Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия, свойства, сущность и социальная ценность права.






Термин «право» используется в нескольких значениях:

1) социально-правовые притязания людей, напр., право человека на жизнь, право народов на самоопределение. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

2) система юридических норм. Это — право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и дей-ют независимо от воли отд. лиц.

3) официально признанные возможности, кот.располагает физ. или юридическое лицо, организация. Граждане имеют право на труд, отдых, охрану имущества. Речь идет о праве в субъект. смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

4) система всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Синоним - термин «правовая система». Напр., англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы.

Термин " право" употребл-ся и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общ. объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и гос-вом. Эти связи выражаются в его признаках.

Необходимо различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства как реальное явл-е.

Право это обусловленная природой человека и общ-ва и выражающая свободу личности система регулирования общ. отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью гос. принуждения.

Свойства (признаки) права, кот. хар-ют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что сближает его с др.формами соц.регулирования - нравственностью, обычаями. Права, которыми располагает каждый человек или юр. лицо, не произвольны, определены в соответствии с действующими нормами. Противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формир-ся соответствующие правила. Знание сложив-шихся правил облегчает человеку выбор решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной ситуации. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

Интеллектуально-волевой характер права. Право-проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений-предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

Обеспеченность возможностью гос. принуждения. С пецифический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Гос-во, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с гос-вом, первоначально выполняя охранительную функцию. Гос-во придает праву в ценные свойства: стабильность, строгую определенность. Гос. принуждение реализуется в двух направлениях: 1) обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обяз-ти в интересах пострадавшей стороны (взыскание долга, возмещение причинен.ущерба). 2) виновный привлекается к юр.ответств-ти и подверг-ся наказанию (лишение свободы, штраф).

Формальная определенность. Ф ормальная определ-ть свойственна и др.нормативным системам. (Корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах.) Но форма соответствующим правилам придается не гос-вом, а др.организациями (общественными, религиозными). Гос-во, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает официальную форму выражения.

Системность. Право пр.собой сложное системное образование: деление права на 3 элемента: 1) естественное, 2)позитивное 3) субъективное право.

Социальная ценность права выражается через его сущность права (отвечает на вопрос – замен нам нужно право и можно ли без него обойтись?)

Существует несколько подходов в определении сущности права:

- право – инструмент удержания власти (Маркс, Энгельс): право – инструмент, которых защищает не всех одинаково;

- право – способ урегулирования конфликтов (официально господствует): есть такие сферы, которые государство и право должны контролировать – здравоохранение, образование – отсутствие единых юридических стандартов ведет к хаосу. Кроме того некоторые понятие могут быть оценены только с точки зрения права – жизнь человека. Право определяет общий стандарт

Оба подхода друг друга не отрицают

- право – социокультурная ценность (появилось 4 года назад) – оно ценно как явление культуры

- право – социально-вредное явление (анархический подход) – Кропоткин – теоретик анархизма. Если право и законы убрать – тогда люди либо научаться жить по-человечески, либо вымрут

 


28. Возникновение права и его отличие от соц. регуляторов первобытного общества.

Причины и условия, возникновения права, во многом аналогичны причинам, возникновения гос-ва. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и назывались " право", " правда". Ценные из них были санкционированы гос-вом и стали важными источниками права (обычным правом).

Правители ранних гос-в, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц. Право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения соц. противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общ. лидеры, то в условиях гос-ва это полиция, армия. Споры разрешает суд. Прав.нормы отлич-ся от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, кот. дифференцир-ся в зависимости от статуса потерпевшего: свободный, раб, мужчина, женщина.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. На Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развив-ся под воздей-ем религии и нравственности, основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное прецедентное право.

Общая характеристика соц.норм первобытного общества.

Социальные нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление той или иной территории, на которой они перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо другая, родственная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возможность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем — идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была своеобразной «Красной книгой».

Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Соц. нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отн-я, способы приобретения женщин в др. группах, в том числе и их похищение.

По содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологич. состояние и др.необходимые условия жизнедеят-ти присваивающих обществ.

Три основных способазапреты, дозволения и позитивное обязывание. Запреты существовали в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Напр., недопустимость браков между кровными родственниками. Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывая на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, а также их плодов, выкапывания корней, на пользование территорией, источниками воды. Позитивное обязывание- цель- организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, например лодок. Соц.нормы находили свое выражения в мифах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.