Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды монополий






Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

1) Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

2) Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

3) Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

4) Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).

5) Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

6) Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Монопсония (греч. - покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

Олигополия (от греч. — малочисленный — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Монополистическая деятельность – противоположные антимонопольному законодательству действия или бездействия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Закон «О конкуренции» определяет 2 формы монополистической деятельности:

1) злоупотребление доминирующим положением на рынке хозяйствующего субъекта

2) согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Признаки доминирующего положения:

1) ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК. Доминирующее положение устанавливается в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

а) индивидуальных предпринимателей;

б) российских и иностранных коммерческих организаций;

в) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую прибыль;

г) группы лиц.

Статья 9 Закона о защите конкуренции закрепляет перечень случаев признания двух и более субъектов группой лиц[1].

2) ВТОРОЙ ПРИЗНАК. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, группы лиц, осуществляющих производство товаров. Статья 4 Закона о защите конкуренции устанавливает следующее определение товара – товар это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

3) ТРЕТИЙ ПРИЗНАК. Доминирующее положение устанавливается на товарном рынке (его определение дано в первой вопросе данной лекции). С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц).

4 ) ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИЗНАК. Качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5) И, наконец, ПЯТЫЙ ПРИЗНАК доминирующего положения. Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара.

Таким образом, мы отметили признаки положения, которое признается доминирующим, то есть в отношении каких субъектов устанавливается доминирующее положение, а также на каком рынке оно устанавливается.

Теперь следует отметить доминирующее положение непосредственно самого хозяйствующего субъекта.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара составляет:

1) 50 % и более, кроме случаев когда хозяйствующий субъект докажет, что его положение на рынке не является доминирующим

2) от 35 до 50 % - если это установлено антимонопольным органом, исходя из критериев характеризующих конкретный товарный рынок. Если доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет 35 % и более, то антимонопольный орган обязан оценить рыночный потенциал данного хозяйствующего субъекта, в целях установления факта его доминирующего положения на товарном рынке

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять (35 %) процентов, за исключением случаев указанных в частях 3 и 6 статьи 5 случаев.

Например, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (п. 6 ст. 5).

Злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на товарном рынке могут проявляться в виде:

1) изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, либо повышение цен

2) навязывание конкуренту условий договора не выгодных для него или не относящихся к договору

3) создание препятствий к доступу на рынок других хозяйствующих субъектов

4) нарушение установленного нормативным актом порядка ценообразования

5) поддержание и установление монопольно высоких цен

Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию заключаются в следующем:

1) установление цен, надбавок, наценок

2) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах или торгах

3) ограничение доступа на рынок хозяйствующих субъектов, устранение всех других хозяйствующих субъектов

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, если такие акты и действия имеют целью и могут способствовать недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч.2 ст.34 Конституции РФ в РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Существует 3 группы мер, направленных на обеспечение конкуренции:

1) стимулирующие меры – направлены на создание и развитие конкуренции посредством государственного регулирования ценообразования, инвестиционной деятельности, экспорта, импорта

2) ограничительные меры – имеющие целью недопущение монополизма и доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на товарном рынке

3) меры по защите конкуренции, по пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры по привлечению к ответственности за правонарушения в этой области

Антимонопольное регулирование – это целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, установленных действующим законодательством, по установлению и реализации правил поведения на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения рыночной конкуренции, их эффективности.

Посредством антимонопольного регулирования обеспечивается ограничение монополистической деятельности на товарных рынках и защита от недобросовестной конкуренции. Антимонопольное регулирование осуществляется ФЗ «О конкуренции», «О рекламе» от 18.07.95г, «О естественных монополиях» от 17.08.95г, «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г и т.д..

 

Правовое регулирование государственной и естественной монополии

Государственная монополия — монополия, созданная в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (мо­нополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Правовой режим государственной монополии в отношении от­дельных видов деятельности в соответствии с п. 3 ст. 55 Конститу­ции РФ вводится федеральными законодательными актами.

Госу­дарственная монополия, в отличие от естественной монополии, яв­ляется монополией искусственной, поскольку конкуренция в таких сферах экономически возможна, но она не допускается государст­вом. Цель таких ограничений заключается в обеспечении защиты основ конституционного строя, здоровья населения, безопасности государства.

В федеральных законах путем указания на организационно-пра­вовую форму, форму собственности определяются субъекты, кото­рым предоставляется возможность осуществлять деятельность в ре­жиме государственной монополии (в основном это государственные унитарные предприятия). Кроме того, в федеральном законе может быть определен конкретный субъект.

Государственная монополия на территории РФ установлена в отношении следующих видов деятельности:

1. на основные виды деятельности, связанные с оборотом нар­котических средств, психотропных веществ; культивирование расте­ний; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничто­жение наркотических средств, психотропных веществ (ст. 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»);

2. на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных ме­таллов; на регулирование экспорта необработанных алмазов (ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»);

3. на деятельность в области военно-технического сотрудниче­ства (ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»);

4. на эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ (ст. 75 Конституции РФ, ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)»).

Государственная монополия может вводиться отдельными феде­ральными законами:

1. на производство и (или) оборот этилового спирта, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции (ст. 4 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо­держащей продукции»);

2. на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), когда исключительное право на совершение таких операций предоставляется государственным унитарным предприятиям.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, ко­торое характеризуется следующими признаками:

1. удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;

2. товары, производимые субъектами естественной монополии не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

3. спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектами естественных монополий могут быть хозяйствую­щие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной мо­нополии.

Субъ­екты естественных монополий домини­руют на товарном рынке и поэтому на них распространяются запреты, пре­дусмотренные Законом о защите конкуренции.

Следовательно, при выявлении нарушений закона, допущенных субъектом естест­венной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исклю­чение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования.

Деятельность названных субъектов регулируется и другими законами, например, это ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Закон о связи и др.

Статья 4 Закона о естественных монополиях закрепляет сферы естественных монополий [2]. К ним относятся:

1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2. транспортировка газа по трубопроводам;

3. железнодорожные перевозки;

4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

6. услуги по передаче электрической энергии;

7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8. услуги по передаче тепловой энергии;

9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Надзорные и контрольные функции за соблюдением зако­нодательства о естественных монополиях возложены на Федераль­ную антимонопольную службу. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регули­рованию естественных монополий. Этот орган осуществляет функции по определению (установлению) цен (тарифов) и ведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и примене­нием цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естествен­ных монополий. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации. Положение о Федеральной службе по тарифам утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332.

Функции и полномочия органов регулирования естествен­ных монополий определены ст. 10, 11 Закона о естественных мо­нополиях, а также и специальными Положениями. В частности, органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или о прекращении регулирования дея­тельности субъекта.

Субъекты, в отношении которых осуще­ствляются государственное регулирование и контроль, зано­сятся в соответствующий реестр[3]. Субъекты естественных монополий обязаны представлять со­ответствующему органу регулирования текущие отчеты о своей деятельности и проекты планов капитальных вложений.

Наряду с этим субъекты естественных монополий не вправе отка­зываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть на­правлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Существует два основных метода регу­лирования деятельности субъектов естественных монополий:

1. ценовой метод, который осуществляется посредством уста­новления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок цено­вого регулирования определяется Правительством РФ;

2. неценовой метод - через определение потребителей, подле­жащих обязательному обслуживанию; установление минимально­го уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, произво­димом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту на основе анализа деятельности и сообщает через средства массовой инфор­мации о принятых решениях, в частности относительно:

1) введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов;

2) о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об ис­ключении из него;

3) о применяемых методах регулирования в отноше­нии конкретного субъекта.

В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправле­ния обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в от­ношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в от­ношении которого применяется регулирование.

Такой контроль может быть предварительным и последующим. Предварительный контроль предусматривает обязательное пред­ставление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации[4].

Последующий контроль предусматривает, например, обяза­тельное уведомление органа регулирования естественной монопо­лии о сделках по приобретению более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие устав­ный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.

Правила рассмотрения Федеральной антимонопольной служ­бой и ее территориальными органами ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями ст. 7 Федерально­го закона «О естественных монополиях», утверждены приказом ФАС России от 16 марта 2006 г. № 54.

При выявлении нарушений в сфере естественной монополии и для пресечения правонарушения соответствующий орган государ­ственного регулирования вправе направлять субъектам обязатель­ные для исполнения предписания.

 

Понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарном рынке

 

Согласно п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции, монополистическая деятельность – это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям. В зависимости от формы проявления выде­ляют договорный и внедоговорный вид монополистической деятель­ности.

В основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В таком случае имеет место индивидуальная монополистическая деятельность и коллективная монополистическая деятельность.

 

Недобросовестная конкуренция – это деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на приобретение преимущества предпринимательской деятельности, которая противоречит положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанесли ущерб деловой репутации. ФЗ содержит перечень форм недобросовестной конкуренции:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации

2) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара или его изготовителя

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом произведенных или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов

4) введение в оборот товаров с незаконным использованием объектов права интеллектуальной собственности

5) получение, использование и разглашение информации составляющую охраняемую законом тайну

Формой недобросовестной конкуренции является ненадлежащая реклама, в которой нарушаются требования к ее содержанию и способу распространения. Различают 5 видов ненадлежащей рекламы:

1) недобросовестная

2) недостоверная

3) неэтичная

4) скрытая

5) заведомо ложная

Законодательство о конкуренции предусматривает возможность применения разнообразных способов защиты от недобросовестной конкуренции.

Антимонопольные органы и их полномочия.

В настоящее время функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ возлагаются на федеральную антимонопольную службу РФ, действующую на основании Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.04г № 331. Основными задачами федеральной антимонопольной службы являются:

1) предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции

3) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе

В целях выполнения возложенных на нее функций вправе:

1) давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания

2) рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и налагать штрафы

3) обращаться в суд и участвовать в рассмотрении дела

4) принимать решение о принудительном разделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке и осуществляющего монополистическую деятельность.

 


[1] Например, группой лиц являются хозяйственные общества, в которых более чем 50 % количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица; лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы, и др.

 

[2] Это транспортировка газа по трубопрово­дам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных термина­лов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и об­щедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в эле­ктроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

[3] Временное Положение о реестре субъектов естественных монополий, в отношении кото­рых осуществляются государственное регулирование и кон­троль, утверждено приказом Федеральной службы по тарифам от 26 августа 2004 г. № 59.

[4] Например, необходимо получать предварительное согласие на совер­шение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых приме­няется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.