередь может рассматриваться как подсистема в экономической системе. Как считает В.Д. Артерчук, подсистема услуг функционирует во взаимосвязи и взаимозависимости с агрегированными подсистемами экономической системы. И в зависимости от степени развития подсистемы услуг возможно направление развития в целом экономической системы. Так, если больший объем социальных услуг обеспечивается государством, то такое хозяйство в большей степени принимает социально ориентированную направленность. Если услуги более коммерциализированы, то хозяйство тяготеет к рыночной экономике.

Подсистема услуг может быть обобщена как определенным образом упорядоченная система отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления особых благ — услуг, представленных в виде деятельности. Артерчук считает, что социально-экономическое содержание подсистемы услуг может быть представлено в виде схемы (рис. 4.8).

 

Рис. 4.8. Социально-экономическое содержание подсистемы услуг

Источник. Артерчук В.Д. Услуги в трансформационной экономике: автореферат дисс. уч. степ. канд. экон. наук. М., 2001. С. 12.

 

В современных условиях большое внимание уделяется проблеме производительности в услуговых видах деятельности. Интерес этот резко усилился с вступлением развитых стран в постиндустриальную эпоху, в которой сфера услуг становится ведущим сектором экономики. В настоящее время происходит поиск новых подходов к оценке производительности, разрабатываются новые методики. К сожалению, все эти достижения западных специалистов до сих пор не нашли сколько-нибудь широкого освещения в отечественной литературе.

 

Производительность (от англ. productivity) — соотношение затрат всех (в случае совокупной производительности — total factor productivity) или некоторых ресурсов (в случае частной производительности — partial productivity), используемых в производстве в качестве факторов производства (inputs), и полученных конечных результатов (объемов выпуска продукции или оказываемых услуг — outputs).

 

Пивовар А.Г. Большой англо-русский финансово-экономический словарь / под ред. В.М. Осипова. М.: Экзамен, 2000. С. 741.

 

Большое внимание традиционно уделяется производительности труда. О том, насколько полно этот показатель анализируется по различным видам деятельности в западных странах, можно судить по данным, приведенным в табл. 4.9.

Таблица 4.9

Производительность труда по отраслям,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.