Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование






 

Совместно с Мариной Королевой, кандидатом мединских и психологических наук, мы в течение нескольких месяцев изучали то влияние, которое оказывают игры Нового кода. Результаты опубликованы на сайтеwww.newcode.ru. Это объемный документ с подробным описанием методологии, который я полностью приводить не буду. Расскажу лишь об одном эксперименте.

 

Существует методика измерения энергообмена мозга. Наш мозг состоит из нервных клеток и клеток глии (вспомогательные клетки, которые сами нервных импульсов не передают, но обеспечивают нормальную жизнедеятельность нервных клеток). Для нормальной жизни нервных клеток и глии необходимо питание. В основном, это глюкоза мозговой крови. Чем активней работает мозг, тем активней его метаболизм, тем больше он потребляет глюкозы. Именно уровень активности мозга и отражает уровень постоянного потенциала (УПП), который мы измеряли.


 

Средний уровень энергообмена мозга и его распределение по разным областям зависит от разных факторов: возраста, нервно-психического напряжения. Несколько различается распределение активности метаболизма у правшей и левшей. У правшей активность несколько выше в левом полушарии, у левшей в правом.

 

В чем-то этот метод дает результаты, сходные с позитронно-эмиссионной томографией, но менее детально, быстрее, грубее. Аппаратура тоже проще и дешевле: она состоит из электродов, прикрепляемых к голове испытуемого, специального прибора, соединяемого с компьютером и программного обеспечения.


 

 


На рисунке дано изображение типичного энергообмена. Это вид сверху. По бокам уши, впереди нос... видите, да? Справа — калибровка в миливольтах. Чем более красный цвет — тем выше энергообмен. Как мы видим, здесь у нас активность в левом полушарии выше — для правши это нормально.

 

Одна из теорий стресса говорит, что очень часто причина стресса — “застревание” в каком-то способе мышления. Мы думаем, думаем, думаем... а думать не нужно, нужно просто почувствовать.... Или наоборот: чувствуем так, что нас колотит от эмоций, — а нужно просто сесть и спокойно подумать.... Посмотрите, что происходит при игре в “Алфавит”.

 

Посмотрите, что происходит в процессе игры. Для начала, резко выравнивается энергообмен между


полушариями. Это происходит из-за того, что в “Алфавите” мы совершаем симметричные движения руками и ногами, равномерно нагружая оба полушария. У нас задействованы почти все системы головного мозга:

 

� • визуальная — мы читаем буквы;

 

� • аудиальная — мы произносим буквы вслух, и, естественно, слушаем то, что мы говорим, сравнивая то, что мы услышали, с тем, что мы видим;

 

� • кинестетическая — мы поднимаем руки и ноги;

 

� • вестибулярный аппарат — мы прыгаем и сохраняем равновесие;

 

� • дигитальная (когнитивные функции) — мы интерпретируем увиденные символы.

 

Фактически, незадействованными остаются только осязание и чувство вкуса (как быть с ними, мы еще не

 

придумали). Все это создает очень равномерную и
безопасную нагрузку на мозг, приводя его в
с о с т о я н и е, к о т о р о е в Н Л П н а з ы в а ю т
       

высокопродуктивным.


 


 

Все эти физиологические изменения дают возможность изменения психологического состояния. Игры Нового кода позволяют человеку на короткое время стать другим, изменить свое восприятие реальности. Мы поставили еще ряд экспериментов – в частности, пытались оценить изменения психологического состояния на популярных тестах: цветовом тесте Люшера и психогеометрическом тесте. У подавляющего большинства участников мы наблюдали изменение предпочитаемого цвета на тесте Люшера и ведущей фигуры – на психогеометрическом тесте.

 

Субъективные отчеты участников показывают, что это состояние является более приятным, по сравнению с обычным, средним состоянием, в нем человек чувствует себя более уверенно и энергично. Человек действительно на короткое время получает шанс увидеть мир в другом свете, услышать и почувствовать по-другому, а также по-иному осознать себя в этом мире. Через некоторое время восприятие возвращается обратно, однако изменения, созданные в таком состоянии, остаются надолго.


Модель О.Р.У.Ж.И.Е.

 

Один из самых частых запросов, который я слышу, звучит так: “Ок, игры - это отлично. Но допустим, у меня проблемы на работе, на совещании. Я же не буду при других играть в “Алфавит”. Они же подумают, что я сошел с ума, и будут правы. Как мне вызвать высокопродуктивное состояние быстро и незаметно? ” Именно для этого и существует техника О.Р.У.Ж.И.Е. Хотя создана она была совсем не для этого.

 

Мы просто пытались разобрать высокопродуктивное состояние на кусочки, понять, из чего оно состоит. И стали перечислять различные неспецифические ресурсы, которые в этом состоянии можно заметить: уверенность, расслабленность, увлеченность и т.д.

 

В какой-то момент первые буквы этих ресурсов сложились в голове в аббревиатуру, которая расшифровывается как:

 

• Открытость

 

• Расслабленность

 

• Уверенность


 

 


• Живость

 

• Игра

 

• Еще раз все то же самое

 

А потом мы заметили, что если вспоминать какие-то

 

ситуации, связанные с этими качествами, то
п о л у ч а е т с я с о с т о я н и е, п о х о ж е е н а

высокопродуктивное. Мы потестировали его сначала в Лаборатории, а потом в реальных жизненных ситуациях и решили, что это может быть вполне адекватной заменой играм. Конечно, если у вас есть возможность поиграть – лучше поиграйте. Но если такой возможности нет...

 

Техника работает так:

 

1. Вы вспоминаете состояние “открытости”.

 

2. Замечаете, как у вас внутри что-то меняется от воспоминаний, как появляются какие-то новые ощущения.

 

3. Максимально усиливаете эти ощущения.

 

4. Переходите к состоянию “расслабленности” и повторяете то же с ним. Потом уверенность, и так далее до “игры”.


5. Дойдя то конца, вы еще раз повторяете все то же самое сначала: от “отрытости” до “игры”, только на этот раз быстрее.

 

6. И еще раз, до тех пор, пока вы не почувствуете все ощущения одновременно как нечто единое. И тогда вы усиливаете это общее ощущение до предела.

 

7. В тот момент, когда вы чувствуете, что вас сейчас порвет на части от интенсивности переживаний, – вы возвращаетесь обратно.

 

Я хорошо понимаю, “открытость” или “уверенность” – это просто слова. На самом деле не очень понятно, что я имею в виду. Попробую объяснить.


 


 

Открытость – это состояние, в котором вы готовы принять все, что бы ни преподнес вам мир. Это когда вы не знаете, что произойдет в следующий момент, но это и не важно, потому что вы готовы ко всему. Это состояние часто возникает во время игр, когда вы играете с непредсказуемым противником. Когда вы готовы отреагировать на любой его ход, использовать себе во благо все, что бы ни случилось. Синоним “открытости” – “принятие”. Я таков, каков я есть, мир таков, каков он есть, люди такие, какие есть. Какая удача!


 

Это простое физиологическое ощущение расслабленности. Сохраняя ощущение открытости, постарайтесь максимально расслабиться. Для этого можно сначала напрячь все мышцы, а потом резко их отпустить. Оставьте напряженными только те мышцы, которые вам нужны, чтобы не упасть. Пробегитесь мысленным взором от макушки до кончиков пальцев ног. Расслабьте мышцы лица и шеи, грудную клетку и руки до кончиков пальцев, пресс, расслабьте мышцы ног и икры. Вот так... Обратите


 


внимание на ваше дыхание... заметьте, как с каждым быть, вам поможет вспомнить ситуацию, в которой вы

 

вдохом и выдохом ваше тело расслабляется еще и были очень уверенны в себе. Может быть, вы

 

еще сильнее... Сделайте свою любимую говорили или делали что-то, в чем вы 100% уверены.

 

релаксационную технику. У вас ведь есть она? Если Обратите внимание, где находится уверенность в

 

нет – срочно заведите! теле. Сколько у вас уверенности по 10-бальной

 

шкале? 6? 7? 8? Поднимите на один вверх. И еще на

один. Поднимите до 10.

 

Уверенность – это состояние, которое каждый из вас неоднократно переживал. Если вы хотите вспомнить состояние уверенности телом, задайте себе вопрос, в ответе на который вы 100% уверены. Как вас зовут? Сколько вам лет? Взойдет ли завтра Солнце? Может


 


Живость – это примерно то же, что и энергичность. Это готовность сделать что-то, ощущение силы внутри. Для того чтобы почувствовать себя энергичным, можно немного попрыгать, подвигаться, или просто вспомнить, как вы делали что-то активное. Если вы представите это достаточно ярко, ваша нервная система не заметит разницы. Очень важно вспомнать живость, при этом сохраняя расслабленность. Как только вы заметили напряжение – расслабляйтесь. Кажется, что живость и расслабленность невозможно почувствовать одновременно, но это не так. Это потрясающее переживание внешнего спокойствия и внутренней

готовности.

 

Игра – это азарт, кураж, ориентированность на процесс и легкое отношение к результату. Это чувство безопасности (это всего лишь игра) и очень сильной увлеченности. Это возможность пробовать новые варианты поведения. Это спонтанность и непосредственность.

 

Еще раз

 

А теперь еще раз: вспомните состояние открытости… усильте его, сделайте его еще сильнее... вот так,


 


 

теперь расслабленности... расслабьте все внутри, отпустите все мышцы, которые вам сейчас не нужны... а теперь уверенность... полная уверенность в себе... теперь живость, наполните себя энергией, поднимите уровень адреналина, но не напрягайтесь, а наоборот, расслабляйтесь... и добавьте игры, игривости, азарта, куража... отлично, и еще раз...

 

открытость, расслабленность, уверенность, живость, игра... Почувствуйте, как это все вместе.. а теперь удвойте это состояние.. сделайте его в два раза более интенсивным... и удвойте его еще раз. И еще раз. А теперь возвращайтесь обратно к своей ситуации. Что там?

 

Если вам сложно сделать это сразу самостоятельно, то на сайте www.newcode.ru можно скачать mp3-файл, в котором эта техника надиктована моим голосом от начала до конца.


Сознательные инструменты

 

Мне очень нравятся различные способы визуализации сложных задач. Они помогают сохранить внимание на проблеме, особенно, если она носит довольно абстрактный характер и не привязана к какой-то конкретной ситуации. Они помогают проследить за течением мысли и проверить причинно-следственные связи. Они помогают приобрести дополнительную уверенность в правильности решения.

 

Один из самых простых способов визуализации – “стрелочки и коробочки”, рисование причинно-следственных диаграмм. Предположим, что у вас есть дилемма, ситуация, в которой у вас есть два выбора, ни один из которых вас полностью не устраивает. Это решение, которое не привязано ни к какому конкретному месту или времени, его просто нужно принять.

 

Для принятия таких решений я хочу предложить вам способ из теории ограничений Элияху Голдратта, который называется “конфликтное облако” (evaporating cloud). Вам необходимо записать два варианта развития событий, между которыми вы


 


выбираете, и обозначить, какую цель преследует тот или иной выбор, как показано на рисунке ниже. В завершение напишите одну общую цель, к которой ведут обе предыдущие цели.

 

Если первые две альтернативы конфликтуют друг с другом (это обозначено символической молнией), то вторые – цели – могут вполне удовлетворяться одновременно. А последняя цель вообще ни с чем не конфликтует. Вот пример того, как это может выглядеть:


 

 

После того, как вы зарисовали вашу дилемму таким образом, посмотрите внимательно на этот рисунок и почувствуйте свое отношение к нему. Заметьте, где эти ощущения находятся в теле, точно так же, как мы это делали на втором шаге четырехшаговой модели. Затем переходите к разбивке состояния, к игре, и затем снова вернитесь к листку. В результате один из вариантов может оказаться явно более предпочтительным, либо вы найдете способ добиться своих целей другими способами. Либо вы поймете, что эта проблема в принципе не является такой уж важной.

Вы можете также рисовать более сложные диаграммы, с большим количеством коробочек и


 


стрелочек. Вот реальный пример того, что нарисовала одна из участниц Лаборатории в дилемме «защищать диссертацию – не защищать диссертацию»:

 

 

Создавая такие диаграммы, вы прежде всего смотрите на коробочки, в которые ведет слишком много стрелочек – это ключевые точки, “узкие места”. Вы также ищете коробочки, в которые не идет ни одной стрелочки – это ваши пресуппозиции, бессознательные ограничения, которые могут быть неверны.


Точно такие же приемы можно применять для обоснования бессознательных решений. Предположим, у вас есть ощущение, что нужно делать, но вы не до конца в нем уверены и не можете его никому объяснить. Один из способов справиться с этим – начать записывать все выводы и аргументы, которые у вас есть, и затем простраивать взаимосвязи между ними. Вы можете найти ошибки в своих интуитивных выводах, а можете, наоборот, подтвердить их, убедиться самому и убедить других.

 

Если вы любите рисовать на компьютере, то я могу порекомендовать вам две отличные бесплатные программы: yEd Java™ Graph Editor или IHMC CMapTools. Успехов!


 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.