Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несовершенная конкуренция






На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реа­лизации продукции. Во-вторых, меняются и отноше­ния между участниками рынка: производители внима­тельно следят за поведением своих конкурентов, и реак­ция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа называются несовершенной конкуренцией, которую принято под­разделять на три основных вида: монополистическую конкуренцию; олигополию; чистую монополию.

1. Монополистическая конкуренция – организация рынка, при котором на нём действует большое количество производителей, продающих дифференцированный продукт.

В этой рыночной структуре фирмы получают монополистическую власть за счёт дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хотя возможно, что некоторые изделия имеют свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами (т.е. похожую, но не идентичную продукцию).

например: персональные компьютеры, которые различаются мощностью аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода информации и степени их ориентированности на потребителя».

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, лёгкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных изделий, нижнего белья и верхней одежды, обуви, моющих средств и парфюмерии, меховых изделий и др.)

Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобное расположение и время работы магазина, гарантийное обслуживание.

В условиях дифференциации товара важное значение в деятельности приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, особые качество и возможность покупки в рассрочку и т.д.

Следует отметить, что монополистическая конкуренция не возводит больших барьеров для вступления в отрасль. Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции, находятся под влиянием, с одной стороны – конкуренции, а с другой стороны определяется степень монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Монопольная власть предполагает, что каждая фирма, какой бы маленькой она не была, может влиять на цену, а сила этого влияния зависит от числа конкурентов. Незначительное изменение цены одной фирмы может привлечь или оттолкнуть незначительное число покупателей.

В течение краткосрочного периода фирмы могут получать прибыль и нести убытки, но важность получения сверхприбыли исключена, так как входные барьеры в отрасль практически отсутствуют: фирмы невелики, для организации производства требуется относительно небольшой капитал, который легко направить на выпуск аналогичной продукции.

Однако фирма при монополистической конкуренции будет всегда менее эффективна, чем при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные мощности и производит продукцию с большими издержками. Но чем больше разнообразие товаров, тем в большей степени рынок способен удовлетворять многообразные потребности и вкусы потребителей.

 

2. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведёт к изменению цены.

Существует 2 вида олигополий:

  1. несколько фирм производят одинаковые товары;
  2. несколько фирм производят дифференцированные товары.

Однако в том и в другом случаях фирмы создают взаимосвязь своих продаж, объёмов производства, рекламы. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели, то она будет ожидать подобных действий и от соперника.

Олигополистическая взаимосвязь фирм поднимает соперничество меду ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в борьбу «всех против всех». В этих случаях возможны различные действия конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие монополии, или другая крайность – бороться друг с другом вплоть до уничтожения.

Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы могут официально ограничить конкуренцию.

Картель подразумевает явный сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков, квот производства с целью получения прибыли выше той, которую они могли бы получить при отсутствии сговора. Однако все участники картеля заинтересованы в реализации своей стратегии и получении прибыли, что часто приводит к развалу, обману, предательству. Так как прямые картельные соглашения в основном запрещены законом, то олигополисты идут на тайный сговор.

Тайный сговор – это негласная договорённость о ценах, объёмах продаж и др. способах ограничения конкуренции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.