Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. О словах и выражениях






В данном курсе, наряду с терминами, традиционно употреб­ляемыми в соцпсихологии и клубоведении, встречаются и такие, которыми уже много лет пользуются клубные практики, но считают их чем-то вроде профессиональных жаргонных слов и словосочета­ний. Некоторые из них настолько удачны, что вряд ли нуждаются в замене специально разработанными научными терминами. Прочное вхождение их в практику наводит на мысль - узаконить их.

Что касается традиционных терминов, смысл употребления некоторых из них у разных авторов весьма различен, поэтому не­обходимо условиться о том, что мы будем понимать под ними в наших текстах. С другой стороны, разные авторы обозначают одни и те же понятия различными словами, что влечет за собой необ­ходимость сведения их в единый перечень.

Кроме того, желательно расшифровать целый ряд однозначно трактуемых, но специфических, и поэтому не всем понятных слов и словосочетаний.

Прежде всего о том, что такое социальная психология.

Социальная психология - наука, изучающая явления психики, существующие только в группе людей (общественное мнение, пси­хологический климат, мода, паника) или у личности только в группе (коллективизм, психологическая совместимость) [31].

Предметом особого нашего внимания является группа.

Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отно­шений, особенности организаций и т.п.) [23]. Это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество пок­лонников творчества (или иных достоинств) Богдана Титомира, а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей кактусов.

Группа неформальная (неофициальная) не имеет юридически фиксированного статуса. Для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопо­нимания и уважения [23].

(Словарное определение, видимо, несколько устарело (в первой части), так как по нынешним временам получить официаль­ный статус весьма несложно, чем многие организации (группы) и пользуются, оставаясь неформальными по сути.)

Чаще всего мы будем говорить о малых группах.

Группа малая - насчитывает, как правило, от 2-3 до 30-40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении [23]. В силу этого обстоятельства она же, как правило, - груп­па контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными. Многими психологами максимальная численность кон­тактной группы оценивается числом 15.

Группа референтная - та, на нормы, ценности, мнения кото­рой индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь [23]. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, туристская секция), референтной яв­ляется одна. Иногда такую группу называют эталонной [31].

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И.Уманскому):

Группа-конгломерат - еще не осознавшая единой цели своей деятельности [31] (аналогичны этому понятия диффузная [23] или номинальная [15] группы).

Группа-ассоциация - имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют [15].

Группа-кооперация - характеризуется единством целей и де­ятельности, наличием группового опыта и подготовленности [15].

Группа-корпорация - которую выше кооперации ставит нали­чие организационного и психологического единства [15] (иногда такую группу называют автономной [31]). Для корпорации харак­терно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности [15] (например, банда).

Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма [15].

Гомфотерный (" сбитый") коллектив - в котором ко всем про­чим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля) [15].

При прочих равных условиях коллектив обладает наибольшей эффективностью (особенно при решении задач с ярко выраженным общественным содержанием), наиболее человечными межличностными отношениями, большей стойкостью к трудностям.

По характеру преимущественной направленности активности групп различают два их типа.

Активность группы типа " Internal" (Int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т.п.

Активность группы типа " External" (Ext-группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.

Группа, начиная с ассоциации, зримо обрастает атрибутами, получившими название " центры объединения". Это места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки - все то, что на внешнем уровне отличает данную группу от прочих.

Весьма важной характеристикой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизи­ровать взаимоотношения, является групповая совместимость. Раз­личают такие ее виды как физиологическая, психофизиологическая (например, темпераментов), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень - идеологическая (включает цен­ностно-ориентационное единство) [23; 31].

Каждой группе присущ социально-психологический (психоло­гический, морально-психологический) климат (атмосфера) - ка­чественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесто­роннему развитию личности в группе [23]. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересован­ность в успехе, во втором - конкуренция, зависть, амбиции и т.п.

Весьма важными характеристиками группы являются ее цен­ностно-личностные ориентации (ЦЛО) - свойства личности, наибо­лее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества и т.п.

Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности) (КГС). Чем он вы­ше, тем, как правило, сильнее группа (хотя иногда он свиде­тельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть " уравновешено" не меньшим коли­чеством взаимно антагонизирующих пар). Он может характеризо­вать, в частности, функциональный " расклад" симпатий, смысл которого в том, что один и тот же член группы для выхода на разведзадание может предпочесть совсем иного партнера, нежели для игры в покер. Значимость же тех или иных симпатий для группы в целом зависит от ее общегрупповых ЦЛО [15].

Исследование группы на КГС производится методом социомет­рии - опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интел­лектуальным, моральным и др.) [15; 16; 29].

Социометрия позволяет определить социальный статус каждо­го члена группы - его место в иерархии внутригруппового об­щественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах зани­мают самые популярные - " звезды". Далее идут " приятные" и " предпочитаемые". Затем - " пренебрегаемые", лишенные внимания " изолированные" и, наконец, нежелательные - " отверженные" [16].

Необходимо обозначить такое понятие, как " член группы". Это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывает влияние на судьбу группы.

Лидер - начальник группы официальной или вожак неформаль­ной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в од­ном лице. " Штатный" (универсальный) лидер назначается или из­бирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер - член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия " штатного" в ситуации, потребовав­шей срочного принятия решения, осуществления руководства.

Различают три основных типа взаимоотношений, стиля руко­водства группой.

Авторитарный (автократический) стиль - характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могущест­ве лидера.

Демократический - при котором руководитель, прежде чем принять решение, советуется с членами группы. Затем принятое решение реализуется. Ответственность - общая.

Либеральный (попустительский, анархический) - такой, при котором дела в группе идут сами собой, руководитель соглаша­ется с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. Этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы [1; 16].

Следующим после группы важнейшим понятием является клуб. Слово это употребляется в самых различных сочетаниях: " клуб железнодорожников", " клуб молодой хозяйки", " клуб самодеятель­ной песни". В первом случае он (то есть клуб) время от времени требует ремонта, во втором проходит весело или скучно, в третьем способен распасться, или от него может отпочковаться новый клуб. Дело в том, что в первом случае это клубное учреж­дение со своим зданием, штатом, оборудованием; во втором - форма организации досуга, мероприятие; в третьем - объединение людей по интересам, иначе говоря клубное объединение.

Клуб по интересам - это общественная организация, добро­вольно объединяющая в свободное время людей, межличностные от­ношения которых опосредованы общественно-ценным и личност­но-значимым содержанием совместной групповой деятельности.

Это определение близко к тому, что дал клубу В.Е.Триодин [37]. Именно в этом значении (клуб есть группа людей) мы и бу­дем употреблять это слово в дальнейшем.

Член клуба - соответственно член этой группы.

Ядро - группа членов, играющая ведущую роль в ее жизни.

Актив - совокупность членов и не-членов клуба, оказываю­щих ему регулярную поддержку и помощь (в вопросах снабжения, распространения билетов, информации и т.п.).

Аудитория - контингент жителей данной местности, регуляр­но посещающих массовые мероприятия, проводимые клубом (концер­ты, слеты, празднества, соревнования).

Аура - совокупность людей (кроме актива), посещающих зна­чительную часть текущих мероприятий (заседаний) клуба в ка­честве потребителей.

Клуб может существовать в разных социотехнических формах

- иметь стабильный состав, помещение, оборудование, финансы, или не иметь их, ограничиваясь атрибутами духовного свойства; его формами могут быть " коллектив" и " поток", он может иметь облик " площадки" или быть " виртуальным клубом".

Кстати о социотехнике. Под термином " социотехника" мы по­нимаем набор знаний и методик, необходимых лидеру неформальной группы для практической работы, умение на деле реализовать изб­ранную концепцию.

Коллектив как социотехническая форма отличается достаточ­но высокой стабильностью состава, что позволяет сформироваться взаимным симпатиям, являющимся залогом высокой эффективности такого рода групп.

Поток чаще реализуется в формах, допускающих одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее " членов" (очередь в магазине), хотя именно клубы имеют " при потоке" (а точнее, для его организации) стабильное ядро. Можно считать, что тра­диционный клуб-коллектив, проводя мероприятия на внешнюю ауди­торию, образует в эти периоды как бы двойную структуру, где аудитория и является потоком.

Площадка - социотехническая форма группы, имеющей помеще­ние, оборудование, а зачастую и официальный статус.

Виртуальный клуб проявляется в момент сбора и взаимо­действия его членов, но не имеет постоянной базы и, чаще все-

го, официального статуса.

В числе основных видов деятельности клубных групп стоят коммуникация и общение. В процессе их происходит передача ин­формации, установление и поддержание контакта. Общение возмож­но только между одушевленными существами, его особенностью яв­ляется возможность обмена эмоциями. Коммуникация возможна и между роботами, между человеком и машиной [14].

Наконец, одна из главных функций клуба - воспитание. Очень часто в это понятие вкладывают понятие обучения, в луч­шем случае - передачу опыта. Условимся, что в наших заметках под воспитанием будет пониматься прежде всего идей­но-нравственное формирование личности, лишь опирающееся на обучение. Невозможно воспитать токаря или скрипача, так же как невозможно выучиться на предателя или гуманиста.

" Клубная генетика". Так в шутку была названа совокупность знаний о том, как создаются клубы; какими по своим социологи­ческим параметрам (и почему) они получаются; какие " породы" клубов можно скрещивать между собой, а какие нельзя; как поступить в случае раскола клуба, чтобы его осколки были жиз­неспособны; как создавать межклубные объединения [20].

Понятие " клубная геронтология" относится к области сведе­ний о жизни и смерти клубного организма, его здоровья, моло­дости и старости - в частности о том, как продлить молодость и что делать с приближением старости [17].

Термин " клубный новичок", так же как и " старик", " старо­жил клуба", в пояснении не нуждается. Вся разница между ними - в продолжительности пребывания в клубе, а также (и это гораздо важнее) в количестве опыта, знаний, навыков в сфере клубных интересов [17].

Во многих клубах наблюдается такое явление, как " бунт стариков", когда клубные старожилы подвергают дружной и резкой критике личность и действия клубного лидера. Бунт чреват самы­ми тяжелыми последствиями для клуба [17].

В ряде клубов принято расставаться с теми членами, кото­рые прошли весь клубный цикл своего развития и их задержка в группе может либо затормозить дальнейшее совершенствование их как личностей, либо привести к " бунту стариков". В этом случае производится выпуск члена клуба, который впредь именуется вы­пускником.

В случае, когда выпуску подлежит подавляющее большинство членов клуба, после чего он с оставшимися членами будет нежиз­неспособен, есть смысл говорить о роспуске клуба.

Слово " авторитет", в зависимости от контекста, будет употребляться в двух значениях:

а) общественное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг; проявление престижа [31];

б) авторитетный член клуба, чаще - один из лидеров.

Коммунарская методика (" орлятская", методика коллективно­го творческого воспитания) - педагогическая методика, разрабо­танная во второй половине 50-х годов молодыми ленинградскими педагогами во главе с И.П.Ивановым (впоследствие - доктор пе­дагогических наук, академик) и впервые реализованная в " Комму­не юных фрунзенцев" во дворце пионеров Фрунзенского района г.Ленинграда.

В первые годы существования пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ " Орленок" методика была внедрена в нем, откуда распространи­лась по всей стране, что породило коммунарское движение.

В коммунарских клубах есть две специфические фигуры: это во-первых, комиссар - идейный лидер клуба, его педагог. Ко­миссаров в клубах может быть несколько. Чаще всего это взрослые, но в некоторых детских клубах бывают и подростки-ко­миссары.

Вторая фигура - это командир, осуществляющий деловое ру­ководство клубом, его подразделением или временной функцио­нальной группой. Нередко командир-комиссар двуедин [10; 17; 25; 34 - 36].

Общественная инициатива - идея общественно-полезной дея­тельности, реализуемая человеком или группой людей.

Общественное течение - возникновение и существование не связанных между собой людей или (и) групп, реализующих одну и ту же общественную инициативу.

Общественное движение - возникновение и существование го­ризонтальных (сетевых) связей между людьми или (и) группами общественного течения.

Ассоциация - возникновение и существование вертикальных связей между элементами общественного движения и его центром (центрами).

Общественная организация - структура соорганизации неко­торого числа элементов общественного движения, при которой не­которые решения центра являются обязательными для всех членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исклю­чение из организации).

Кроме вышеприведенных понятий и терминов, в наших текстах будут попадаться и другие, расшифровка которых последует в ра­бочем порядке [1 - 40].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.