Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сексуальная революция






Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции

В отличие от политической революции, которую часто, хоть и неправомерно, отождествляют с захватом власти, социальная революция подразумевает радикальные сдвиги, происходящие относительно быстро, но достаточно длительное время. Это не событие, а процесс. С этим ограничением, можно утверждать, что во второй половине ХХ в. на Западе начались и до сих продолжаются три глобальные революции - сексуальная, гендерная и семейная. В этой статье, резюмируя многочисленные, в том числе собственные (Кон, 2004, 2009а, 2009б, 2010) исследования, я пытаюсь обобщить внутреннюю взаимосвязь и макросоциальные последствия этих процессов.

Ключевые слова: сексуальность репродукция гендерный порядок брачно-семейные отношения индивидуализация

Key words: sexuality reproduction gender order marriage family individualization

 

Сексуальная революция

Пик первой из этих революций, сексуальной, в развитых странах Запада приходится на 1960-1970-е годы. Ее главные исторические предпосылки (индивидуализация, ослабление внешнего контроля за сексуальным поведением и появление эффективной контрацепции) и конкретные поведенческие результаты (снижение возраста сексуального дебюта, отделение сексуального поведения от брачного, рост числа до- и внебрачных связей, ослабление двойного стандарта и т.д.) хорошо изучены. За поведенческими сдвигами стоит глубинный дискурсивный процесс отделения сексуальности от репродукции.

Филогенетически сексуальность была вспомогательным механизмом репродукции: сексуальное удовольствие, вероятно, возникло как награда за примерное (= успешное) репродуктивное поведение. Базовые различия мужских и женских сексуальных стратегий, которые эволюционная психология выводит из особенностей отцовского и материнского родительского вклада, в общем и целом, сохраняются и у современного человека (Buss, 1998, Schmitt, 2003). Однако сексуальность полифункциональна. Уже у высших животных она имеет важные знаковые (пенильный дисплей у приматов, из которого в дальнейшем развились фаллические культы) и коммуникативные (сексуальные привязанности как элемент формирования внутригрупповой иерархии у бонобо) функции.

Чтобы уловить разницу между сексуальным и репродуктивным поведением на мотивационном уровне, человеку достаточно сопоставить, сколько детей он сознательно, а не потому что " так получилось", зачал и произвел на свет, с тем, сколько раз на протяжении жизни и для чего он осуществлял те или иные сексуальные действия. Но поскольку репродуктивные аспекты сексуальности биологически и социально наиболее важны, от них зависит сохранение вида и популяции, они всегда и везде подвергались более тщательному и строгому социальному регулированию. Нерепродуктивным, гедонистическом аспектам сексуальности культура уделяла значительно меньше внимания, антисексуальные культуры даже считали их " противоестественными". Человеческому обществу потребовалось так много времени для легитимации страсти и романтической любви именно потому, что они, при всем их различии, подрывали социальный порядок и делали мир непредсказуемым. Лишь в новейшее время общественное сознание Запада признало, что сексуальность сама по себе не направлена на деторождение, не нуждается в оправдании и является самоценной.

В конце ХХ в. под мотивационное разделение сексуальности и репродукции была подведена и материальная база. С одной стороны, эффективная контрацепция позволяет людям заниматься сексом, не опасаясь нежелательного в данный момент зачатия. С другой стороны, вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) и экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) сделали принципиально возможным " непорочное зачатие", без какого бы то ни было сексуального общения и контакта родителей. Первый младенец в результате оплодотворения in vitro появился на свет в 1978 г. Хотя ЭКО вызывает много религиозно-этических и правовых вопросов, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ни физическое здоровье, ни психическое развитие детей, зачатых с помощью ЭКО (в мире насчитывается свыше 4 миллионов таких людей), принципиально не отличается от тех, которые были зачаты естественно. Разработчик этой технологии, к огорчению Ватикана, получил в 2010 г. Нобелевскую премию.

Эмансипация сексуальности от репродукции повлекла за собой разграничение понятий и критериев сексуального и репродуктивного здоровья (ВОЗ разрабатывает эту проблему с 1974 г.), причем первое понятие значительно шире второго. Это важно не только для развития здравоохранения, но и для массового сознания. В рекламе средств поддержания и продления сексуальной функции деторождение, как правило, даже не упоминается. В системе прав человека появилась категория сексуальных прав, включающих право на сексуальную свободу, автономию, интимность, удовольствие, эмоциональное самовыражение, свободный и ответственный репродуктивный выбор, сексуальную информацию, основанную на научных исследованиях, всеобъемлющее сексуальное образование и охрану сексуального здоровья (Декларация Всемирной сексологической ассоциации, Валенсия, 1997).

Одно из мировоззренческих последствий отделения сексуальности от репродукции - реабилитация и нормализация нерепродуктивной сексуальности (мастурбация, оральный секс и многие другие сексуальные техники, заведомо не ведущие к оплодотворению и зачатию). Антисексуальные религии считают их не только греховными, но и " противоестественными". Между тем они массовы. Согласно данным последнего американского репрезентативного национального опроса (5865 респондентов от 14 до 94 лет) (NSSHB, 2010), одиноким самоудовлетворением в предыдущем году занимались 62 % 14-15-летних мужчин, у 25-29-летних цифра возрастает до 84 %, после чего медленно снижается, но даже после 70 лет составляет 46%. У женщин соответствующие цифры - 40, 72 и 33%. Среди опрошенных в 2006 г. французов, мастурбировали 90% мужчин, причем начинают они очень рано, и 60% женщин, которые начинают позже (Enquete sur la sexualite en France, 2008; Ср. Кон, 2006). Весьма распространен и оральный секс: в 2010 г. 78 % тридцатилетних американцев " получали" и 69 % " давали" его своим партнершам.

Эти сдвиги тесно связаны с общими тенденциями развития европейской культуры. Как показали Норберт Элиас и М.М. Бахтин, буржуазная эпоха, начиная с XVI века, ознаменовалась усилением социального контроля над телом и сексуальностью. Кульминацией этой десексуализации (Wouters 2010) западной культуры стала викторианская Англия. Однако с конца XIX в. и на протяжении всего ХХ столетия, с пиками в 1920-х и 1960-70-х гг., направление развития изменилось в сторону ресексуализации. Гас Воутерс называет этот процесс сексуализацией, но данный термин кажется мне не совсем удачным, потому что в психологической литературе он уже приобрел негативный смысл, обозначая коммерциализацию, примитивизацию и объективацию секса, особенно в массмедия. В действительности речь идет о гораздо более сложном макросоциальном процессе. Ресексуализация любви (преимущественно для женщин) и эротизация (или сенсуализация) секса (преимущественно для мужчин) ослабляет гендерную поляризацию и означает эротизацию и ресексуализацию повседневной общественной жизни. Эти тенденции тесно связаны с соотношением процессов формализации и информализации (Wouters 2007). Формализация манер и способов дисциплинирования, ограничивающая поведенческие и эмоциональные проявления индивидов, неизбежно сопровождается их десексуализацией, подавляя и криминализируя многие социально безопасные сексуальные практики. Напротив, информализация, тяга к неформальности, благоприятствует вариативности и многообразию.

В связи с этим изменилось само понятие сексуальности. В отличие от недавнего прошлого, когда сексуальность рассматривалась в рамках жестко фиксированных бинарных оппозиций (гетеро vs гомо, брачная vs внебрачная, нормальная vs извращенная), в которых второй полюс был заведомо " неправильным", современная культура, а вслед за ней и наука, понимает сексуальность как нечто пластичное, гибкое, текучее и подвижное: " пластичная сексуальность" Энтони Гидденса (Giddens 1992), " текучая любовь" (liquid love) Зигмунта Баумана (Bauman 2003), " сексуальная текучесть" (sexual fluidity) Лисы Даймонд (Diamond 2008). Хотя каждый из этих терминов имеет свои специфические значения, эти метафоры имеют общий смысл: сексуальные желания формируются в соответствии с индивидуальными потребностями, являются маркерами личной идентичности, их нельзя подгонять под общий стандарт. На бытовом уровне сексуальная индивидуальность присутствовала всегда, но культура стремилась эти различия минимизировать и нивелировать. Как сказал известный американский сексолог Милтон Даймонд, " природа любит разнообразие. К сожалению, общество его ненавидит".

Теория сексуального сценария (sexual script) различает в нем три уровня: социокультурный, индивидуальный и партнерский. Теперь норматив все чаще подстраивается под индивидуальные особенности, а вариации перестают считаться девиациями. В сексологической литературе давно уже говорят не о " человеческой сексуальности", а о сексуальностях во множественном числе. Эти идеи присутствуют и в современной психологии развития.

Частный случай этой трансформации - нормализация однополой любви. На индивидуально-бытовом уровне она существовала всюду и везде, но всегда оставалась маргинальной, причем не только по степени своей распространенности, что естественно (популяция, состоящая из одних гомосексуалов, обречена на вымирание), но и культурно-символически. В современном мире однополая любовь широко распространена. В рамках уже цитированного американского опроса (NSSHB, 2010), около 7% женщин и 8% мужчин называют себя геями, лесбиянками или бисексуалами, практический опыт однополого секса имеет большее число людей. Данные других опросов варьируют. Например, согласно международному Интернет опросу, проведенному Би-би-си в 2005 г. (свыше 200000 респондентов, в основном из англоязычных стран), 90 % женщин считают себя гетеросексуальными, 7% бисексуальными и 3% лесбиянками; 91% мужчин называют себя гетеросексуалами, 4% бисексуалами и 5% геями (Lippa, 2007). В Англии в 2000 г. наличие гомосексуального опыта признали 6, 7% мужчин и 7, 0% женщин (Copas et al., 2002). Доля француженок, признавших наличие опыта однополого секса, в 2006 г. составила 4% (против 2, 6% в 1992 г.), у мужчин цифра осталась прежней - 4, 1%, но число испытывающих однополое влечение женщин превышает число мужчин (6, 2% против 3, 9%) (Enquete sur la sexualite en France, 2008). Ни в какую бинарную схему (гомо или гетеро) эти данные не вписываются.

Изменилась и нормативная культура. Пока сексуальность трактуется как побочный продукт репродукции, однополая любовь неизбежно выглядит странной и противоестественной, противоречащей репродуктивному императиву и семейным ценностям. Хотя некоторые общества (например, античная Греция) выделяют ей собственную культурную нишу, в большинстве обществ она символизируется как грех, преступление или болезнь. В Новое время положение постепенно изменилось. Во Франции, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге декриминализация (отмена уголовного преследования) гомосексуальности произошла в начале XIX в., начиная с кодекса Наполеона (1810), в остальных странах Западной и Центральной Европы - между 1967 и 1978 гг., в России - в 1993 г. Депатологизация (гомосексуальность перестали считать психическим заболеванием) осуществилась в США в 1973 г., в 1990 г. эту точку зрения приняла ВОЗ, в 1995 г. к ней присоединилась Япония, в 1999 г. - Россия, в 2001 г. - КНР. Это стимулировало уравнение инаколюбящих в гражданских правах. Страны ЕС считают опасными для демократических институтов и благополучия своих граждан не гомо- или бисексуальность, а гомофобию.

Новое понимание сексуальности обусловлено не только общим расширением сферы свободы, но и новой философией телесности, ослаблением дуализма тела и духа. Цивилизационный процесс раннебуржуазной эпохи означал усиление социального контроля и самоконтроля над телом. Если в начале XIX в. " воспитание чувств" подразумевало прежде всего умение владеть собой, то в ХХ в. стали акцентировать умения и способы самораскрытия и самовыражения. То и другое чревато издержками, но они разные.

Налицо не столько расширение границ допустимого и ослабление социального контроля, сколько изменение его критериев и методов. В демократических странах никто не запрещает и не навязывает людям ту или иную сексуальную технику, зато резко повысились нормативные, моральные и юридические, требования к уровню добровольности, защите от виктимизации, прямого и косвенного сексуального принуждения социально слабых и незащищенных. Появились новые, неслыханные в историческом прошлом, возрастные ограничения, направленные на защиту детей (возраст согласия) и т.п. Это создает множество новых, неизвестных ранее социально-нравственных и юридических проблем и коллизий - защита ребенка от сексуальной эксплуатации может вступать в противоречие с его правом распоряжаться собственным телом, а платные сексуальные услуги не всегда легко отличить от торговли людьми, - причем отсутствие готовых и пригодных на все случаи жизни решений нередко воспринимается обществом как проявление аномии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.