Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность как стержневое свойство личности.






Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Это понятие включает, прежде всего, убеждения человека, его ценности, мировоззрение, идеалы, интересы, установки, а также желания, влечения и потребности.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Наличие убеждений свидетельствует о высоком уровне активности личности. Ради своих убеждений человек готов поступиться многим и даже ценой жизни. Мировоззрение – упорядоченная и внутренне организованная система воззрений (философских, этических, эстетических, естественно-научных и др.), которая определяет отношение человека к миру и свое место в нем. Различают разные виды мировоззрения: естественно- научное, религиозное, житейское.

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Система ценностных ориентаций представляет собой иерархию ценностей, их упорядоченность как устойчивых мотивов поведения. Она характеризуется: 1. Социальной значимостью, т.е. уровнем общественной ценности; 2. Широтой, т.е. разнообразием стрежневых потребностей и интересов личности: 3. Степенью устойчивости, т.е. цельностью и последовательностью личности. Различают терминальные ценности (ценности –«цели»), например, семья, интересная работа, материальное благополучие, здоровье, творчество, и инструментальные ценности (ценности-«средства»), например, образованность, воспитанность, честность, чуткость.

Идеал – образ, характеризующийся совокупностью разнообразных качеств человека (внешних, нравственных, интеллектуальных, волевых и др.), к которому стремится личность, который служит для нее примером, стимулом для личностного роста. Идеалом для человека может быть реальный человек, художественный образ, кино-герой или собирательный образ. Интерес это одна из форм направленности личности, выражающаяся в эмоционально окрашенном стремлении личности к познанию какого-либо предмета или явления. Интересомназывают особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.

Интересы можно характеризовать по различным критериям, в частности:

• по направленности – материальные, духовные, общественно-политические, эстетические и профессиональные;

• по цели – непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные);

• по объему – широкие и узкие;

• по глубине – глубокие и поверхностные;

• по силе (действенности) – активные и пассивные;

• по устойчивости – устойчивые и неустойчивые.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что тонизирует, вызывает деятельное состояние коры головного мозга. Интересы побуждают к деятельности и активизируют личность.

Установка –неосознанное внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности. Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой группе сказали, что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: «Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опустившийся человек». Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение героя: «Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма...»

Желание — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.