Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Мы идём в детский сад






Адаптация

Первая младшая группа

«Малышок»

Год

Автор Цыпкина Тамара Валентиновна,

Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 44 Компенсирующего типа Кировского района


СОДЕРЖАНИЕ

I. Готовимся к детскому саду всей семьёй!.................................3

1. «Я хочу в детский сад» или Как подготовить ребёнка к детскому садику……………………………………….......................................................3

2. Болезненная привязанность к матери………………………………....5

II. Мы идём в детский сад……………………………………………8

1. Малыш идёт в детский сад……………………………………………..8

2. Полезные советы родителям…………………………………………...10

3. Как проверить, насколько готов малыш к посещению дошкольного учреждения……………………………………………………………………….12

4. Как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он начал посещать впервые детский сад…………………………………………………………….14

5. Как не надо вести себя родителям с ребёнком, когда он начал посещать впервые детский сад…………………………………………………15

III. Как правильно одеть ребёнка …………………………………….....17

1. Правильный выбор одежды……………………………………………17

2. Одежда для прогулок………………………………………………….18

3. Одежда в разные сезоны……………………………………………….19

4. Одежда для детского сада……………………………………………..21

5. Уход за одеждой………………………………………………………..22

6. Правильная обувь………………………………………………………23

IV. Режим дня в детском саду…………………………………………27

1. Ранний возраст………………………………………………………….27

V. Детское питание……………………………………………………….28

1. Пищевая аллергия: новости……………………………………………28

VI. Адаптация детей от года…………………………………………33

VII. Кризис трёх лет…………………………………………………… 36

1. Как надо вести себя родителям в период кризиса ребёнка трёх лет…36

2. Как не надо вести себя родителям в период кризиса ребёнка трёх лет…………………………………………………………………………….37

VIII. Как играть с детьми…………………………………………………38

IX. Развивающие игры от двух с половиной до трёх лет………….40

1. Особенности развития…………………………………………………..40

2. В какие игры можно играть с ребёнком………………………………41

3. Какие игры сейчас нужны малышу……………………………………45

4. Развивающая среда……………………………………………………..47

X. Игры, направленные на социальное развитие………………………50

1. Формирование своего «Я»……………………………………………..50

XI. Игры, направленные на формирование представлений о других…………………………………………………………………..56


I. Готовимся к детскому саду всей семьёй

1. «Я хочу в детский сад» или Как подготовить ребенка к детскому саду

 

Раньше было принято считать, что если ребенок плачет в период привыкания к детскому саду, то это пройдет. Ни родители, ни педагоги не придавали значения периоду адаптации малыша, но сегодня каждый ознакомлен с этим термином. Сейчас этот период выделен, ясны его трудности. Каждый ребенок индивидуален, проблемы у каждого разные, в зависимости от темперамента, характера, психологического и соматического здоровья малыша, подготовленности к детскому саду.

Родителям нужно предпринять некоторые шаги для облегчения процесса адаптации своего чада к детскому саду. Самым первым шагом будет ознакомление с будущей группой и воспитательницей. Лучше всего прийти заранее, все увидеть, узнать у педагога как её называют дети, ведь в группах раннего возраста обычно называют по имени или с добавление слова «тётя». Ребенку намного проще подойти к Даше, ли тёте Даше, чем к Дарье Ивановной. Официальное имя и отчество может вызывать у малыша ассоциации с кем-то чужым и незнакомым, ведь раньше его окружали только знакомые люди, которых родители называли по имени. Будущий воспитатель должен ассоциироваться с кем-то близким и знакомым мамы или папы.

Вторым шагом будет употребление имен воспитателей дома. Это обеспечит привыкание малыша к будущему детскому саду. Психологи советуют избегать резких высказываний по поводу детского сада и воспитателя. Малыш не понимает, почему любимая мама хочет отдать его в «плохой» детский сад к «плохой воспитательнице». После негативных высказываний родители могут потерять доверие своего ребенка, и процесс адаптации может затянуться на месяцы. Лучше всего рассказывать малышу, что вы знаете и любите Дашу, о то, как она проводит время с детками, сколько интересных игр и сказок знает. Если у ребенка формируется положительное мнение о воспитательнице, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Третий шаг – адаптация к смене режима дня (питание, сон, игры). Лучше всего за несколько месяцев до похода в детский сад начинать перестраивать ребенка на новый режим. Для этого заранее узнайте распорядок дня в детском саду, меню, так как малышу очень сложно поменять свой обычный ритм, любимую еду. Утренние капризы с тем и связаны, что ребенок сонный, потому что не привык так рано просыпаться или не хочет кушать молочную кашу.

Лучше адаптация проходит у детей, менее привязанных к маме. Поэтому четвертым шагом будет приучение ребенка к самостоятельности. Детей, которые сильно привязаны к маме, нужно начинать оставлять с другими родственниками, при прогулках нужно находиться поближе к другим детям, чтобы малыш привыкал взаимодействовать с ними. Объясняйте детям, что нужно делиться с другими игрушками или угощеньем, учите считаться с желаниями других.

Если у родителей ребенок является центром всего внимания, то нужно как-то объяснить ему, что есть желания и у других, хвалить могут тоже и остальных, не только его. Существует множество детей, которые в семье являются центром Вселенной, а приходя в детский сад, очень страдают от того, что внимание достается ещё кому-то. Проще адаптируются те дети, которые сами могут себя обслуживать: сами одеться, поесть, попросить что-то у взрослых. Поэтому пятым шагом будет предоставление ребенку (ещё до детского сада) возможности побыть самостоятельным. Это поможет малышу не только при адаптации в детский сад, но и окажет влияние на его умственное, физическое и психическое развитие.

Следующим шагом будет отучение ребенка от привычек, которые не свойственны его возрасту (грудное вскармливание, соска, езда в коляске, памперсы и т.д.). Нужно хорошенько подумать и отказаться от того, к чему ребенок сильно привязан, например, от света возле кроватки в любое время суток, поильника на тумбочке и т.д.

Родители, которые вовремя подготовили свое чадо к новому образу жизни обязательно получат вознаграждение и с большим удовольствием поведут ребенка в детский сад, ведь как приятно слышать, что твой малыш идет познавать мир с удовольствием.

 

2. Болезненная привязанность к матери

Есть дети, которые сверх меры привязаны к матери. Не нужно ругать таких детей, внушать им, что они мешают, наказывать. Это не простые детские капризы, а попытка найти защиту.

Не стоит ставить вашему чаду в пример детей, которые спокойно ведут себя при отсутствии мамы. Ваш ребенок может получить комплекс неполноценности и уйти в себя.

Не нужно насильно отучать малыша от присутствия мамы – это очень травмирует психику ребенка.

«Внезапный уход» - является также не самым удачным методом. Малыш испытывает страх при внезапном уходе мамы не только от разлуки, но и от неожиданности и необъяснимости.

Для ребенка, который сильно зависит от мамы просто необходимо ощущать спокойствие и защищённость.

Для укрепления нервной системы при борьбе с сильной зависимостью к маме можно посоветовать больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься подвижными видами игр. Это также поможет расширить кругозор.

Нужно помнить, что ребенку нужно общение с большим количеством людей, так как жизнь в закрытом пространстве, где есть только самые близкие люди (родители, бабушки, дедушки) приводить к усугублению комплекса.

Лучше всего обеспечить ребенку больше общения с людьми: приглашать гостей и брать его с собой. Покажите как вы горды тем, что он стает самостоятелен, но и не обращайте внимание на зависимость малыша от мамы.

Чтобы избежать зависимости нужно принимать поэтапные меры. Первое – это научить ребенка оставаться одному в комнате, приучить понимать его, что мама где-то рядом: на кухне, в другой комнате.

Потом можно попробовать на короткое время оставить малыша с родственниками. Найдите момент, когда ваше чадо в хорошем настроении, чем-то интересным занят, не сильно акцентируя внимание, скажите ему, что скоро вернетесь, а с ним побудет, например, бабушка. Если малыш начнет нервничать, не расстраивайтесь, отвлеките его, а потом попробуйте снова. Объясните ребенку, что вы вернетесь очень скоро, он не успеет доиграть, а вы уже будете на месте.

Если ребенок прореагировал более-менее спокойно (расстроен, но не кричит и сильно не плачет), покиньте квартиру так, чтобы он услышал закрывающуюся дверь, постойте за ней не более 5 минут. Когда вы вернетесь обратно, похвалите своего малыша, расскажите, что он или она очень хороший, так как за то время, что он вас отпустил, вы столько всего успели. Пусть ребенок поймет, что вы вернулись быстро, так как и обещали, значит, что следующий раз будет то же самое.

Такие эксперименты можно повторять примерно неделю, не увеличивая времени разлуки. Потом, когда ребенок привыкнет, что вы ненадолго отлучаетесь, начните увеличивать время ухода, прибавляйте время незаметно, примерно по минуте.

Малыш должен понять, что мама как и обещала, всегда быстро возвращается.

Когда вы сможете уходить уже примерно на 15-20 минут, то покупайте ребенку что-нибудь сладенькое или какую-то игрушку.

Тогда ребенок станет ждать, что же вы ему принесете, когда вы будете отсутствовать. Но не нужно приносить что-то каждый день, иначе ребенок привыкнет и станет требовать вознаграждение каждый раз, когда вы отлучаетесь. Пусть он поймет, что в вашем отсутствии нет ничего особенного.

Тот, кто остается с ребенком, когда вас нет, должен занять дитя чем-то интересным. Пусть малыш привыкнет к тому, что, когда мамы нет, он может так же спокойно и комфортно заниматься своими делами.

Только вместе, всей семьей можно помочь своему малышу победить его зависимость от мамы.


II. Мы идём в детский сад

1. Малыш идёт в детский сад

Нужно в соответствии с возрастом организовывать его общение с взрослыми людьми и вырабатывать деятельность с предметами. Сначала узнайте, что предпочитает ваш ребенок – эмоциональное или деловое общение. Доминирование первого показывает на необходимость развития прогрессивного вида общения. Это вовсе не означает, что нужно прекратить эмоциональное общение и оставить только обучение взаимодействия с предметами. Дружелюбность, уважение, внимание и далее должны оставаться основой общения. Заданием для взрослого станет продвижение действий с предметами. Нужно показать и научить малыша как правильно пользоваться предметами ежедневной жизнедеятельности. Дайте ему возможность проявить самостоятельность. Постоянно предлагайте ребенку что-то новое, что увлечет его вещевым миром и научит его общаться с другими людьми.

С двух - трехлетними детьми можно играть в ролевые игры, такие как дочки-матери, игры с машинками, животными, конструктором и т.д. Лучше с помощью жестов показывать действие каждого стихотворения, сказки. Сначала ребенок будет лишь наблюдать за вами, но постепенно он начнет принимать участие в играх. В этот момент вы должны помочь малышу выбрать игрушки, которых не хватает, возможно, заменить чем-то новым.

Не забывайте, что нужно хвалить ребенка, чтобы игры вместе с вами стали для него удовольствием. Постепенно предоставляйте ребенку больше свободы во время игр, тем самым снижая вашу активность. Нужно, чтобы со временем ваш малыш стал зачинщиком нового типа общения. Играя в ролевые игры каждый день, вы создадите у ребенка ощущение потребности в них. Потом малыш начнет играть сам, самостоятельно будет находить себе партнера в играх, и не захочет постоянно находиться возле вас, сидя на коленах.

Приучайте своего малыша к дисциплине и аккуратности. Он должен понимать, что к игрушкам нужно относиться бережно, а после того как наигрался убрать все на свои места. Дети лучше приучаются к порядку тоже как бы играя. Все зависит от проявленной вами фантазии и умении заинтересовать малыша.

Конечно, нужно научить малыша пользоваться предметами обихода, таким способом приучая его к самостоятельности. В этом отношении дети очень разные, даже одной возрастной группы. Одни сидят и ждут, когда их обслужат: оденут, обуют, в то время как другие сами быстренько и старательно это делают. Тоже самое происходит и за столом, одни сидят и ждут, когда их накормят, другие старательно работают ложкой сами. Пассивным деткам, которые постоянно ждут помощи от взрослых намного тяжелее адаптироваться в детском саду.

Для облегчения адаптации к новой жизни нужно давать ребенку возможность больше общаться с посторонними. Приглашайте своих друзей в гости, также берите своего ребенка в гости с собой, гуляйте со своими подругами и их детьми, ведите более открытый образ жизни.

Попросите своих знакомых, чтобы они не только сюсюкались с вашим чадом, но и не отказывали в игре с ним. Ребенок расширит свой круг общения и станет более доверчивым, открытым. Все это поможет малышу отвыкнуть скорее от родных и адаптироваться к новой среде.

Примерно за месяц ваш малыш станет более самостоятельный, инициативный, он легко воспримет «чужого» взрослого, будет с ним играть, выполнять просьбы, не стесняясь, сам будет просить помощи.

2. Полезные советы

 

· Если у вас есть возможность не выходить на работу, а у вашего малыша есть разнообразный круг общения, хорошие условия для гуляния на свежем воздухе, то не нужно отдавать его в детский сад. Ведь, не смотря на то, насколько хорош будет детский сад, он не заменит малышу семью.

· Если у вашего ребенка нет круга общения его возраста, что, на ваш взгляд, мешает ему правильно развиваться согласно времени, то конечно вам лучше отдать его в детский сад.

· Не нужно отправлять ребенка в детский сад только для того, чтобы его там научили самостоятельности и привили те навыки, которые не смогли привить вы: одеваться, есть, умываться, пользоваться туалетом. Малыш должен ходить в детский сад для того, чтобы играть со сверстниками. Там он станет более общительным, без труда со временем вольется в другой коллектив (например, в начальной школе). Более того, детский сад поможет увидеть природные способности вашего ребенка.

· Не нужно отдавать малыша в детский сад только потому, что у вас появился еще один ребенок и так вам будет легче. Старший ребенок будет чувствовать себя ненужным, он будет понимать свой поход в детский сад, как предпочтение ему новорожденного.

· Нужно заранее подготовить ребенка к детскому саду. Сначала нужно приучить малыша меньше времени проводить с мамой, потом сводить его в детский сад, показать, что это такое. Пусть ребенок сложит свое собственное мнение о нем. Покажите своему малышу, что вы его любите и рады, что он такой уже большой, что сможет самостоятельно быть в детском саду. Но не нужно слишком заострять внимание на изменениях, не нужно каждый день повторять о необходимости идти в детский сад.

· Нужно помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду. Ведь он первый раз идет из дому, остается один, даже если это на несколько часов. Сначала не уходите резко с группы, побудьте со своим малышом, дайте ему возможность привыкнуть к новому мету. Постарайтесь сделать так, чтобы он сам вас отпустил. Если вы все сделаете правильно, то уже через дня два-три малыш привыкнет оставаться без вас на несколько часов; если у вас не получилось так быстро, то не расстраивайтесь и дайте возможность малышу подольше привыкать к новой среде. Конечно, проще провести эти действия с 4-летним ребенком, чем с 3-летним.

· При поиске детского сада, обратите внимание на шум и гам, ведь только в хорошем детском саду с добрыми воспитателями можно услышать радостный смех. Не нужно, чтобы критерием подбора был интерьер, ремонт или месторасположение.

· Сделайте так, чтобы ваш ребенок думал, что детский сад и его жизнь дома – это непрерывная связь. Не нужно постоянно акцентировать внимание на том, что малыш делал в детском саду, не надо его постоянно об этом спрашивать. Для него это повседневная жизнь, он, скорее всего, скажет, что ничего не делал. Но если вам все-таки очень интересно, то задавайте конкретные вопросы, что кушал, во что играл. Приглашайте иногда в гости друзей вашего ребенка из детского сада. Узнайте у воспитательницы, что больше всего любит делать или есть ваш малыш, и предложите ему тоже самое дома.

· Приучите ребенка не опаздывать в детский сад, но не нужно уж сильно сосредотачиваться на этом.

· Хорошо подумайте, взвесьте все за и против при выборе детского сада. Ведь будет очень плохо, если ребенку не понравится и вам придется менять детский сад. Если это случается раз, то это одно дело, и может пройти безболезненно, а если несколько, то может травмировать вашего малыша.

Предназначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность играть со своими сверстниками, познавать новый окружающий мир за пределами дома. Но все же, каким бы хорошим и замечательным не был детский сад, он не сможет заменить семью.

 

 

3. Как проверить, насколько готов ребёнок к поступлению

в дошкольное учреждение?

Для этого задайте и ответьте на вопросы:

1. Какое общение лучше для вашего ребенка: эмоциональное или предметное?

2. Как переносит расставание и встречи с близкими ваш ребенок?

3. Сможет ли ваш малыш самостоятельно играть?

4. Нужен ли ребенку партнер во время игры? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами или с кем-то еще?

5. Как ведет себя ваш ребенок, когда нужно проявить самостоятельность в разных ситуациях, как выполняет задание: убрать игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?

6. Как реагирует малыш на нового человека в привычной для него обстановке: сможет ли спокойно подойти к нему, если тот его позовет, проявляет ли конфликтность в такой ситуации?

7. Как ваш ребенок находит контакт с «чужим» взрослым?

8. Как малыш ведет себя с одногодками: играет ли с ними, радуется общению с другими, как отреагирует на возможное лидерство других?

Когда ваш ребенок охотно играет вместе с вами, спокойно реагирует на расставание, может в такие моменты чем-то себя занять, может попросить помощи, выполняет поручения, просьбы, может сам себя обслуживать, радостно идет на контакт с другими, незнакомыми людьми, активен, хорошо играет со сверстниками, то вы можете спокойно отдавать его в детский сад, он проще перенесет период адаптации.

 

4.Как НАДО вести себя родителям с ребёнком, когда он

начал посещать впервые детский сад

 

· Нужно настроить ребенка на спокойный лад. Объяснить ему, что очень хорошо, что он вырос и может идти в детский сад.

· Не нужно оставлять его в детском саду на целый день, постараться раньше забирать домой.

· Сделать спокойную, бесконфликтную обстановку для малыша в семье.

· Пожалеть ослабленную психику малыша.

· Прекратите на время посещение цирка, театра, походы в гости. Уменьшите просмотр телевизионных передач.

· Сразу же сообщите врачам и воспитателям о личностных особенностях вашего ребенка.

· Не нужно укутывать свое чадо, а одевайте его в соответствии с температурой в группе.

· Создать в выходные дни дома для ребенка режим, как и в детском саду.

· Не обращайте внимание на выходки ребенка и не наказывайте за детские капризы.

· Если вы увидели изменения в привычном поведении ребенка скорее обратиться к детскому врачу.

· При ярких невротических реакциях лучше всего оставить малыша на несколько дней дома и выполнять предписания врача.

· Уходите с детского сада с довольной улыбкой, без длительных объятий, прощаний и поцелуев. Поцелуйте малыша, скажите, что придете за ним после, и, улыбаясь, уходите, не смотря на то, кричит он или просит остаться.

· Уходите всегда так, чтобы ребенок это видел. Нужно непременно сказать, что вы уходите, но вернетесь позже.

· Дайте ребенку свои фотографии, лучше, если это будут те, где вы на работе. Они напомнят вашему малышу, что вы тоже сейчас работаете.

· Разрешите взять ему с собой маленькую любимую игрушку. Это часто действует успокаивающе.

· Может хорошо подействовать на ребенка след от вашей помады на его руке. Это будет напоминать ему о вас, и ребенок не почувствует себя одиноким.

 

5. Как НЕ НАДО вести себя родителям с ребёнком, когда он начал посещать впервые детский сад

· Не говорите плохо о детском саду при ребенке.

· Не надо забирать поздно малыша с детского сада, как бы наказывая его за какую-то вину.

· Не мешайте общению малыша с детьми в группе.

· Не нужно уменьшать нагрузку на нервную систему, а увеличивайте ее.

· Не нужно водить ребенка в многолюдные шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону.

· Не ругайтесь с ним дома.

· Не наказывайте за детские капризы.

· В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.

· Не нужно обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.

· Не акцентируйте внимания на необычное поведение ребенка.

· Нужно выполнять все предписания врача.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.