Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ силового поля






Психотехнология каузальных петель зачастую поз­воляет приступить к своеобразной «динамизации» реше­ния, то есть превращения структуры в процесс. Однако более показанным в случае изучения динамики достиже­ния желаемого состояния дел является психотехнология анализа силового поля, каковая позволяет проанализиро­вать внешние силы, влияющие на идею или решение, и, соответственно, определить «точки приложения» собст­венных ресурсов и возможностей клиента. Делается эта психотехнология так.

1. Запишите решение или идею в центре листа.

2. Расспросите клиента обо всех наиболее благопри­ятных факторах и/или ресурсах, которые могут содейст­вовать достижению желаемого состояния дел, и также запишите их на правой стороне листа.

3. Предложите клиенту описать наилучший сцена­рий, по которому могут развиваться события, и также зафиксируйте его внизу правой стороны листа.

4. На левой стороне листа составьте (разумеется, со слов клиента) список факторов и/или антиресурсов, которые противостоят достижению желаемого состоя­ния дел.

5. В нижней части этой стороны листа с помощью клиента опишите наихудший сценарий развития событий.

6. Обсудите, что можно и нужно сделать, чтобы увеличить воздействие благоприятных факторов и содей­ствовать осуществлению благоприятного сценария.

7. Определите, как можно уменьшить воздействие неблагоприятных факторов и снизить вероятность воз­никновения неблагоприятного сценария.

Изучение жизненной ситуации

В случае если клиент все-таки оказывается неспо­собным более или менее адекватно изложить консультан­ту свою проблему и вытекающий из нее запрос (например, ограничивается маловразумительными интенциями типа «все плохо»), весьма целесообразным может оказаться применение еще одного метода консультирования, позво­ляющего вывести его из гипноза проблемы, а именно пси­хотехнологии изучения жизненной ситуации, разработан­ной сотрудниками «Metamorfic Ink».

Если отказаться от приведенного в отмеченном ис­точнике пространного описания, то суть данной психотех­нологии сводится к заполнению четырехклеточной мат­рицы следующего вида (рис. 22).

 

Имею и хочу иметь Не имею, но хочу иметь
Имею и не хочу иметь Не имею и не хочу иметь

Рис. 22

Алгоритм работы здесь следующий.

1. Расчертите лист бумаги на четыре квадрата и озаглавьте каждый из них в соответствии с вышеприве­денным.

2. Предложите клиенту последовательно перечис­лить и записать в левом верхнем квадрате все то, что он реально имеет и желает сохранить в своей жизни (не «озадачиваясь» какими-то категориями).

3. Попросите его описать в правом верхнем квадра­те все то, что он хотел бы еще «поиметь» в этой жизни (не ограничивая себя рамками возможного).

4. Предложите клиенту перечислить и опять-таки записать в левом нижнем квадрате все то, что он, увы, имеет, но от чего он хотел бы избавиться.

5. Наконец, попросите его описать в правом нижнем квадрате все то, чего он не имеет и ни под каким видом не хотел бы иметь.

Следует отметить, что заполнение клиентом первого квадрата позволяет ему как бы «вылезти» из апатичных по­следствий так называемого эффекта «дырки от бублика» (это когда человек имеет «бублик» - все, чего достиг и до­бился, но видит одну только «дырку» - то, чего у него нет). Заполнение второго квадрата - определить актуальные об­ласти расширения и развития пространства жизни (то, к че­му стоит еще идти). Заполнение третьего квадрата - выявить то, что ему следует убрать из своей жизни. Ну а заполнение четвертого квадрата - еще раз убедиться, что все-таки «жизнь удалась», потому что (например) у него нет ни СПИДа, ни бездомности, ни абсолютной бедности, ни еще много чего такого, чего он не имеет и ни за что не хотел бы иметь...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.