Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную






Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию. Монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для нее характерно значительное число товаропроизводителей, однако каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой.

Признаки:

• в отрасли действует много фирм;

• все фирмы имеют определенную возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая из них реализует продукт, отличный от товаров других фирм;

• производство дифференцированного продукта (частично либо полностью заменяемого) позволяет фирме устанавливать на него цену и изменять ее в зависимости от действий конкурентов, производящих товары-субституты;

• каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;

• ограниченный контроль над ценами;

• невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен;

• отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;

• самостоятельность фирм в определении своей структуры;
• свобода входа и выхода фирм из отрасли.

В условиях монополистической конкуренции получают развитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшение качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий.
Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки, парикмахерские салоны, стоматологические кабинеты). В качестве примера можно привести также рынок книжной продукции (беллетристика), модной одежды, платных образовательных услуг.

Неэффективность рыночного механизма монополистической конкуренции связана с двумя моментами. Первый — равновесная цена на таком рынке превышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенные убытки. Второй момент обусловлен достижением объема производства, меньшего, чем его масштаб, обеспечивающий минимизацию средних общих издержек (неполная загруженность производственных мощностей). Это ухудшает материальное положение покупателей в результате установления высоких цен и сокращения предложения товаров.

Однако можно выделить следующие положительные черты монополистической конкуренции:

• дифференциация продукта;

• улучшение продукта с течением времени;

• незначительность монопольной власти отдельных фирм, а следовательно, и убытков от такой власти;

• возможность широкого выбора среди разнообразных конкурирующих товаров и их марок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.