Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия. Рассмотрим крайний случай несовершенной конкуренции – чистую монополию (от греческого «моно» – один






Рассмотрим крайний случай несовершенной конкуренции – чистую монополию (от греческого «моно» – один, «полио» – продаю).

Монополия – исключительное право государства, предприятия, организации или торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

С учётом степени охвата монополии делятся на:

чистую монополию;

монопсонию.

Чистая монополия – это рыночная структура, в которой один единственный продавец является поставщиком товара или вида услуг, не имеющих на рынке близких заменителей.

Монопсония чистая и абсолютно монополия одного покупателя.

Классификация монополий (в зависимости от характера и причин возникновения различают):

естественную;

легальную;

искусственную монополию.

Естественная монополия образуется собственниками и хозяйствующими субъектами, имеющими в своём распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства.

например: редкие металлы, особые земельные участки под виноград, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс

Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства и товары в них создаются с наименьшими затратами, чем могли бы быть на других фирмах.

Легальная монополия образуется на законных основаниях, её часто называют защищённой от конкуренции.

Большинство монополий создаётся правительством через:

патентную систему (ксерокс, кодак и т.д.).

Под патентом понимается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением.

Патентом также называют документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей.

охрану авторских прав.

Согласно которой авторы получают право продавать и тиражировать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период.

государственную регистрацию торговых знаков.

Специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товаров и услуги (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии это объединения предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:

создаются барьеры для вхождения в отрасль;

ограничивают доступ к источникам сырья и энергоносителям;

создают высокий уровень технологий;

применяют более крупный капитал, дающий большой эффект от роста масштаба производства;

организуют дорогостоящую рекламную компанию.

Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов. Это могут быть:

- законодательные барьеры (патенты, авторские права, лицензирование);

- контроль над важным ресурсом;

- финансовые барьеры (стартовый капитал);

- доступ к каналам маркетинга и сбыта;

- значительная экономия на масштабах (снижение средних затрат с ростом выпуска приводит к тому, что в отрасли могут преуспеть только несколько крупномасштабных производителей);

Фирма в условиях монополии в отличие от совершенно конкурентной фирмы обладает рыночной властью, т.е. может влиять на цену.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.