Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ содержания понятия толерантности и история его применения в России.






Толера́ нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolé rance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают на прямое толкование толерантности как терпимости.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот на рубеже XVIII-XIX веков во Франции, где жил Шарль Мори́ с де Талейра́ н-Периго́ р (1754 г.—1838 г.), отличившийся тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, и, вместе с тем, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией.

В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, в это же время картина религиозной жизни в России начинает меняться вследствие проникновения в российское общество представителей различных протестантских направлений, а также новых религиозных движений. Из Америки в Россию попадают многочисленные миссионеры религиозных направлений баптизма, пятидесятничества, адвентизма, иеговизма и др. Они с размахом начинают проповедническую деятельность среди многонационального населения империи. Поначалу активность представителей новых религий сдерживало царское правительство, стоящее на страже сложившегося баланса сил. Но после манифеста от 17 октября 1905 года представители всех вероисповеданий дана полная свобода действий. Сектантство получило широкое распространение. Известно, что сектанты активно помогали большевикам. После революции, как это не покажется поначалу странным, пропаганда сектантских верований ничем не ограничивалась новой властью, которая использовали секты и культы для борьбы с русской православной Церковью. Но вскоре ситуация изменилась, и в середине тридцатых годов некогда благоволившие сектантам большевики серьезно ограничили их деятельность. Наступил довольно длительный период, когда теперь уже «западное понятие» - толерантность заменил советский термин - интернационализм, предполагающей единство всех наций в лоне коммунистической идеологии.

Возвращение понятия толерантности в русскую культурную жизнь оказалось связано с новым всплеском религиозной активности сект и культов, пик которой приходится на конец 80-х и на 90-е годы ХХ века. Представители уже существующих прежде сект и культов, поддерживаемые единоверцами с Запада, начинают активную миссионерскую деятельность на постсоветском пространстве. К ним присоединяются тысячи проповедников новых и нетрадиционных религиозных движений, которые едут в Россию, как с Запада, так и с Востока. Миллионы долларов вкладываются в организацию и развитие религиозных общин. Тонны сектантской и новорелигиозной литературы распространяются среди населения. Повсеместно растут общины нетрадиционных культов. В этот период в нашей академии среди студентов существовали ячейки мормонов и последователей Муна, которые беспрепятственно распространяли свою литературу среди сокурсников и вербовали их в религиозные лагеря в Америке и в Европе.

Девяностые годы ХХ стали временем кризиса прежней советской культуры, среди обломков которой бурно и бесконтрольно разрастались различные новые культы, религиозные и псевдорелигиозные течения. Малейшие попытки законодательно ограничить (не запретить!) деятельность тысяч и тысяч заморских миссионеров вызывают решительное сопротивление со стороны антироссийски настроенных западных политических кругов и наших доморощенных либерал-демократов. Дело доходит даже до агрессивных дипломатических демаршей со стороны американского Конгресса и МИД Великобритании. Они в ультимативной форме требовали полной свободы деятельности сект и новых религиозных культов на территории бывшего СССР, буквально выкручивая руки Ельцину, который принял их условия, наложив вето на поправки парламента России к закону «О свободе вероисповеданий», принятых абсолютным большинством голосов.

Таким образом, cо второй половины XIX века и по 90-е годы ХХ века в России понятие толерантность более всего применялось в области межрелигиозных и межконфессиональных отношений.

В наше время многие словари определяют «толерантность», как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Некоторые издания просто отождествляют «толерантность» с понятием «терпимость». Однако, на наш взгляд, это всё же различающиеся понятия. В отличие от понятия терпимости (терпеть — не противодействовать, не жаловаться, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное), толерантность означает готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от твоих собственных. При этом предполагается, что признание происходит даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Следовательно, толерантность — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между разными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.