Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема осмысления толерантности в современном российском обществе






 

Так сложилось, что в России трактовка толерантности оказалось тесно связанной со схемами, разработанными еще большевистскими идеологами. Согласно их логике понятие нетерпимость носило ярко выраженный позитивный характер и отражало наличие у человека четко выраженной «классовой позиции» по отношению к «пережиткам темного прошлого», в то время как терпимость, напротив, трактовалось сугубо негативно. В связи с этим, в нашей стране для многих людей понятие терпимости стало синонимом бесхребетности, безразличия, беспринципности и вседозволенности и т.д. Это обстоятельство затрудняет приобщения наших людей к системе ценностей современной глобальной этики.

На использование понятия толерантности в области политики существенно повлияло концептуальное противостояние между либерализмом, с его ценностями прав и свобод человека и консервативным традиционализмом, доминирующим в политическом сознании Европы и Америки вплоть до конца 50–х гг. XX века. Можно согласиться с тем, что сейчас " в политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве" (Век толерантности, 2001).

Для понимания сущности толерантности крайне важны попытки философского осмысления данного термина. Приведем для примера определение П.Николсона, который рассматривает толерантность как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, даже если они и отклоняются в чем–то важном от мнения или действия субъекта толерантности и если последний не одобряет их (Nicholson, 1985). По его мнению, для понимания толерантности важно осознать следующие моменты, связывающие субъекта толерантности и предмет толерантности.

1. К предмету относятся толерантно, отклоняясь от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.

2. Предмет отклонения не тривиален.

3. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.

4. Субъект толерантности обладает силой, необходимой для попытки подавить или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать субъекту интолерантности.

5. Тем не менее, толерантный субъект не употребляет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению.

6. Толерантность верна, а толерантный субъект благ.

Для социологического анализа толерантности большое значение имеет анализ ее функций, который также необходимо осуществлять применительно к субъектам толерантности. Для институтов в качестве таких функций могут выступать:

а) Стабильность общества и профилактика социальных конфликтов.

б) Возможность включения в систему ценностей современной гуманистической этики и устранение противоречий между этическими требованиями современных международных документов и реальной деятельностью в политической, идеологической и культурной сферах.

в) Создание ценностно–нормативной базы для воспитательной работы, формирования положительных идеалов и позитивного отношения к жизни у подрастающего поколения.

Для группы в качестве основных функций толерантного взаимодействия можно выделить следующие:

1. предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, формирование и поддержание стабильности группы;

2. создание имиджа стабильной и сплоченной группы, что крайне важно для взаимодействия с государственными структурами, с социальными группами и организациями;

3. создание базиса для привлечения в группу социально–адаптированных новых членов.

Для личности функции толерантности связаны:

1. с резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Важно понимать, что интолерантность, даже в своих крайних проявлениях, выполняет определенные функции, как для общества, так и для группы и личности. Здесь речь может идти о таких функциях как формирование образа врага; сплоченность группы, основанной на противопоставлении чужим; простота и четкость групповой и личностной идентификации; построение жестких, иерархических отношений в группе. Для современного российского общества этническая толерантность становится одним из условий социальной стабильности и устойчивости межличностных и межгрупповых отношений. Преодоление межэтнической напряжённости и конфликтов связано с развитием толерантности в отношениях между людьми.

В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмоциональной сфере, поведенческой и когнитивной.

В 2001 году правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно различные методы.

Методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности).

К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:

1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;

2. Индекс толерантности;

3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;

4. Диагностический тест отношения;

5. Культурно-ценностный дифференциал;

6. Типы этнической идентичности;

7. Этническая аффилиация(1);

8. Этническая толерантность личности;

9. Тест личностных конструктов Дж. Келли (модификация);

10. Метод измерения социального расстояния;

11. Метод приписывания качеств;

12. Психосемантика(2) (описание этнических авто - и гетеростереотипов);

13. Техника построения семантического пространства на базе фразеологизмов;

14. Диагностика общей коммуникативной толерантности.

Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, например:

1. Направленность личности в общении;

2. Стиль педагогического общения;

3. методика на выявление авторитарности - F-шкала (Р.Н. Стэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон);

4. тесты на ассертивность;

5. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;

6. Методика биоценочной поляризации (модификация методики Фидлера);

7. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;

8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;

9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;

10. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум)

11. MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова) и др.

Конечно, это лишь небольшой обзор возможных методов исследования толерантности и ее личностных характеристик.

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. Следовательно, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.

В последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предлагаются более или менее целостные диагностические комплексы. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов. Предлагается такая дефиниция: «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» (Солдатова Г.У., 2003). Данная трактовка вполне может служить в качестве одной из отправных точек для разработки некоторых разделов психодиагностического комплекса. В данном случае авторы предлагают такой набор методик:

1. Опросник определения нервно-психической устойчивости;

2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);

3. Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);

4. Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);

5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

6. Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура);

7. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);

8. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман);

9. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн);

10. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);

11. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);

12. Методика ТАТ;

13. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

14. Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

15. Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);

16. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);

17. Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

18. Опросник " Типы этнической идентичности" (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

19. Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;

20. «Евробарометр».

Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе.

Недавно(7-8 сентября 2011 г.) в Ярославле состоялся Мировой политический форум «Современное государство в эпоху социального многообразия», который был посвящен вопросам глобальной безопасности и развития демократических институтов в многонациональных государствах.

Президенту РФ Д. Медведеву был задан вопрос:

- Господин президент, мы находимся в Ярославле, где проходит уже в третий раз мировой политический форум под вашим патронатом. Главная тема его в этом году – это проблема мультикультурализма. Почему вы считаете эту тему столь актуальной именно сегодня?

Дмитрий Медведев:

- Ровно потому, что она действительно актуальна. Проблема взаимоотношений между различными этносами, между теми, кто приезжает на работу в европейские государства и коренным населением обострились в последние годы практически в любой европейской стране. Эти проблемы существуют и в Российской Федерации. Именно поэтому я считал правильным поднять этот вопрос в экспертной среде, и в среде практикующих политиков. За последние несколько месяцев на эту тему было много чего сказано и написано. Большинство европейских политиков стали говорить о кризисе мультикультуральности, о том, что, собственно, ценности мультикультурализма не выдержали проверку временем и должны быть подвергнуты ревизии. У нас к этому вопросу, может быть, более сложное отношение. Конечно, вопрос в том ещё, как понимать мультикультуральность. Но Россия – это чрезвычайно сложное в этническом плане государство с большим количеством народов и конфессий. И для нас вопрос сосуществования различных народов – это не вопрос приезжих, которые так или иначе появляются в любом государстве, в России тоже. Это вопрос внутренней гармонии, которая создавалась на протяжении столетий. И которую, как нам в определённый период казалось, мы смогли вывести на принципиально новый уровень. В советские времена, напомню, использовался даже такой термин: “единая общность – советский народ”. Во многом это оказались теоретические построения. Но это не значит, что мы должны уходить от этой проблемы и от этой идеи. Мы действительно должны создать общество внутренней гармонии, где люди толерантны друг к другу, и в то же время люди уважительно относятся к традициям, составляющим сердцевину того или иного этноса, безотносительно того, о чём идёт речь – центр России, Кавказ, Дальний Восток – везде живут граждане России, обладающие одними и теми же правами и обязанностями, которые должны соответствующим образом вести себя в обществе. Поэтому эта тема для нас важна. Но и в Европе очень много проблем, о чём я сказал. И мне думается, что обмен теоретическими подходами к решению этой проблемы и практическими рецептами сегодня важен.

Сегодня существует множество государственных программ, направленных на формирование толерантного общества. Вот некоторые из них:

- Федеральная целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Цели программы: Долгосрочной целью программы является формирование и внедрение социальных норм толерантности, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности, как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Основные задачи программы:

1. Разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

2. Разработка и внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.

3. Разработка и реализация системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм толерантного поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях:

4. Разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования, включая переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;

5. Определение, разработка и реализация эффективных социо-культурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии, в том числе, через СМИ;

6. Разработка методической, нормативно-правовой и организационной базы профилактики экстремизма, внедрения в социальную практику норм толерантного поведения.

- Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений

- Общественная палата предлагает пути развития молодежной инициативы и т.п.

Работа государства в этом направлении необходима, потому что в российском обществе проявления нетерпимости, как расовой, этнической, так и религиозной, встречаются всё чаще.

Вместе с тем, как заявил, - Евгений Сатановский, глава Российского Еврейского конгресса, «уровень ксенофобии(3) в современной России не намного выше, чем в Европе или Соединенных штатах». Но в западных странах, по его словам, «уже выстроены механизмы пресечения ксенофобии», тогда как у нас «старые механизмы сломаны, а новые еще не построены». Сатановский считает, что у государства достаточно сил для борьбы с ксенофобией, но нет никакой уверенности в том, что эти усилия будут последовательными. Однако он подчеркнул, что после нападения на синагогу(4) с книжных лотков в центре Москвы исчезла откровенно фашистская и антисемитская литература и, скорее всего, это результат работы правоохранительных органов. По мнению же Мансура Шакирова, заместителя председателя Совета Муфтиев России, рост ксенофобии и насилия во многом связан с нехваткой религиозности в обществе, недостаточным количеством храмов, как мусульманских, православных и других. По его словам, акты агрессии совершаются сегодня в отношении всех конфессий и задача средств массовой информации сообщать обо всех проявлениях религиозной нетерпимости. Говоря о мерах борьбы с экстремизмом, заместитель председателя Совета Муфтиев России, предложил большее внимание уделять образованию и религиозному воспитанию не только в школах, но и посредством телевидения, кино, литературы. На фоне этих заявлений интересны результаты исследования социологов из университета Западного Мичигана, проведенного в России, с целью выяснить – что же лежит в основе религиозной нетерпимости в России. Исследователи опросили около трех тысяч человек и, например, по мнению одного из ученых, религиозная нетерпимость в России не является феноменом религиозным, она не зависит от степени вовлеченности в практики соответствующих исповеданий. Среди основных факторов порождения нетерпимости исследователи называют авторитарность политического устройства, этнические предрассудки и религиозный этноцентризм. Именно эти факторы, по мнению социологов, являются основным препятствием к межрелигиозному диалогу в России.

Так, среди людей, называющих себя православными, только 30% считают, что мусульманам можно позволить проповедовать ислам публично, а по отношению к иудеям и представителям западных религий уровень толерантности падает до 26% и 17% соответственно. Мусульмане же, проявляют большую терпимость к православным, чем православные к мусульманам. В то же время позволить католикам, протестантам и последователям других западных религий распространять их издания в России считают возможным менее 25% православных и менее 20% мусульман. К удивлению ученых, в ходе исследования не была обнаружена зависимость религиозной нетерпимости от частоты посещения храма (мечети), молитвы, чтения Библии/Корана, глубины веры и значимости религии в жизни респондента. В ходе исследования было также установлено, что в основе религиозной нетерпимости к представителям нетрадиционных религий лежит нежелание наделять граждан страны равными правами на исповедование «своей» веры, антисемитские и антизападные установки, а также общая политическая нетерпимость.

В связи с указанными выше проблемами, актуальной задачей становится воспитание толерантности. В России в последние десятилетия одновременно, но не синхронно, происходят изменения во всех сферах жизни – духовной, политической, экономической, что нередко порождает разногласия и социальную напряженность. В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества.

Целью воспитания толерантности является выработка в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание в людях миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.

В идеологическом ракурсе толерантность является системой ценностей и норм, которые присутствуют во многих современных цивилизационных концепциях, таких как " Глобальная этика", " Права человека", " Декларация Культуры Мира", " Декларация Земли" и т.д.

Представляется, что основными составляющими данной системы являются:

• презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

• презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

• ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

• ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

• ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

• ценность следования нормам права;

• ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.