Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия. Олигополия (греч. oligos — немногий, poleo — продать) – рыночная структура, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число






Олигополия (греч. oligos — немногий, poleo — продать) – рыночная структура, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты. Количество субъектов олигополии может быть разным: от 2 до 24 продавцов.

Выделяют следующие причины становления олигополии:
• возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);

• владение патентами и контроль над сырьем;

• поглощение слабых фирм более сильными;

• научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.
Олигополии присущи следующие черты:

• наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;
• контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

• наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

• взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;

Олигополия в большей степени распространена в обрабатывающей, добывающей, химической, машиностроительной и металлообрабатывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для отрасли самолетостроения и оптовой торговли. К числу олигополистических структур также относятся рынки табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения.

Олигополия при определении цены и объема производства учитывает не только поведение потребителей (как это делается при других рыночных структурах), но и реакцию своих конкурентов. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Особенно четко она проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке.

Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов:

• ценовая конкуренция;

• тайный сговор о цене;

• лидерство в ценах - повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке;

• ценовая накидка - прибавляется к средним общим издержкам производства. Накидка обеспечивает получение прибыли.

Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:

• крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;

• конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.

более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии;

трудность проникновения посторонних фирм благодаря эффекту масштаба.
Негативные моменты олигополии сводятся к следующему:
• олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники и технологий;

• заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей, что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;

• олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств.

 

Литература:
Гукасьян Экономическая теория.

Плотницкий Экономическая теория.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.