Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие способностей в деятельности.






Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Следующий уровень развития способностей человека -- талант. талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант -- это определенное сочетание способностей, их совокупность

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Основная для взрослого человека деятельность – трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой – является одним из условий их развития. Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности – разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы

26. Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов которого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека. Такое проявление эмоций, как сильное душевное волнение, требует профессионального диагностирования, поскольку оно является в ряде случаев квалифицирующим признаком состава преступления или обстоятельством, смягчающим ответственность. Следователю необходимо регулировать и свою собственную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц. Эмоции и чувства — важный фактор взаимодействия следователя со всеми участниками следствия. Эмоциональный контакт — необходимое условие успешного осуществления процесса расследования. Общение следователя с обвиняемым, подозреваемым и другими участниками следствия — это общение официально-ролевое: следователь выполняет роль представителя государственной власти. Но это не означает, что это общение должно быть казенным. Объективное и всестороннее расследование предполагает знание личности участников следствия, особенно обвиняемого и подозреваемого, знание ценностных позиций личности, иерархию ее потребностей, характериологических особенностей. В связи с этим могут быть использованы и эмоциональные приемы психического контакта, но они не должны сводиться к заигрыванию с подследственным. Людей особенно обижает равнодушие, высокомерие и тем более презрение. Каждое действие следователя расценивается подследственным лицом как сигнал определенного отношения к себе. Задача следователя не столько установить контакт, сколько не нарушить его своими неправильными действиями. Люди высоко ценят такое отношение к себе, которое содействует их самоутверждению. Они особенно чувствительны к действиям, связанным с выявлением их личностных особенностей. Каждый человек гордится определенными своими качествами и не прощает заниженной оценки этих качеств. Поведение следователя оказывает эмоциональное заражение. Угрюмое лицо, монотонная постановка вопросов, безразличие и тому подобные отрицательные эмоциональные проявления по правилу " ответной эмоции" приводят к отрицательным последствиям. Эмоциональные состояния обвиняемого и подозреваемого должны учитываться и в тактических целях. Судьи и прежде всего председательствующий судебного заседания реализует не только процессуальные нормы судопроизводства, но и культуру судебного процесса, обеспечивает социально-ролевое поведение в соответствии с общепринятыми стандартами. Культура судебного процесса - фактор формирования правового сознания, воспитания уважительного отношения к правоприменительным органам. В психологическом отношении существенна сама атмосфера ритуальной торжественности, социальной значительности судебного заседания. Все участники процесса и присутствующие в зале судебного заседания встают при вхождении суда и беспрекословно подчиняются всем его распоряжениям, обращаются к суду и дают показания стоя. Строгое соблюдение судебного этикета эмоционально воздействует на психику присутствующих, создает определенную морально-психологическую атмосферу осуществления судопроизводства, предупреждает возможность недисциплинированного поведения. Традиционно сложившиеся требования судебного этикета определяют внешнюю форму общения участников судопроизводства - обращение судьи с другими лицами, прокурора и адвоката с судьей, свидетелями, экспертами. Существенное значение имеет и эстетика обстановки. Судьи обязаны проявлять ровное отношение ко всем участникам судопроизводства. Недопустимо, например, почтительное отношение к прокурору и пренебрежительное отношение к адвокату или ответчику. Суду приличествует спокойствие, уверенность и внешнее достоинство. В репликах судьи неуместны вульгаризм, малокультурные обороты речи. Во время перерывов судьи не должны допускать общения с кем бы то ни было из участников процесса, а в процессе судебного заседания - не допускать неформальных обращений к присутствующим. Суд не вправе поддаваться поверхностным впечатлениям и спонтанно возникающим настроениям. Известно, что даже тон голоса, которым задается вопрос, влияет на содержание ответа. Едва уловимая бестактность судьи может заставить замолчать тонко чувствующего свидетеля. Нервозные люди, лица с повышенной впечатлительностью проявляют большую скованность в атмосфере судебного заседания. Большого внимания заслуживает внешний вид судьи. " К сожалению, не все участники судебного процесса обращают внимание на свой внешний вид, эстетический облик, профессиональную культуру поведения личности. Иногда во время заседаний такие работники появляются в суде без галстука, в спортивной одежде, а женщины-судьи - в пестром, кричащем наряде, можно встретить и вульгарно примененную косметику и неряшливые прически, вызывающие отрицательные эмоции у участников процесса. Будем надеяться, что в правовом государстве судьи резко повысят свою самокритичность.

27. Выемка как самостоятельное следственное действие во многом сходна с обыском. Выемка — это изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Производство выемки регламентировано УПК РФ В отличие от обыска выемка осуществляется в отношении конкретных, заранее известных объектов, когда точно известно, где и у кого они находятся. Следует отметить, что проблемность как одна из психологических характеристик выемки также носит иной (чем при обыске) характер. При обыске проблему составляют сами объекты, подлежащие изъятию: у следователя, как правило, имеются о них весьма неполные данные к моменту производства обыска и места их нахождения (сокрытия). При выемке собственно проблему составляет предварительное (до начала производства выемки) определение предмета, документа, подлежащих изъятию. Следователю нередко нужно решить, какой именно (какие) из числа многих предметов, документов, с которыми он ознакомляется, осматривает, является искомым. Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. Если при выемке подлежащие изъятию предметы или документы выдаются добровольно, то производство выемки завершается тем, что следователь изымает их. В том же случае, если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить усилия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации, и принять меры к дальнейшему производству указанного следственного действия. Для правильного применения методов психологического воздействия — внушения и убеждения — следователю необходимо выяснить истоки негативного отношения данного лица к требованию о добровольной выдаче объекта, подлежащего изъятию при выемке. Иногда отказ в добровольной выдаче объекта объясняется не " виновным" отношением лица к данному объекту, а боязнью разглашения обстоятельств его интимной жизни, нежеланием причинить неприятность родственнику, знакомому, соседу или сослуживцу. Для преодоления такого негативного отношения в подобных случаях следователь может обратить особое внимание данного лица на производимое предупреждение понятых, специалистов и других граждан, присутствующих при выемке, об ответствен ости за разглашение выявленных при выемке обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или иных лиц. Следователь должен также разъяснить, что он имеет право произвести выемку принудительно, а действия данного лица противоправны. Основным психологическим фактором выемки является психологическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как последним становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является основным актом предварительного следствия. Однако при этом, так же как и при обыске, осуществляется рефлексивное мышление, вырабатывается соответствующая линия дальнейшего поведения. Результаты выемки влияют и на психологию деятельности следователя, и на всю тактику предварительного следствия.

28. Психология — наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. Психология изучает общие закономерности психических, процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него. Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области.индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

 

29. Систему личности преступника образуют три подсистемы, включающие, в свою очередь, более мелкие подсистемы и компоненты личностных свойств субъекта преступления. Это социально-демографическая подсистема, социально-ролевая (функциональная) и социально-психологическая. Между подсистемами существуют причинно-следственная, обусловливающая и функциональная зависимость и взаимодействие. Негативные свойства психологии преступника порождают мотивацию, которая и становится причиной совершения деяния. Мотивы порождены потребностями и интересами личности, которые актуализируют и конкретизируют мотивы поведения. Схематично систему " Личность преступника" можно изобразить в виде трех подсистем:

Личность преступника
Социально-демографические свойства (кто?) Социально-ролевые свойства (как?) Социально-психологические свойства (почему?)
Пол Возраст Образование Социальная принадлежность Материальное положение Гражданство Преступник Правонарушитель Труженик Семьянин Член досуговых групп Правовая психология Трудовая психология Бытовая психология Межличностная психология Самооценка, " самость"

Человек — биосоциальная система. Личность человека социальна. Собственно биологические или психические свойства без взаимодействия с условиями воспитания и ситуацией деяния криминологически нейтральны. Некоторые из них, но обязательно во взаимодействии с криминогенными условиями, могут стать криминализирующими психолого-психиатрическими факторами, которые облегчают совершение преступлений и направляют поведение этого лица в определенное русло, чаще всего насильственно-сексуальное. Для бытовых преступлений важно выявление роли субъекта как члена семьи, супруга, родителя, соседа, члена досуговых групп Для несовершеннолетних значима их роль в групповом общении, проведении свободного времени, увлечении (хобби). Самую глубинную подсистему личности как преступника, так и непреступника составляют социально-психологические свойства: в правовой психологии, трудовой, семейно-бытовой, межличностной, в самооценке. Криминогенные дефекты правовой психологии выражаются в преступном поведении и отношении к содеянному, к правовым ценностям — закону, правоприменению и проч. По опросам определяют степень правосознания, т. е. знания уголовного закона, правовой психологии, отношения к закону и правоприменению, оценку собственного преступления, поведения потерпевшего (часто мотивировку самооправдания и перенесения своей вины на неправильное поведение потерпевшего). Криминогенно влияние на утрату страха перед наказанием знания о высокой латентности преступлений, о нарушении принципа неотвратимости уголовной ответственности. Криминогенно деформированная психология личности формирует потребности, интересы и, наконец, мотивацию, которая и порождает преступное поведение.

30. В повседневной деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет человеческий фактор. Правовые нормы, как и социальные, экономические, организационные и иные регуляторы поведения людей, действуют в сочетании с психологическими. Поэтому и сам механизм правового регулирования включает в себя психологический аспект, без учета которого трудно добиться должной действенности правовых норм. Решая сложные задачи по раскрытию и расследованию преступлений работники органов внутренних дел (в особенности сотрудники следственных подразделений) сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, чувств, мотивов, взаимоотношений, позиций и других психологических особенностей. При выполнении своих функций следователь зачастую вступает в психологически обостренные отношения с частью граждан, особенно с теми, кто встал на путь конфликта с законом либо обладает деформированным правосознанием. Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий следователя. Умение разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей своей работы характеризует уровень профессионального мастерства следователя. Повышение эффективности деятельности следственных аппаратов и профессиональных качеств их сотрудников во многом определяется состоянием научной разработки тех или иных практических вопросов. Одним из них является совершенствование следственной тактики.. Если тактика вообще - умение оценивать обстановку и в соответствии с ней избирать линию своего поведения, то следственную тактику рассматривают как систему научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций по организации, планированию и осуществлению следственных действий, а также линию поведения следователя. Важное место в формировании тактики следственных действий занимают данные психологии. Практическая потребность в использовании достижений психологической науки обусловлена и самой природой следственной деятельности, которая осуществляется специально подготовленными людьми (следователями) и направлена на полное и объективное расследование всех обстоятельств совершенного преступления. Следовательно, в борьбе с преступностью, осуществляемой в процессе следственной работы, нельзя не учитывать закономерности и механизмы психики людей при решении оперативных задач. В этом плане нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, в любом преступлении, представляющем конкретный волевой акт противоправного поведения, особенно совершаемом тайно, замаскировано, с применением ухищрений, отчетливо проявляются индивидуально - психологические черты личности. Преступление как бы впитывает в себя то отрицательное, что есть в человеке, обнажает пороки в его нравственном формировании, раскрывает его антисоциальную установку. Во-вторых, следственная деятельность, если ее рассматривать в общепсихологическом аспекте, может быть охарактеризована как совокупность действий специально уполномоченных должностных лиц, направленных на удовлетворение потребностей и общества в целом, и отдельных людей. Существуют также психологические особенности - обязательное психологическое изучение личности лиц, причастны к расследуемым событиям; - обеспечение психологического контакта с ними и оказание на них правомерного психологического воздействия; - обладание следователем специфическими особенностями личности, обусловливающими эффективность его профессиональной деятельности. Разработка тактических приемов, повышение их научной обоснованности и эффективности требует обязательного и полного учета психологической характеристики действий и поступков лиц, связанных как с совершением, так и с расследованием преступлений. Под психологическим изучением личности в следственной деятельности следует понимать целенаправленную деятельность по установлению определенной совокупности данных, характеризующих личность и имеющих значение для выработки правильных решений по проведению следственных мероприятий, оказанию психологического воздействия на личность и т.п. Учет психологических особенностей личности позволяет предвидеть поведение индивида в конкретных ситуациях (например, при задержании преступника, определении при этом тактических приемов задержания). Получению необходимой информации об особенностях личности способствует наблюдение, которое осуществляется с целью выявить определенные черты характера и темперамента, мотивы и интересы и др. Другой психологический аспект следственной тактики образует проблему психологического контакта следователя с лицами, оказавшимися в сфере его деятельности, индивидуально – психологического подхода к каждому из них. Таким образом, во всех случаях следователь выступает в качестве психологического агента, действующего на психологическую жизнь людей в желательном для него направлении. Это еще раз подчеркивает значение для него психологических познаний, необходимость понимания человеческой психики, проникновения в духовный мир людей. Повседневная работа следователя невозможна без знания психологии лица, совершившего преступление, тактики его действий, а также без знаний психологии потерпевших и свидетелей, ее закономерностей. Но чтобы понимать психологию людей и оказывать на них психологическое воздействие, необходимо уметь управлять и своими процессами и состояниями. В условиях активного противоборства (зачастую в самых острых формах), необходимости постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей, эффективно действовать может далеко не каждый человек. Успешное выполнение следственных функций требует специфических особенностей личности, определенных психологических качеств, способствующих эффективной работе в подобных экстремальных ситуациях.

31. Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения — с состоянием решительности, исполнение действия — с состоянием настойчивости и т.д. Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем и постановкой наиболее значимых целей, путей их достижения. Решительность — это психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Психическое состояние неспособности быстро принимать решение является состоянием нерешительности. Это состояние может быть проявлением общей психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не является свойством какого-либо отдельного темперамента. Однако темперамент влияет на форму проявления нерешительности. Настороженность у меланхолика, затянутость у флегматика, суетливость у сангвиника, импульсивность у холерика — таковы некоторые особенности нерешительности, определяемые темпераментом. Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели. Уверенность как волевое психическое состояние — это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями). Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, в контролировании действия и направлении его на достижение запланированного результата. Это состояние избирательного отношения ко всему тому, что может содействовать достижению цели, проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать состояние упрямства — негибкости, некритического отношения к своей деятельности, противоречащей объективным условиям. Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека влияют различные стимулы, провоцирующие действия в нежелательном направлении. Торможение этих нежелательных действий является состоянием сдержанности, самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление эмоций со стороны рассудка. Воля противостоит не вообще всем эмоциям, а тем импульсивным эмоциональным проявлениям, которые препятствуют разумному поведению человека. Для человека опасны не эмоции, а автономизация эмоциональной сферы, ее выход из-под сознательного контроля.

 

32. Социально приобретенные качества по-разному проявляются, накладываясь на определенную природную основу, и это иногда создает иллюзию преступной природы.Человек - вольноотпущенник природы, он в отличие от животных не предопределяется природой в способах своего существования. Человек не свободен от своих анатомо-физиологических природных предпосылок. Биологически унаследованные качества человека являются условием развития его психических качеств в определенных социальных обстоятельствах. Неразрывная связь психического с биологическим резко проявляется в психических аномалиях. Не существует резких границ между психической нормой и психопатологией в пограничных проявлениях. Под пограничными свойствами и состояниями мы имеем в виду аномальные состояния и свойства, которые диагностируются экспертами как вменяемость. Юрист должен ориентироваться во всех проявлениях непатологического психического расстройства, с тем чтобы в необходимых случаях назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, а в отдельных случаях психолого-невропатологическую экспертизу. Для выявления перехода психики человека за грань нормы необходимо в общих чертах определить пределы психической нормы. К существенным характеристикам психической нормы можно отнести следующие поведенческие особенности: Адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям. Детерминированность поведения, его упорядоченность в соответствии с определенной оптимальной схемой жизнедеятельности. Оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами. Критический подход к значимым обстоятельствам жизни с позиций социальных ценностей; способность изменять образ жизнедеятельности в критических ситуациях. Переходя к анализу пограничных явлений между нормой и патологией, необходимо с самого начала отвергнуть представление о преступности как о психологической патологии (преступление может совершиться и по неосторожности, а также в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств). Пограничные психические особенности - это не особенности, обусловливающие преступное поведение. Это лишь те особенности, которые могут способствовать преступному поведению при определенных социальных условиях. Пограничными аномальными психическими состояниями являются: 1) состояния, граничащие с легкой степенью умственной отсталости; 2) неврозы; 3) легкие степени психопатии. Легкая степень умственной недостаточности проявляется в пониженной способности ориентировки в сложных ситуациях. Но в отличие от олигофрении люди с такой аномалией способны к обобщениям, имеют правильные представления о времени и пространстве, устанавливают элементарные причинные взаимосвязи. Особенностью этих людей является ограниченность их словарного фонда, склонность к однотипным речевым шаблонам (это освобождает их от сравнительно трудоемкого процесса творческого речеобразования). Нервные процессы такого типа людей инертны, слабо подвижны. Это затрудняет их переключение с одних видов деятельности на другие. При любой возможности они склонны к праздности. Одни из них отличаются апатичностью, вялостью, незлобливостью, повышенной чувствительностью, назойливой привязчивостью. Другие - крайне возбудимы, раздражительны, неустойчивы, несдержанны и агрессивны. Преступления, совершенные такими людьми, в большинстве случаев связаны не с антиобщественной ориентацией их сознания и не с " преступными" установками, а с общими особенностями их аномальной психики, проявившимися в неблагоприятных социальных условиях. Другим проявлением непатологической психической аномалии являются неврозы - психогенные заболевания, проявляющиеся в различных формах истощения нервной системы. Неврозы вызываются психическими причинами - психическими травмами. При неврозах способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими остается ненарушенной и такие люди признаются вменяемыми, ответственными за совершенные ими преступления. Однако неврозы резко видоизменяют нормальное поведение человека. Ряд психических аномалий примыкает к психопатиям. Психопатия не исключает вменяемости, но поведение лица, страдающего психопатией, отличается рядом особенностей, которые необходимо учитывать в следственной практике. Психопаты могут быть не только полноценными в умственном отношении, но людьми высоко одаренными - тем не менее это люди с аномалиями характера. Психопатия - природно-обусловленная дисгармоничность развития - недоразвитие одних свойств и гипертрофия других. Эта дисгармоничность развития обусловлена прирожденными особенностями нервной системы - слабостью, неуравновешенностью, малой подвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия между сигнальными системами, между корой и подкоркой. Эти отклонения могут быть патологическими, но во многих случаях они дают крайние варианты нормы. Задача все более широкого научного охвата психических явлений, существенных для объективного расследования преступлений, требует включения проблемы психических аномалий вменяемых лиц в компетенцию комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы. Психические аномалии могут быть одним из факторов формирования личности преступника. Так, сниженная критичность мышления, повышенная внушаемость, слабоволие облегчают антиобщественные влияния на личность, особенно на личность подростка. Взаимодействие биологического и социального приводит к принципиально новому интегральному образованию: к двуединой целостностной жизнедеятельности человека Люди таковы, какова их жизнедеятельность. Поведение человека определяется образом его жизнедеятельности. Никакие " биологические" факторы (даже непатологические аномалии) не препятствуют нормальной жизнедеятельности человека. Все зависит от того, " нормальна" ли эта жизнедеятельность. Личность человека, его поведение определяются тем, что человек знает и ценит, что и как созидает, в каких направлениях он самореализуется.

33. Судебно-психиатрическая экспертиза по бракоразводным делам. В этих случаях предметом судебно-психиатрической экспертизы является: 1) оценка психического состояния лица на момент вступления в брак в случае иска одного из супругов о признании брака недействительным; 2) оценка психического состояния лица, состоящего в браке, при иске одного из супругов о расторжении брака. I. Признание брака недействительным. Согласно закону (СК РФ), не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического заболевания. Это обстоятельство является одним из условий для признания судом брака недействительным (СК РФ). Закон предусматривает также возможность признания брака недействительным, если он заключен хотя и с лицом дееспособным, но находящимся в момент регистрации брака в состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Таким образом, в задачу экспертизы по делам о признании брака недействительным входит клиническая характеристика психического состояния лица в момент его вступления в брак. При этом важно не только установить наличие у данного лица психического заболевания, но и уточнить время его возникновения по отношению к моменту вступления в брак, а также тяжесть и глубину психических расстройств в тот период времени, т.е. ответить на вопрос, мог ли подэкспертный в тот период понимать значение своих действий или руководить ими. II. Расторжение брака. Дела о расторжении брака регламентируются ст. 16 Семейного кодекса РФ, согласно которой признание судом одного из супругов недееспособным является основанием для прекращения брака. В соответствии с особенностями поставленного перед экспертизой вопроса важно оценить психическое состояние одного из супругов в период их совместного проживания. Необходимо установить, не имеется ли у подэкспертного таких психических расстройств, которые могут препятствовать дальнейшей семейной жизни. В этих случаях наряду с общими показателями, характеризующими особенности ведущего синдрома, глубину имеющихся личностных изменений, степень прогредиентности процесса, большое значение имеет социально-бытовой статус, уровень и стабильность социальной адаптации. Применительно к делам по иску о расторжении брака особое значение имеет анализ комплекса признаков, характеризующих особенности семейных отношений. Ведущими показателями являются эмоциональная сохранность больных, отсутствие грубых психопатоподобных расстройств, создающих трудные условия для совместного проживания супругов, правильное поведение в семье, разумная забота о детях. Необходимым условием является отсутствие бредовых переживаний, непосредственно направленных на лиц, ближайшего окружения – одного из супругов, детей, определяющих неадекватное к ним отношение и патологическую мотивацию поведения. Например, связь бредовых идей ревности, воздействия, ущерба в отношении супруга с характером иска. Таким образом, перед судебно-психиатрической экспертизой при исках о признании брака недействительным и о расторжении брака стоят различные задачи. Оценка психического состояния подэкспертных касается различных временных периодов. В случаях иска о признании брака недействительным решающее значение имеет ретроспективная оценка состояния подэкспертного в прошлом, в период заключения брака. При экспертизе по вопросу о расторжении брака эксперт должен исходить из оценки настоящего психического состояния, учитывая в то же время его прогноз.

 

 

34. К числу бессознательных мотивов авторы относят следующие: 1. Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости, агрессивной концепцией окружающей Среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым, эмоциональным впечатлениям, таким образом неосознаваемой детерминатой является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной аутоиндентичностью. Это, как правило, лица, ведущие бездомный паразитический образ жизни. 2. Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторский или гиперкомпенсаторский характер, что прежде всего связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект. 3.Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга (впечатывания) травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения. 4. Четвертую категорию бессознательных мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости, особенности личности, в этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.

35. В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть. Понятия агрессия, жестокость и насилие у ряда авторов носят идентичный характер. В жизни мы часто встречаемся с ними в той или иной мере, будь то войны или детская ссора. В настоящее время более 80% программ и фильмов, демонстрируемых на телевидении, содержат в себе в том или ином роде агрессию. Агрессия - множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противоречат его интересам или ведут к его уничтожению. Индивидуальное агрессивное действие совершается вопреки принятой системе ценностей, и свидетельствует о неблагополучии не общества в целом, а самого индивида и его окружения. В данном случае, мы можем привести в качестве примера измену одного из супругов, который оправдывает свой поступок тем, что многие так поступают, что это является нормой и не осуждается за частую не только друзьями, но и окружающими. Естественно, на данный поступок, как и на любой другой следует ответная реакция, а в какой форме - зависит от индивида. Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия " доброкачественная" (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия " злокачественная" (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фромму). В педагогических целях при выборе способов реагирования на агрессию может оказаться полезной классификация агрессивных проявлений: во-первых, типичные для характера человека; во-вторых, нетипичные для характера; в-третьих, эпизодические. Существует следующая классификация агрессивных преступлений: Агрессивность в преступлении является характерной особенностью личности. Агрессивность в преступлении связана со сложившейся ситуацией. Агрессивность в состоянии аффекта.

 

36. Предъявление для опознания самостоятельное следственное действие, заключающееся в установлении потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или обвиняемым тождества или групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта по его мысленному образу. С психологической точки зрения процесс опознания человеком различных объектов изучен достаточно полно, что облегчает задачи судебной психологии в познании закономерности данного следственного действия. Установлено, например, что у опознающего последовательно реализуются следующие стадии психологического процесса опознания: формирование образа стадия усвоения, осознания образа, предмета, лица (данная стадия подразделяется на ряд этапов); опознание восприятие в натуре группы объектов, оживление в памяти ранее воспринимавшегося объекта, мысленное сопоставление этих объектов и решение вопроса о тождестве или различии. Процесс формирования показаний опознающего, таким образом, состоит из четырех стадий: а) восприятие объекта; б) запоминание и сохранение в памяти воспринятого; в) воспроизведение и передача информации об объекте; г) отождествление объекта. По психологическому содержанию процесса узнавания опознание делится на два вида: а) опознание, сопровождаемое сукцессивным узнаванием, которое состоит в последовательном сличении признаков образа ранее воспринимавшегося объекта с предъявляемым объектом; б) опознание, сопровождаемое симультанным узнаванием, т. е. одномоментным отождествлением хорошо известного объекта. При сукцессивном узнавании опознающее лицо преодолевает определенные трудности в отождествлении объекта, которые проистекают из непродолжительности предыдущего взаимодействия с этим объектом или изменения его признаков (старение, искусственная маскировка внешности и т. д.). Поэтому здесь всегда разрешается вопрос, этот ли именно объект связан с расследуемым событием. Проведение такого опознания исключается, если объект хорошо знаком опознающему лицу по предъявляемым признакам. Например, нет смысла предъявлять для опознания по внешности человека, с которым опознающий состоит в тесных длительных отношениях (члены семьи, друзья, давние знакомые, сослуживцы, соседи) либо предметы, имеющие известные лицу уникальные приметы (номер, дарственную надпись, особые метки и т. п.). В подобных случаях имеет место не сукцессивное, а симультанное узнавание. Опознание, связанное с симультанным узнаванием, непосредственно преследует иную цель — установление личности умершего или проверка достоверности утверждения опознающего о знакомстве с опознаваемым объектом. Так, может быть предъявлено для опознания лицо, которое отрицает свое знакомство с опознающим.

37. Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

38. В большинстве случаев в основе преступного поведения лежит агрессивность человека, как свойство его личности. Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или даже на уничтожение человека или группы. В качестве объекта агрессии могут выступать как одушевленные, так и неодушевленные предметы. Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности и называется агрессивностью. Агрессивность – это устойчивое стремление индивида нанести человеку физический или психический вред, ущерб.Виды агрессивности: 1) фрустрационная агрессивность, т. е. агрессивность направлена против тех, кто препятствует достижению значимых целей; 2) импульсивная агрессивность, т. е. агрессивность в состоянии аффекта; 3) умышленная агрессивность, т. е. агрессивность используется лишь как средство достижения цели.Существует следующая классификация агрессивных преступлений: Агрессивность в преступлении является характерной особенностью личности. Агрессивность в преступлении связана со сложившейся ситуацией.Агрессивность в состоянии аффекта. Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального.Первая категория теорий, несмотря на многообразие подходов, исходит из того, что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины. Вторая категория теорий (агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий). Третья группа теорий, в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность, Именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации. Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений. Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, оказывается в форме аффекта. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременное, жизненных сил). Причинами гнева является чувство физического или психологического препятствия на пути к цели. Это могут быть физические помехи, правила, законы или же личная беспомощность. Если препятствия незначительные и неопределенные, непосредственная реакция может в гневе НЕ выражаться. Однако если определенный барьер действительно мешает достижению желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет. Другие причины гнева заключаются в личном образе. Низкие уровни гнева можно удерживать в течение длительного времени. Крайние взрывы его вредные для здоровья. Гнев, отвращение, презрение - это разные эмоции, но в жизни они часто взаимодействуют. Любая комбинация этих трех эмоций является основным афективным компонентом враждебности. Много причин гнева можно отнести к факторам, вызывающим фрустрацию. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряженности и импульсивности. Чувство уверенности в себе во время гнева значительно выше, чем при любой отрицательной эмоции. Ситуации, которые вызывают гнев, часто вызывают сразу и презрение. Адаптивные функции гнева отчетливее проявляются в эволюционной перспективе, чем в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию для самозащиты и предоставляет индивиду ощущение активности и силы. Отвращение - это реакция на что-то субъективно очень неприятное, отрицательное эмоциональное состояние, обусловлен столкновением (физическое взаимодействие, коммуникация) с объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.п.), которые не соответствуют идеологическим, нравственным и эстетическим принципам и установкам субъекта.

39. Привлечение лица в качестве подозреваемого или обвиняемого связано с резким изменением в его жизни, в социальном статусе, со значительным сужением социально-ролевых функций, со сдвигами в психике, усугубляющимися в условиях изоляции. Арест вызывает у одних людей повышенный уровень тревожности, чувство обреченности, отчаяния, безысходности, полной зависимости от лиц, осуществляющих правосудие, у других — чувство озлобленности, агрессивности, активное противодействие правосудию. Особенно драматично психическое состояние привлеченного к уголовной ответственности невиновного лица. Внезапно свалившееся на него несчастье резко дезорганизует его психику, порождает неадекватные поведенческие поступки, которые могут быть интерпретированы малопытным следователем как " улики поведения". Резкое снижение защитных возможностей значительно повышает неадекватность действий обвиняемого по самозащите. Стремясь положить конец этому мучительному состоянию, невиновный может прибегнуть даже к самооговору. Допрос подозреваемого и обвиняемого имеет много общих сторон и существенных различий, которые обусловлены прежде всего различным процессуальным положением этих лиц. Допрос подозреваемого. При допросе подозреваемого, который производится на ограниченной исходной информационной базе и в условиях острого дефицита времени на его подготовку, следователь еще не располагает достаточными изобличающими доказательствами. Это обязывает его применять многовариативную тактику допроса. Однако допрос подозреваемого сразу после его задержания или ареста имеет и некоторое преимущество: противодействующий правосудию подозреваемый не в состоянии детально обдумать, всесторонне обосновать ложную версию, его ложные показания содержат обычно явные противоречия. Допрос подозреваемого может предваряться беседой с целью выявления его личностных особенностей. При этом следователь может использовать известные ему факты, создавая у допрашиваемого впечатление о хорошей своей информированности. В ряде случаев следователь раскрывает перед подозреваемым эвристические возможности отдельных следственных действий. В процессе допроса перед подозреваемым ставятся прежде всего те вопросы, ответы на которые уже известны следователю. При этом выявляется позиция подозреваемого в отношении правосудия. Существенную роль при допросе имеет адекватная интерпретация динамики текущих эмоционально-волевых состояний подозреваемого. Известно, что внешние проявления эмоционального состояния человека не имеют никакого доказательственного значения. Однако проявление эмоциональных состояний может дать оперативно-ориентирующую информацию. Так, волнение при определенных вопросах, " уход" от тех или иных тем, " застревание" на определенных обстоятельствах должны побудить следователя к более тщательному анализу причин такого поведения. ледователь должен проявлять большую осторожность в использовании фактического материала, ибо малейшие ошибки резко ослабляют его позиции. Следует помнить, что подозрения в отношении конкретного лица могут возникнуть в силу неблагоприятного стечения обстоятельств, ошибки, заблуждения, оговора. Основная задача следователя — получить сведения, позволяющие проверить причастность подозреваемого к расследуемому событию. При этом необходимо выделять такие обстоятельства, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление. Особенно чутко следователь должен реагировать на умолчание о фактах, уже выявленных следствием. Обвиняемый — наиболее информированный и наиболее психологически сложный источник доказательств. Поэтому при его допросе необходимо учитывать ряд психических особенностей этой категории лиц, в частности: состояние подавленности, депрессии, вызванное страхом перед наказанием; большая заинтересованность в исходе дела, преобладание защитной доминанты, активно-оборонительная позиция; отсутствие в ряде случаев намерения к добровольному признанию, убежденность, что правдивые показания могут причинить только вред; недоверие к лицам, ведущим следствие; негативное отношение к свидетелям обвинения; повышенная психическая напряженность, аффективое состояние в критических моментах расследования; повышенный самоконтроль, обостренное внимание к наиболее " опасным" для него обстоятельствам. Добровольного признания от опытного преступника можно добиться, как правило, лишь при изобличении его с помощью неопровержимых улик при задержании с поличным. Правдивость показаний обвиняемого в определенной мере стимулируется разъяснением значения чистосердечного раскаяния как обстоятельства, смягчающего ответственность. При этом акцент должен делаться не на признании вины, а именно на раскаянии и всемерном содействии следствию в полном и всестороннем расследовании преступления. В самом начале допроса необходимо принять меры, облегчающие обвиняемому выбор правдивой линии поведения. Первые ложные утверждения создают установку на дальнейшее отпирательство. Сознаться в преднамеренной лжи бывает очень трудно. В ряде случаев прямой вопрос: совершил ли обвиняемый данное преступление, можно заменить психологически более гибким: что вынудило его совершить такой поступок. Обвиняемые обычно стремятся избегать утвердительных ответов. Обвиняемому следует разъяснить, чем ложная позиция может повредить ему (так, невозвращение похищенных материальных ценностей может привести к конфискации имущества, предъявлению гражданского иска). Если от правдивости показаний обвиняемого зависит судьба невиновных людей, на которых может пасть ложное подозрение, на это необходимо обратить его внимание. В случае признания обвиняемого система вопросов следователя должна обеспечивать полноту показаний, по всем существенным для дела обстоятельствам должны быть получены исчерпывающие показания. При этом должны быть выявлены те обстоятельства, достоверность которых может быть проверена, причины, приведшие обвиняемого к преступлению, данные о его личности, сведения о соучастниках.

40. Поведением называется социально значимая система действий человека. Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние — мотивацию. Мотивация — обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы — программы поведения — могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта. Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, " утверждает" данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим — поисковой деятельности. Таким образом, мотивация — индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

 

41. Основанием для проведения очной ставки — одновременного допроса двух ранее допрошенных лиц — является наличие в их показаниях противоречий относительно одних и тех же обстоятельств. (Термин " очная ставка" происходит от древнерусского " ставить очи на очи"). Являясь разновидностью допроса, очная ставка отличается повышенным динамизмом и остротой межличностного конфликтного взаимодействия. Участие в очной ставке, как минимум, трех человек обусловливает возникновение различных социально-психологических феноменов: ориентацию одного участника общения на взаимодействие двух других его участников. Допрашиваемые лица, как правило, оказываются в позиции конфликтного противоборства. Тактически целесообразно усиление позиции лица, дающего более полные (и предположительно более правдивые) показания. Однако причины расхождения в показаниях могут быть связаны не только с позицией запирательства одного из участников очной ставки. Здесь могут иметь место и добросовестное заблуждение одного или даже обоих допрашиваемых и даже преднамеренная их ложь. При подготовке и проведении очной ставки следователь должен иметь определенные критерии достижения истины, основываясь на всей совокупности имеющихся доказательств. Необходим также анализ всех возможных причин непреднамеренного заблуждения. Фактически достоверная информация, выявляемая на очной ставке, является фактором психического воздействия на лиц, противодействующих следствию. Торжество правды над ложью вызывает эмоциональную напряженность у противодействующего следствию лица, его повышенную неадекватную реактивность. Все это требует высокой мобильности, оперативности ответных действий следователя. Он должен в известной мере предвидеть ход очной ставки, подготовить необходимые материалы в определенной системе. При невозможности проведения звукозаписи протоколирование хода очной ставки целесообразно поручить другому лицу. В напряженных конфликтных ситуациях следователь должен сохранять психическую устойчивость, уравновешенность, не вовлекаться в водоворот конфликтного противоборства допрашиваемых лиц, избегать психической дезорганизации. Очная ставка должна проводиться в условиях полной психической стабильности следователя, при глубоком предварительном изучении личностных особенностей возможных участников очной ставки, их личностных акцентуаций — " слабых мест" их характера, а также и положительных качеств личности.

 

42. Тревога определяется как эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием опасности. Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. ВНУШАЕМОСТЬ - мера или степень восприимчивости к внушению, - повышенная податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться (повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки. Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство человеческой психики, но при чрезмерности может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное свойство - критичность. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительности; доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, относительно низкий уровнем развития интеллектуального, слабость мышления логического, медленный темп деятельности психической. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

1) психофизическое состояние субъекта - при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, заболевании, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе;

2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая степень его значимости для личности;

3) дефицит времени для принятия решения. Внушаемость под влиянием " давления группового" (-> конформность) зависит от уровня развития группового. Экспериментально показано, что субъекты, характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе - в результате опосредования отношений межличностных целями и ценностями деятельности совместной - оказываются способными осуществить коллективное самоопределение - противостоять внушаемости. Современная психология рассматривает внушаемость как неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно некоего содержания и вида деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то мере может оказаться внушаемым. С помощью анализа факторного выявлено два типа внушаемости:

1) внушаемость первичная - лежит в основе восприимчивости к автосуггестии (-> самовнушение), гипнозу;

2) внушаемость вторичная - связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.

 

43. Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название " потребность") организму (личности). Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

44. Отвращение. Это отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами или установками субъекта. В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гневом, однако оно обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не так опасно, как гнев. Ощущение отвращения подобно ощущению тошноты и скверного вкуса. Человек стремиться устранить объект отвращения или отстраниться от него. Если отвращение интенсивно, оно действительно может вызвать рвотный рефлекс. Когда что-то вызывает отвращение, человек стремится устранить этот объект или изменить его таким образом, чтобы он перестал вызывать отвращение. В процессе эволюции отвращение, вероятно, способствовало поддержанию санитарного состояния среды и предотвращало употребление испорченной пищи и воды. Возможно, что отвращение игра






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.