Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика практических занятий.

Тема 1. Понятийный аппарат детской психологии. Предмет, задачи науки.

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите лекционный материал, познакомьтесь с содержанием статей и монографий, рекомендованных к прочтению. Обратите внимание на категории, которыми оперируют авторы работ. Выпишите эти понятия и систематизируйте их. Разработайте рисунок-схему, в котором найдут отражение все изученные вами понятия, а также связи между ними.

Ход занятия

На обсуждение вынесены следующие вопросы:

  1. категориальный аппарат детской психологии;
  2. предмет и задачи детской психологии;
  3. связь детской психологии с другими науками;
  4. предмет и задачи детской психологии на современном этапе.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое детская психология?

2. Назовите основные понятия детской психологии.

3. Дайте определение категории «развитие».

4. Что такое «возраст»?

5. Что такое «детерминизм»?

6. В чем отличие хронологического возраста от возраста умственного?

7. Назовите круг задач детской психологии.

8. В чем состоит основная тенденция расширения предмета детской психологии на современном этапе?

9. Назовите имена психологов, имеющих непосредственное отношение к исследованию особенностей детского развития.

Литература

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно – психологическое конструирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.

Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. – 1977.- №5.

Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 2003.

Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006.

Хрестоматия по детской психологии / ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.

 

 

Тема 2. Психологические особенности младенчества. Общая характеристика периода новорожденности. Основные закономерности развития психики младенцев.

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите внимательно теоретический материал. Изучите рекомендуемую литературу. Научитесь давать определения и раскрывать содержание основных понятий, в которых описываются особенности детского развития в младенческом возрасте.

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Своебразие социальной ситуации развития.

2. Ведущий вид деятельности ребенка первого года жизни.

3. Новообразования возраста.

4. Зарубежная психология о закономерностях детского развития в первый год жизни.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность кризиса новорожденности?

2. В чем суть социальной ситуации развития ребенка первого года жизни?

3. Назовите новообразования ребенка младенческого возраста.

4. В чем суть кризиса первого года жизни? Назовите его основные проявления.

5. Назовите основные задачи ребенка первого года жизни и ухаживающих за ним взрослых с позиции З. Фрейда, Э. Эриксона.

6. Как описывает особенности развития интеллекта ребенка данного периода Ж. Пиаже?

 

Литература

Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 2003.

Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006.

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М., 2005.

 

Тема 3. Психическое развитие в раннем детстве. Орудийная и предметная деятельность, этапы их развития.

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите внимательно теоретический материал и рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия, в которых авторы описывают закономерности и специфику детского развития в раннем возрасте. Задайте систему основных понятий изученного материала.

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Специфика социальной ситуации развития в раннем возрасте.

2. Предметно-орудийная деятельность в ряду факторов, определяющих психическое развитие детей в раннем возрасте.

3. Основные новообразования возраста.

4. Зарубежная психология о закономерностях детского развития на данном возрастном этапе.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите возрастные границы периода, названного ранним возрастом.

2. В чем специфика социальной ситуации развития данного периода по Л.С. Выготскому?

3. Как специфику социальной ситуации ребенка данного возраста описывает Д.Б. Эльконин?

4. Что является ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте?

5. Назовите основные линии развития предметно-орудийной деятельности.

6. Каковы основные новообразования ребенка данного возраста?

 

Литература216

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.

Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.

 

 

Тема 4 Особенности развития игровой деятельности.

 

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите внимательно теоретический материал и рекомендуемую литературу. Составьте граф-схему основных понятий, в которых раскрывается данная тема в литературе. Такими понятиями, по-видимому, являются: структура игры, динамика ее развития, механизм влияния на детское развитие, игра в ряду других видов деятельности. Каждый из перечисленных разделов раскрывается через следующий уровень понятий: сюжет, содержание, роль, мотив игры и т.д. Задайте определенное расположение этих понятий на листе бумаги.

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

2. Структура сюжетно-ролевой игры.

3. Динамика развития игры.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

2. Какова структура сюжетно-ролевой игры.

3. Что такое содержание игры?

4. Какие изменения претерпевают сюжет и содержание игры при переходе ребенка от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту?

5. В чем суть воображаемой ситуации?

 

Литература

 

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 

Тема 5. Становление эмоций и личности в раннем возрасте.

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите лекционный материал, познакомьтесь с содержанием статей и монографий, рекомендованных к прочтению. Обратите внимание на категории, которыми оперируют авторы работ. Выпишите эти понятия и систематизируйте их. Разработайте рисунок-схему, в котором найдут отражение все изученные вами понятия, а также связи между ними.

 

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Понятие и виды эмоции.

2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

3. Роль эмоции в становлении личности ребенка-дошкольника.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности эмоционального развития в младенческом возрасте?

2. Как влияет общение со взрослым на развитие эмоций ребенка-дошкольника?

3. Опишите особенности эмоционального развития в раннем детстве.

4. Какую роль играют эмоции в деятельности дошкольника?

 

Литература

 

Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами. // Дошкольное воспитание. – 1981. - №7.

Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. -№10.

Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. –М., 2003.

Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.

 

Тема 6. Психическое развитие в дошкольном детстве.

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите теоретический материал, рекомендуемую литературу. Выпишите основные теоретические понятия, в которых раскрывается тема. Какие основные закономерности детского развития вы могли бы назвать сейчас, после того как прочли теоретический материал? Запишите их. Не забудьте указать источник, откуда взята формулировка той или иной закономерности.

 

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Основные закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте.

2. Новообразования возраста.

3. Готовность ребенка к школьному обучению

4. Дошкольный возраст в концепциях зарубежных психологов.

Вопросы для самопроверки

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Назовите основную характеристикупсихического развития ребенка на том или ином возрастном этапе с позиции А.Н. Леонтьева.

2. Как описывает А.Н. Леотьев суть социальных отношений ребенка в дошкольном возрасте?

3. Назовите виды деятельности ребенка дошкольного возраста.

4. Почему именно сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте?

5. В чем суть социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста?

6. Назовите основные линии развития ребенка-дошкольника.

7. В чем суть психологической готовности ребенка к школьному обучению?

 

 

Литература

 

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.

 

Тема 7. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие.

 

Как подготовиться к практическому занятию

 

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

3. Роль изобразительной и конструктивной деятельности в психическом развитии.

Вопросы для самопроверки

1. Какие предпосылки продуктивных видов деятельности складываются в раннем детстве.

2. Проследите развитие рисования в дошкольном возрасте.

3. Как развивается содержание детского рисунка?

4. Какие средства выразительности осваивает дошкольник?

5. Какие стороны и виды конструктивной деятельности развиваются в дошкольном детстве.

Литература

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование (2-7 лет). – М., 1999.

Парамонова Л.А., Ударовских Г.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1985. - №7.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М., 1988.

Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2006.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пожары, взрывы на объектах экономики. Способы прекращения горения. | Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.