Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенная или чистая конкуренция.






КОНКУРЕНЦИЯ.

СОВЕРШЕННАЯ ИЛИ ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

 


СОВЕРШЕННАЯ ИЛИ ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

Характерные черты чистой конкуренции.

 

а). Очень большое число продавцов в отрасли. Следствием этого будет то, что размер каждого отдельного продавца очень мал.

б). Стандартизированный продукт. Это такой продукт, который практически одинаков у различных продавцов. Поэтому покупатель будет приобретать товар у ближайшего продавца и тем самым будет стремиться свести к минимуму трансакционные издержки.

в). Отсутствие контроля над ценой со стороны продавца. Ни один продавец, ни группа продавцов в сговоре не могут повлиять на цену продаваемого товара, так как их удельный вес в общем объеме производства и предложения мал. Все же вместе они договориться не могут, так как их слишком много. Цена устанавливается рынком и доводится до каждого продавца как обязательная к исполнению.

г). Легкость вступления в отрасль. Для этого нужно просто скопировать условия деятельности у других участников отрасли. Так же легко из отрасли выйти.

д). Отсутствие неценовой конкуренции. Это является следствием пункта б), раз все продукты одинаковы, то никто не может опередить других за счет особенных качеств своего товара. Нет конкуренции продуктов.

На практике чистая конкуренция очень редка. Это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение.

Поскольку доля каждой отдельной фирмы в общем объеме предложения очень незначительна, то отдельная фирма не может влиять на рыночную цену в свою пользу. Она может только приспосабливаться к рыночной цене, которая ей дается как величина, определяемая рынком.

Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы чистого конкурента является абсолютно эластичной. (см. график 1).

Средний доход для данного продавца равен цене товара. Валовой доход (TR) для данного продавца определяется по формуле:

TR = P*Q (см график 1).

Предельный доход (MR) - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции. Он выглядит как увеличение валового дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции. (см график 1).

MR = D TR / D Q

 

 

График 1. Спрос, валовой и предельный

доход чистого конкурента.

 

В краткосрочном периоде фирма чистый конкурент располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства через изменения в величине переменных ресурсов, которые она использует.

При фиксированной рыночной цене перед чистым конкурентом стоят три взаимосвязанные вопроса:

1. Следует ли производить? 2. Если да, то сколько? 3. Какая прибыль (или убыток) будут получены?

Правильные ответы таковы: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо 1) экономическую прибыль, либо 2) убыток, который меньше ее постоянных издержек. Если фирма будет производить, то объем продукции должен быть таким, чтобы фирма могла или максимизировать прибыль, или минимизировать убытки. Фирма получает экономическую прибыль, если валовой доход больше чем валовые издержки

(TR > TC). Если цена понизится и валовой доход упадет, то фирма будет при любом объеме производства терпеть убытки, но фирма не закроется, потому, что осуществляя производство она может понести убытки меньшие, чем величина ее постоянных издержек. А убытки равные ее постоянным издержкам она несет в случае закрытия. Фирме следует осуществлять производство, если ее валовой доход превышает ее переменные издержки. Т.е. (TR > VC). Если цена упадет еще ниже, так, что валовой доход окажется меньше чем переменные издержки, то фирме в этом случае лучше закрыться, чтобы свести свои убытки к величине постоянных издержек. Если же фирма не закроется, то убытки превысят величину постоянных издержек.

Если исследовать поведение фирмы с применением т.н. предельной концепции (которая основана на сравнении предельного дохода и предельных издержек каждой последующей единицы продукции), то можно получить график предложения фирмы. Кривой ее предложения в краткосрочном периоде является отрезок кривой предельных издержек фирмы, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек.

 

В условиях чисто конкурентного рынка цена равновесия определяется как результат взаимодействия между рыночным объемом предложения с одной стороны и спросом со стороны общества на продукцию данной отрасли с другой стороны. В условиях чистой конкуренции цена равновесия является заданной величиной для отдельной фирмы и одновременно она есть результат решений о производстве (предложении) всех фирм отрасли, взятых вместе.

 

В долговременном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, уже располагают достаточным временем, чтобы не только изменить свои производственные мощности, но и выйти из состава отрасли или войти в состав. Войти в состав отрасли означает создать новую фирму, выпускающую данный вид продукции. Выйти из состава отрасли означает полностью ликвидировать предприятие, выпускавшее данный вид продукции. Отсюда, единственным долговременным приспособлением является вступление фирм в отрасль или их массовый выход, отток из отрасли.

Рассмотрим ситуацию, когда долговременное равновесие нарушается и требует восстановления.

Случай 1. Вступление фирм в отрасль ликвидирует прибыли:

Предположим, что в обществе возрастает спрос на продукцию данной отрасли. Этот сдвиг спроса повысит цену и сделает производство в данной отрасли прибыльным. Возможность получения экономической прибыли будет привлекать в отрасль новые, дополнительные фирмы. Но, по мере вступления этих новых фирм в отрасль будет расти предложение продукции данного вида. В результате этого цена снизится и экономические прибыли исчезнут. С ними исчезнет и побудительный мотив для вступления в отрасль новых фирм. Долговременное равновесие будет восстановлено.

Случай 2. Массовый отток фирм из отрасли ликвидирует убытки.

 
Предположим, что покупательский спрос на продукцию данной отрасли падает . В результате цена также падает и возникают убытки, которые начнут вынуждать фирмы покинуть отрасль. В результате оттока фирм отраслевое предложение сократится. Это вновь повысит цену и приведет в итоге к исчезновению убытков и прекращению массового оттока фирм из отрасли. Долговременное равновесие восстановится вновь.

 

В условиях чистой конкуренции положение равновесия в долговременном периоде характеризуется равенством:

MR = P = ATC = MC

Хотя конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, в долговременном периоде она просто будет только лишь покрывать все свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) = MC.

Экономисты считают, что чисто конкурентная экономика приводит к наиболее эффективному использованию редких ресурсов, т.е. экономика конкурентных цен стремиться распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. На этом основании можно сделать вывод, что чистая конкуренция приносит максимум выгод потребителям и минимум выгод производителям. Именно производители находятся в наименее выгодных условиях. Отсюда именно чистая конкуренция, с точки зрения продавцов является самой жесткой конкурентной рыночной структурой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.