Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов юридической психологии






По целям исследования методы судебной психологии делятся на следующие три группы.

1) МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. С их помощью изучают психоло­гические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами нрава, а также разрабатывают научно обоснованные рекомендации для практики — борь­бы с преступностью и ее предупреждения.

2) МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ. Эти ме­тоды применяют должностные лица, ведущие борьбу с преступностью. Диапазон приминения этих методов ограничен рамкам и уголовно-процессуального законодательства. Они направлены на достижение следующих целей: предупреж­дение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перенос-питание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормаль­ного существования в нормальной социальной среде.

3) МЕТОДЫ СУДЕБПО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Целью их явля­ется наиболее полное1 и объективное исследование, проводимое экспертом-психо­логом по постановлению следственных или судебных органов.

Основные методы, применяемые по способам судебно-психологического исследования, следующие:

■ метод психологического анализа материалов уголовного дела;

■ анамнестический (биографический) метод;

■ методы наблюдения и естественного эксперимента;

■ инструментальные методы изучения индивидуально-психологических осо­бенностей личности.

Применительно к способам исследования судебная психология располагает ме­тодами наблюдения, эксперимента, анкетным методом и методом интервью.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ. Основная ценность его заключается в том, что в про­цессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. В частности, наблюдение может производиться следователем с целью правильной диагностики личности.

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Использование данного метода выявляет зависи­мость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого внеш­них стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблю­дения заключается в первую очередь в том, что при наблюдении исследователь дол­жен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперимен­те он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс.

АНКЕТНЫЙ МЕТОД. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, ко­торые задают относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ (БЕСЕДЫ). Этот вспомогатель­ный метод может быть использован в самом начале ис­следования с целью общей ориентировки и создания ра­бочей гипотезы. Такое его применение характерно, в част­ности, при исследовании личности на предварительном следствии. Это свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.