Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия индустриальной и сервисной экономики






Индустриальная «Сервисная»
Цель
Максимизация выпуска продукции Стремление повысить полезность (успех предприятия определяет маркетинг)
Полезность
Отождествляется с материальной продукцией Отождествляется с характером использования и улучшением систем, объединяющих материальный продукт и услуги
Качество
Понимается как «хорошо сделанное» Интерактивные (диалоговые и коммуникационные) связи с потребителями с целью их наибольшего удовлетворения
Основные технологии
Связаны с преобразованием сырья в готовую продукцию Связаны с материально-сервисными системами
Стиль менеджмента
«Механический» (и даже «военизированный») — с чрезмерной упорядоченностью организации («мужское» начало) Гибкость, «биологичность» (каждая «клетка» несет всю совокупность информации), высокая оперативность Ключевые моменты: быстрота принятия решений, сетевая организация, открытость, свобода маневра («женское» начало)

Источник. Верилова О. Сервисная экономика стучится в дверь // Питание и общество. 2000. № 8. С. 11.

 

В сервисной экономике главным фактором, определяющим успех предприятия, выступает его способность понять системы предпочтения клиента и тенденции их развития и как можно лучше удовлетворять его запросы. В научных работах последних лет интерес к исследованию факторов развития сервисной экономики возрастает. В частности, можно привести схему, предложенную Б.Н. Чернышёвым, которая демонстрирует логическую взаимосвязь между указанным феноменом и необходимостью «выхода» на проблемы менеджмента и маркетинга с позиции развития сервисной экономики. Справедливости ради следует отметить, что аналогичная схема приведена К. Лавлоком1.

1 Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. / пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. С. 59.

 

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на преобразование сервисной экономики

Источник. Чернышёв Б.Н. Сервисный менеджмент: теория, методология, практика: автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 2005. С. 14.

 

В последние 20 лет все шире начинают использовать термин «новая экономика». Появившись в западной литературе в начале 80-х годов ХХ в., он использовался сначала для обозначения экономики, в которой ведущая роль переходит к производству услуг, а не материальных товаров. Позднее, спустя десятилетие, указанный термин стал применяться для обозначения совокупности отраслей, отличающихся высокотехнологическими элементами от противоположной «старой» экономики. Это его узкая трактовка.

Заметим, что «по определению национального научного фонда США, к наукоемким отраслям относятся те, в которых доля расходов на НИОКР составляет 3, 5%, а доля научного персонала — не менее 2, 5%; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная и др. К числу высоких технологий чаще всего относят пять [так в источнике] важнейших направлений технологического развития: информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические технологии; ядерные технологии»1.

1 Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2005. С. 60.

 

В настоящее время понятие «новая экономика» трактуется шире, а именно: под ней понимается «такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изменению отдельных макроэкономических параметров». Как считает И.А. Стрелец, подобное определение новой экономики гораздо сильнее подчеркивает особенности современного экономического развития. Интересно сопоставить мнения известных ученых относительно отличительных черт новой экономики (табл. 2.3).

Таблица 2.3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.