Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для практических занятий






Тема: Лексикология современного русского языка

Упражнение. Учитывая значение слова «свежий», подберите к нему синонимы и антонимы. Составьте с ними предложения.

Свежий ветер, свежее утро, свежая почта, свежие новости, свежий воротник, свежий хлеб, свежая рыба, свежий вид.

Тема: Лексика с различных точек зрения.

1.Отделить неологизмы от «бывших неологизмов». Выделить в составе последних общеупотребительные слова и архаизмы, историзмы.

Целинник, космонавт, военспец, радиола, провайзер, магнитола, атомник, выдвиженец, дарвинизм, эсер, проигрыватель, продразверстка, линолеум, комбед, лавсан, брокер, капрон, телемост, тьютор, стахановец, мониторинг, галтели, ликбез, продналог, менеджер, патефон, плеер, политбюро, атомщик, шоубизнес, прилуниться, риэлтор, нарком, экранизация, бестселлер.

2. Написать небольшой рассказ о последних достижениях информационных
(компьютерных) технологий, употребляя неологизмы.

3. Найти в предложениях иноязычные слова, определить их значение, составить с ними новые предложения.

1. Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла - все кипит.

2. Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант.

3. Он знал довольно по - латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать.

Тема: Словообразовательный и морфемный анализ слова.

Выберите из текста все знаменательные части речи. Произведите морфемный анализ слова, определите основу слова и на следующем уровне сделайте словообразовательный анализ производных слов.

Леночка стала учительницей музыки, Еленой Сергеевной, юной женщиной с насмешливыми черными глазами, живым блеском и пристальностью напоминавшими бабушкины, чуть картавящей, чуть заикающейся - скорее даже запинающейся на начальных слогах, что придавало особую, пожалуй, раздражающую выразительность ее речи.

Была в Елене Сергеевне незначительная пока, произошедшая от безмятежно устроенной жизни этакая уютная домашняя полнота.

(В. Шугаев)

Тема: Имя существительное

Упражнение

Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.

1.Корреспондент газеты Лопатин сидел в приемной и смотрел в окно. 2 дивительное зрелище являет собой К озельск ранним туманным утром.

3.Ельник разбрелся по болоту, дошел до горизонта и сбился в темную кучу.

4.После ухода гостей еще горели в передней бра, везде пахло чужими духами.

5.Аркаша не без труда выгнал хворостиной из-под амбара толпу нарядных кур.

6 .Бетон под самолетом рванулся назад, вдали мелькнуло зеленое поле.

7.В сущности, в стремлении к счастью для одного себя есть что - то низменное и непрочное.

Тема: Имя прилагательное

Упражнение № 1

Определите формы степеней сравнения прилагательных и их синтаксическую функцию, сделайте морфологический разбор

выделенных прилагательных.

1. Оперировали меня ближе к сосновой рощице, куда долетала канонада

фронта.

2. Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали.

3. Разумеется, у одного человека нервы и сила духа покрепче, у другого послабее.

4. Хирург - сухой, сутулый, с желтым лицом орудовал за соседним столом.

5. На склоне глубокого оврага, возле самого плетня, виднелась пасека.

Упражнение № 2

Образуйте, где это возможно, формы сравнительной и превосходной степени.

Грустный, сытый, тугой, хороший, гибкий, родной, жидкий, нежный, глухой, умный, глазастый, молодой, косой, жидкий, слепой, целый.

Тема: Имя числительное

Упражнение

Перепишите, раскрывая скобки и заменяя цифры словами, просклоняйте одно из числительных по падежам.

Более 235 (учитель), оперируя 10500 (понятия), около 26850 километров.

Тема: Глагол

Упражнение № 1

Определите синтаксическую функцию инфинитива.

1. Написать записку по-французски казалось ей неуместным.

2. И царица хохотать, и плечами пожимать.

3. Он хотел посоветоваться с Игорем.

4. В комнату вошла Марина с приказом спать.

5. Думаю, вы войдете в положение и наймете его стеречь табун.

6. Он прилетел торопить разведчиков, прилетел сказать что-то важное.

7. Вас раздражает его резкость и своеобразная манера выражаться.

8. Не было в деревне жителей, кто бы не давал клятвы убить Лойко.

№ 2

Выпишите из текста глаголы, произведите их морфологический разбор.

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. В деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать. А в последний день августа шофер дядя Ваня выгрузил меня у дома, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, похлопал по плечу и укатил. Так началась моя самостоятельная жизнь.

Упражнение № 3

Образуйте от любых пяти глаголов причастия и деепричастия, составьте с ними предложения, сделайте разбор по схеме.

 

Тема: Наречие. Слова категории состояния.

Упражнение № 1

Определите, какими частями речи мотивированы наречия, составьте с

ними предложения.

Смело, прямо, налево, нехотя, дыбом, на глазах, по-лисьи, смолоду, изредка,

бок о бок, по двое, тут, понемногу, слева, заново.

Упражнение № 2

Выпишите слова категории состояния, определите их

значение, морфологические и синтаксические признаки.

1. Вечерело. Тощие тени ложились на мокрый снег. Стало холодно.

2.Скучно. От этого люди сходят с ума.

3. Жене инженера было трудно: она никогда не жила в деревне.

4. Всем в этот день было особенно некогда.

5. Вы говорили, нам пора расстаться, что вас измучила моя шальная жизнь.

6 Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.

7.Как здесь свежо под липою густой - полдневный зной сюда не проникает.

8.А слезы льются по лицу молодого Карташова: жаль отца, жаль жизни, жаль живущих.

Тема: Словосочетание.

Упражнение № 1

Определите тип словосочетания, способ связи и грамматическое значение.

Сообщил в редакцию, срочно сообщил, напишу повесть, завтра напишу, громко разговаривать, очень громкий, говорящий о брате, прочитав лекцию, добрый к сыну, слишком добрый, три сестры, хмурый вечер, пятый день, поющие дети, два

брата, некоторые из людей, некоторые люди, по-осеннему хмурый, окно слева,

банка из-под варенья, достаточно прочно, слишком тихий, просьба приехать.

Упражнение № 2

Выделите словосочетания в тексте, сделайте их полный анализ.

Никита и Василий пошли на край города, где вчера был рукопашный бой. Домишки здесь стояли с выбитыми стеклами, в дырках от пуль, с отскочившей штукатуркой.На тротуарах виднелись темные пятна. У крыльца стояли два пулемета и расхаживали солдаты с винтовками дулом вниз. (А.Н.Т.)

 

Тема: Простое предложение. Типы предложений.

Упражнение

Составьте предложения по указанным ниже признакам.

1. Повествов., двусост., нераспр., осложнен., полное, модальность реальная,

синтак. время настоящее.

2. Побудит., односост., нераспр., неосложн., полное, модальность нереальная.

3. Повествов., односост., нераспр., осложнен., полное, модальность реальная,

синтакс. время прошедшее.

4. Повествов., односост., распростр., неосложн., полное, модал -сть нереальная.

5. Повествов., двусост., распростр., неосложн., неполное., модальность

рельная, синтаксическое время прошедшее.

Тема: Односоставные предложения.

Упражнение

Укажите типы односоставных предложений.

1. Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.

2. Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю.

3. В глазах у меня потемнело.

4. Не гляди ж с тоской на дорогу…

5. Пьера с другими преступниками привели на правую сторону поля.

6. Передняя. В углу ломберный столик. На столике лист бумаги, чернильница.

7. Очень уж шумят у нас в классах.

8. Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто!

9. На заводе все благополучно. Ждут только Василия Терентьевича.

10. Тот же вечер. Конец улицы на краю города. Темный пустынный мост.

11. Пахло сеном, созревающими хлебами, медом, полынью.

12. Напишешь - не сотрешь, выпустишь - не поймаешь.

13. Ночь. Дачный поселок точно вымер. Шаги. Силуэт патруля.

14. Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста.

 

Тема: Способы передачи чужой речи.

Диктант, обсуждение постановки знаков препинания.

«Я тебе покажу, как мальчишку с толку сбивать!» - гремело вслед. Обхватив

обеими руками голову, он думал, что любит именно такою эту страну, которую

знал только по книгам и картинкам.

Все они стали смотреть ежа; на вопросы их Коля объяснил, что еж не его, что

Идет он теперь вместе с товарищем Костей Лебедевым, который остался на улице

и стыдится войти, потому что несет топор, что и ежа и топор они купили сейчас

у встречного мужика.

Замена прямой речи косвенной.

«Ты куда же нас привез? - в страхе спросила мать. - Разве нам сюда надо?»

«Сторож к ночи вернется, - успокоил он. - Вот в печи горшок со щами. Кабы

он ушел надолго, он бы щи на холод вынес».

Определение несобственно-прямой речи в тексте.

Я озирался по сторонам, прикидывая, что бы такое ему продать. Вон старые

брюки. Вон куртка - локоть порван. А если прибавить коньки? До зимы далеко. Вон

рубашка - все равно рукава мне коротки.

(Сделать структурный анализ простых предложений)

 

Материалы для СРС

Материал для работы со словарем по теме «Фразеология»

Альфа и омега, выходить в тираж, сжечь за собой мосты, во всю ивановскую, «А Васька слушает, да ест», на рыбьем меху, пушечное мясо, на седьмом небе, брать быка за рога, глас вопиющего в пустыне, синий чулок, ахиллесова пята, эзопов язык, лебединая песня, стреляный воробей, сизифов труд, тянуть канитель, посыпать голову пеплом, «У сильного всегда бессильный виноват», «Подписано, так с плеч долой!», бросило в жар, «Народ безмолвствует», дать зеленую улицу, «Быть или не быть».

Задание по теме: Наречие. Слова категории состояния.

Заполнить таблицу, сделать сравнительный анализ

    НАРЕЧИЕ   примеры СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ     примеры
ЗНАЧЕНИЕ        
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, КАТЕГОРИИ        
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ          

 

Вопросы к коллоквиуму по теме «Глагол»

1. Глагол (семантика, морфологические признаки, синтаксические функции).

2. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3. Две основы глагола и их связь с глагольными формами.

4. Продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

5.Инфинитив: значение, образование, синтаксические функции.

6. Категория переходности – непереходности глагола.

7. Категория залога. Действительный, страдательный, средневозвратный

залог.

8. Вид глагола. Соотносительные и несоотносительные по виду глаголы.

9. Категория наклонения (Значение, образование, употребление).

10. Категория времени.

11. Категория лица. Безличные глаголы.

12. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глагола.

13.Глагольное словообразование.

14. Причастие как отглагольное прилагательное.

15. Деепричастие. Значение, образование, употребление.

 

Таблица к теме: Нечленимые предложения.

 

Типы нечленимых предложений   Примеры
Утвердительные  
Отрицательные  
Вопросительные  
Побудительные  
Эмоционально-оценочные  

 

Вопросы к коллоквиуму по теме «Сложное предложение»

1. Чем обусловлены различные отношения, выражаемые в ССП с союзом И?

2. Какие отношения выражаются союзом А? Чем они отличаются от отношений,

Передаваемых союзом НО?

3. В чем своеобразие разделительных союзов?

4. Когда в ССП не ставится знак препинания перед союзом И?

5. Охарактеризовать средства связи в СПП.

6. Как отличить союзные слова ЧТО, КОГДА, КАК от одноименных союзов?

7. На чем основано выделение видов придаточных предложений?

8. Чем отличается соподчинение придаточных от последовательного подчинения?

Назовите виды соподчинения.

9. От чего зависит характер смысловых отношений, выражаемых в БСП?

10. Какова роль интонации в БСП?

11. Назовите виды БСП и их соотношение с союзными сложными предложениями.

12. Знаки препинания в БСП.

13. В чем заключается синонимичность союзных и бессоюзного предложений?

14. Что значит «МСП смешанной конструкции»?

15. Теория сложного предложения. Русские языковеды.

 

Глоссарий по дисциплине Современный русский язык







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.