Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль общ. объединений в полит. системе общества.






Политическая система общества - взаимосвязанная совокупность общественных процессов и институтов, возникающих и функционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными группами.Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная регулированием отношений между основными соц.группами общ-ва. Политическая система общества пр.собой совокупность эл-тов общ. жизни, в кот. выражается, проявляет себя политика.

Общественные объединения как элемент политической организации общества - добровольные объединения граждан для реализации совместных целей. Эти объединения образуются на основе профессиональных, национ-х, культурных и др. интересов. Различают 1. Собственно политические общ.объединения: полит.партии или избирательные блоки. Цель – полит. борьба. 2. Неполити-ческие организации: профсоюзы, объединения промышленников, религиозные, женские, молодежные, национальные и др., для которых полит. деят-ть явл-ся дополнительной к их основным неполитическим целям.

Все объединения, участвующие в полит.жизни страны, выражают и проводят интересы отдельных соц.групп общества. Гл.задача общ. объединений в полит.сфере - влияние на гос. власть, на политику гос-ва через избрание их представителей в выборные гос.органы, через СМИ, общественное мнение.

Гос-во, с одной стороны, стоит над общ.объединениями, определяет их статус в общ-ве, основные параметры деят-ти, запрещает и преследует деят-ть объединений, подрывающих основы общественного и государственного строя.С другой стороны, политика современного демократического гос-ва не может быть достаточно эффективной без опоры на общ. объединения, т.к. через них осуществляется связь гос-ва с гражданским обществом.

В совр. российском обществе действует принцип политического плюрализма, в соответствии с которым в Конституции России закреплено равноправное положение различного рода общ. объединений. Запрещены лишь те объединения, деят-ть которых направлена на насильственное изменение конституционного строя страны.

Государство и партии. В полит.системе > роль играют полит. партии - важные соц.институты полит.жизни общества.

Политическая партия - политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общ. классов, соц.слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей. Задача- завоевание полит.власти для осуществления определенной программы: социальных, экономических, политических преобразований, достижение целей и идеалов.

Гос-во – соц.институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общ. интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Гос-во выступает важнейшим объектом полит.борьбы, определяет участие партии в завоевании гос.власти.

Парламентские партии - завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деят-ти; и партии, которые ставят своей задачей насильственные прео бразования общественного строя, насильственный захват власти. По участию в делах гос-ва - правящие партии, уже получили и осуществляют власть через своих членов, кот. расставляют на важнейшие гос. посты.

Государство и церковь ( объединение граждан, связанных между собой верой ). Отделение гос-ва от церкви - закр-ся конституционно: реализуется принцип свободы совести, вероисповедания. В тоталитарном гос-ве вмешательство гос-ва в дела церкви, попытки контроля за священнослужителя-ми, гонения, репрессии, использ-е церкви для своих целей.

В теократических гос-вах (напр., с господством ислама) религиозные орг-ции оказывают воздействие на гос. институты, задают и определяют соц. цели и смыслы общ-ой, политич.жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.


22. Государсвтенный аппарат (механизм государства): понятие, признаки и структура.

Гос-во - организация, созданная для властного управления общ-вом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Цели гос-ва – то, к чему стремится общ-во и какие цели достигает общ-во.

Задачи гос-ва - выражающие сущность и социальное назначение гос-ой власти ее осн. цели, которые гос-во осущ-ет в процессе властного управления гражданским общ-вом.

Государственный аппарат (механизм государства) — целостная иерархическая система гос.органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства

Признаки:

1.Целостная иерархическая система гос.органов и учреждений. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деят-ти гос.органов и учреждений, едиными задачами и целями их деят-ти.

2.Первичными структурными элементами механизма явл-ся гос.органы и учреждения, в которых работают гос.служащие. Гос.органы связаны между собой началами субординации и координации.

3.Для обеспечения гос.властных велений имеет учреждения принуждения, соответствующие технич. уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно гос-во.

4.При помощи механизма осущ-ся власть и вып-ся функции гос-ва.

Между функциями гос-ва и его механизмом связь прямая и нерасторжимая: механизм создается для выполнения функций гос-ва. Органы гос-ва и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. (Напр., в обществе появл-ся функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, Þ появл-ся органы и учреждения насилия, принуждения).

Государственный орган – составная часть госуд. аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся на организационную, материальную и принудительную силу государства

Виды гос. органов:

1. по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные

2. по признаку федеративного устройства: федеральные, $ РФ

3. по порядку образования: первичные (выборные – члены избираются населением), вторичные (органы, в образовании которых население непосредственно не участвует – Правительство, Верховный суд)

4. по срокам полномочий: постоянные, временные

5. по характеру компетенции: общей компетенции (рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к их компетенции – Президент, Правительство), специальной (органы, осуществляющие деятельности в узкой сфере – министерства, гос. комитеты)

Структура механизма гос-ва изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Механизм совр. гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы.

Одну его подсистему образуют высшие органы гос-ва: представительные, глава гос-ва, правительство. Они находятся в поле зрения общественности, СМИ, вокруг них формир-ся общественное мнение.

Другая подсистема — органы правопорядка, суд, прокуратура, силовые структуры (армия, полиция, разведка - выполняют решения высш. органов гос-ва, в том числе методами гос.принуждения (военное подавление, полицейские меры).

К органам гос-ва примыкают гос.учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки. В совр. гос-ве в соотв-ии с принципом раздел-я властей выдел-ся:

- законодательные органы, представленные выборными от народа парламентами, собраниями, кот.определяют осн.напр-я политики гос-ва путем принятия законодат.актов, бюджета гос-ва, и контролируют деят-ть исполнительной власти;

- исполнительные органы, представленные в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, кот. осущ-ют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за исполнением непосредственное упр-ие различными областями соц. деят-ти (экономикой, культурой, образованием, вн.политикой, обороной);

- судебные органы, представленные конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой, кот.осущ-ют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

 


23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат - целостная иерархическая система гос.органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.

Гос-во - организация, созданная для властного управления общ-вом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Цели гос-ва – то, к чему стремится общ-во и какие цели достигает общ-во через гос-во, решение стратегических задач общ-ва через гос-во.

Задачи гос-ва - выражающие сущность и социальное назначение государственной власти ее основные цели, которые гос-во осуществляет в процессе властного управления гражданским общ-вом. Функции гос-ва – основные направления деятельности по решению задач и достижению цели развития общ-ва.

Принципы — это законодательные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) гос-ва. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму гос-ва в целом, и частные принципы, действие которых распростр-ся лишь на некоторые звенья государствен-ного механизма, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы делятся на 2 группы:

1)_принципы, закрепленные в Конституции РФ об организации и деят-ти механизма гос-ва: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

2) принципы, сформулированные в ФЗ «Об основах гос. службы РФ» и др. ФЗ: «О Конституционном суде РФ», «О прокуратуре РФ». Общие конституц.принципы получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию в ФЗ, пр-п коллегиальности и единоначалия, экономичность гос. службы.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации гос-ва, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти—народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. и непосредственно ( напр., выборы президента и представительных ОГВ) или через ОМС.

Принцип гуманизма: социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей гос.власть осущ-ся на основе разделения на законодат., исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

Принцип федерализма гос-во состоит из равноправных субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты равноправны между собой.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. (Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ ОГВ и должностные лица, равно как и ОМС, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России).

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.