Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






к кандидатскому экзамену






по курсу «История и философия науки (экономические науки)»

 

1. Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития.

2. Наука как генерация нового знания.

3. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки.

4. Формирование науки как профессиональной деятельности. Наука как «призвание» и «профессия» (М.Вебер).

5. Внутренняя и внешняя детерминация науки. Интернализм и экстернализм.

6. Наука как особая сфера социальной культуры.

7. Наука и образование: перспективы интеграции. Основные направления реформы образования в современной России.

8. Возникновение и развитие первых форм теоретического знания в Античности (Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель).

9. Развитие логических норм научного мышления в период средневековой схоластики.

10. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке.

11. Рационализм и эмпиризм как философские программы развития науки.

12. Проблема границ научного познания в философии И.Канта.

13. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма (О.Конт, С.Милль, Г.Спенсер). Проблема «демаркации» между наукой и метафизикой.

14. Становление социальных и гуманитарных наук.

15. История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними.

16. Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.

17. Философия науки К.Поппера. Фальсификационизм.

18. Концепция научных революций Т.Куна.

19. И.Лакатос. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

20. Методологический анархизм П.Фейерабенда.

21. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.

22. Методы научного исследования и их классификация.

23. Философские идеи как эвристика научного поиска.

24. Становление развитой научной теории.

25. Научные традиции и научные революции.

26. Проблема научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

27. Научная рациональность и проблема диалога культур.

28. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

29. Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки.

30. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития.

31. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

32. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

33. Проблема секретности и закрытости научных исследований.

34. Проблема социального контроля над характером и результатами научной деятельности.

35. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

36. Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

37. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в постнеклассической науке.

38. Объект и предмет социально-гуманитарного знания.

39. Проблема субъекта и объекта в социально-гуманитарном познании.

40. История – объективация жизни во времени (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль).

41. Проблема ценностей и их роль в социальном и гуманитарном познании.

42. Понятие социального и культурно-исторического времени.

43. Понятие хронотопа как конкретного смыслового единства пространственно-временных характеристик.

44. Коммуникативность как условие создания нового социально-гуманитарного знания.

45. Научные конвенции, их смысл и значение в развитии познания.

46. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

47. Герменевтика – наука о смысловом понимании и интерпретации текста.

48. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа.

49. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках (В.Дильтей, Г.Гадамер).

50. Вера и знание, достоверность и сомнение в процессе духовного освоения человеком мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.