Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 14. Стадии процесса «потребления» информации






Общение как фактор социального взаимодействия подростка с индивидуальной и внешней реальностью, обуславливающее становление его личности, может быть непосредственным и опосредованным. Так автор и герои книг, которые являются для взрослого человека некими абстрактными объектами, подростком воспринимается в силу его эмоциональной открытости как реальные личности, с которыми он с помощью своего во многом ещё детского воображения легко себя идентифицирует. Т.е. он выглядит очень убедительно, так как и в самом деле полагает, что действует самостоятельно и независимо. Такое его " самостояние" внушает особое доверие у сверстников и стимулирует их для подражания.

Учитывая выше сказанное, получается, что, например, виртуальное визуальное пространство телевидения занимает воображение и мысли подростка больше, чем вместе взятые школьная и семейная и уличная социальная среда. А вхождение в визуальное пространство телевидения для подростка - неотъемлемый отберут его современной социальной практики, без которой ему трудно, находящемуся под воздействием референтной группы, в этот период интеллектуально существовать. Причем, визуальное восприятие виртуальной реальности телевидения, по мнению специалистов, в отличие от непосредственного межличностного взаимодействия в семье, в школе, на улице или чтения книг, мало способствует развитию критического мышления так как в основном воздействует на его эмоционально-волевую сферу. Это отрицательно сказывается не только на формировании его интеллекта, но и создает иллюзию реального приобретения настоящего социального опыта, который в силу своего возраста, он интуитивно стремится приобрести. Это пагубно отражается впоследствии на продуктивности процесса социализации подростка, приводит к психологическим срывам и т.п., так как реальная социальная среда, конечно, принципиально отличается от виртуальной и опыт взаимодействия подростка с ними несопоставим.

Для создания каркаса, культурной программы и языка поля используются, как правила, собственные молодёжные ресурсы, которые в реальной взрослой жизни мало приемлемы для создания дискуссионного поля. Молодежный социальный ресурс в большей степени характеризуется ориентацией на позиционирование себя через внешнее знаковое самовыражение: одежду, молодёжный эпатирующий сленг, различную атрибутику и т.п. Это, с одной стороны, указывает на то, что происходящая общая визуализация человеческой культуры в условиях формирования информационного сообщества, оказывает сильное влияние на становление личности подростков. А с другой стороны, это подчеркивает родственность подросткового мировосприятия с этой культурой. Их мировосприятие, оставаясь, по сути, детским, во многом еще основывается на визуальном, эмоциональном восприятии окружающего мира, что роднит его с основными формами массовой культуры, главные признаки которой подверженность большого количества людей эмоциональному заражению и внушению. Надо ли говорить, что основным производителем и распространителем массовой культуры сегодня являются телевизионные СМИ.

Возвращаясь к вопросу влияния телевизионных СМИ на психическое сознание масс, еще раз обратим внимание, что наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, в контексте нашего исследования - психика подростка. Так как важнейшая структура его психики - цензура (барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира) еще до конца не сформирована. Это обстоятельство в соединении свыше упоминаемой эмоциональной привлекательностью и стремлению подрожать идеалу, позволяют телевидению закладывать различные модели поведения в подсознание молодёжной аудитории. И можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных раннее в его подсознание. И иного тут не дано. В том и результатирующая роль подсознания в программировании индивида (как индивида любого возраста, так и масс), что он может даже до конца не понимать всей информации, которую видит с экрана. Она ему может представляться набором простых, смешных, ничего не значащих историй со скандальным, фантастическим, мистическим и другими оттенками, которые усиливают суггестивный эффект, потому как любая провокация эмоций разрушает барьер критичности психики. В такой информации внешне, возможно, явного негатива просматриваться не будет. Наоборот, подросток будет смеяться над героями, осуждать или принимать их позицию и т.п., т.е. виртуально с ними взаимодействовать попадая в " ловушку" симуляции реальности, действуя как бы не взаправду, понарошку. Негатив психологической зависимости становится заметен или после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра определенной телевизионной продукции, или же заметен в результате последующего анализа (психологического анализа в т. ч.), когда явно вычерчивается та негативная или позитивная информация, которая закладывается в бессознательное индивида.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.