Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль физиологии в диалектико-материалистическом понимании сущности жизни. Связь физиологии с другими науками.






Физиология (от греч. physis — природа и logos — учение):

1. наука, изучающая процессы жизнедеятельности (функции) живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей, клеток;

2. наука о функциях и процессах, протекающих в организме или составляющих его системах, органах, тканях и клетках, и механизмах их регуляции, обеспечивающих оптимальное существование человека и животных в меняющихся условиях внешней среды.

3. Ф. изучает жизнедеятельность организма в норме.

 

Задачи физиологии:

1. Определение физиологического смысла функций или процессов;

2. Выяснение механизмов их регуляции.

Задачи нормальной физиологии как учебной дисциплины:

1. Обучение будущих врачей пониманию механизмов функционирования органов и систем органов;

2. Методическая подготовка будущего врача (знание принципов получения достоверной информации о деятельности органов и систем органов и ее интерпретация);

3. Подготовка будущего врача к пониманию, оценке и рациональной подготовке здорового человека к различным видам труда, разработке принципов профессионального отбора.

 

Области физиологии:

1. Общая физиология – исследует природу процессов, общих для организмов различных видов, а также закономерности механизмов реагирования организма и его структур на воздействия внешней среды.

2. Частная физиология – изучает функции тканей, органов и систем органов.

3. Сравнительная физиология – изучает сходство и различие функций у разных представителей животного мира, выявляет причины и общие закономерности изменения функций или появления новых.

4. Эволюционная физиология – объединяет исследования общих биологических закономерностей и механизмов появления, развития и становления физиологических функций у человека и животных в онто- и филогенезе.

5. Специальная (прикладная) физиология – изучает закономерности изменения функций организма в связи с его специфической деятельностью, практическими задачами или конкретными условиями обитания.

 

В физиологии человека выделяют:

1. Авиационную физиологию – раздел физиологии и авиационной медицины, ориентированный на исследования реакций организма человека при воздействии на него авиационных полетов с целью разработки методов и средств защиты летного состава от неблагоприятных производственных факторов;

2. Военную физиологию – раздел физиологии и военной медицины, в рамках которого изучаются закономерности регуляции функций организма в условиях учебно-боевой и боевой обстановки;

3. Возрастную физиологию – исследует возрастные особенности формирования и угасания функций органов, систем органов и организма человека от момента зарождения до прекращения его индивидуального (онтогенетического) развития;

4. Клиническую физиологию – изучает роль и характер изменений физиологических процессов в организме человека при развитии и установлении патологических состояний в его органах или системах;

5. Космическую физиологию - раздел физиологии и космической медицины, связанный с изучением реакций организма человека на воздействие факторов космического полета (невесомость, гиподинамия и т.д.) с целью разработки методов и средств защиты человека от их неблагоприятных влияний;

6. Психофизиологию – область психологии и физиологии человека, состоящую в изучении объективно регистрируемых сдвигов физиологических функций, сопровождающих психические процессы восприятия, запоминания, мышления, эмоций и др.;

7. Физиологию спорта – исследует функции организма человека при тренировочных и состязательных упражнениях;

8. Физиологию труда – изучает физиологические процессы и особенности их регуляции во время трудовой деятельности человека с целью физиологического обоснования путей и средств организации труда, способствующих длительному поддержанию работоспособности на высоком уровне;

9. Экологическую физиологию – объединяет исследования особенностей жизнедеятельности человека в зависимости от климато-географических условий и конкретной среды обитания.

 

Методы исследования в физиологии:

1. Наблюдение – длительное время применялся; являлся источником субъективных ошибок; позволяет установить качественную сторону явлений.

2. Метод острого эксперимента – не позволял понять сущность процессов, протекающих в организме в естественных условиях, в норме.

3. Метод хронического эксперимента – опыт начинался после выздоровления животного, когда течение физиологических процессов не отличалось от здорового.

4. Графическая регистрация физиологических процессов.

5. Исследование биоэлектрических явлений

6. Методы электрического раздражения органов и тканей.

7. Химические методы исследования.

8. Электрическая запись неэлектрических величин.

 

Связь физиологии с другими науками. Физиология как раздел биологии тесно связана с морфологическими науками – анатомией, гистологией, цитологией, т.к. морфологические и физиологические явления взаимообусловлены. Физиология широко использует результаты и методы физики, химии, а также кибернетики и математики. Закономерности химических и физических процессов в организме изучаются в тесном контакте с биохимией, биофизикой и бионикой, а эволюционные закономерности – с эмбриологией. Физиология высшей нервной деятельности связана с этологией, психологией, физиологической психологией и педагогикой. Физиология с.-х. животных имеет непосредственное значение для животноводства и ветеринарии. Наиболее тесно физиология связана с медициной, использующей её достижения для распознавания, профилактики и лечения различных заболеваний. Практическая медицина, в свою очередь, ставит перед физиологией новые задачи исследований. Экспериментальные факты физиологии как базисной естественной науки широко используются философией для обоснования материалистического мировоззрения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.