Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия потребностей (ступени развития) по А. Маслоу






Первый уровень потребностей человека: основные фи­зиологические потребности. Потребности выживания.

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физи­ологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выде­лении продуктов жизнедеятельности, в возможности дви­гаться, общаться с окружающими, ощущать прикоснове­ние и удовлетворять свои сексуальные интересы.

1. Потребность дышать — обеспечивает постоянный газообмен между клетками организма и окружающей


 




средой. Это одна из основных физиологических потреб­ностей человека. Дыхание и жизнь — неразделимые по­нятия.

При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляются одышка, кашель. Продол­жительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобре­тают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддер­живает необходимый для жизни газовый состав крови.

2. Потребность есть для сохранения здоровья и хоро­
шего самочувствия человек осуществляет, доставляя в
организм пищу. Рациональное и адекватное питание по­
могает исключить факторы риска многих заболеваний. На­
пример, ишемическая болезнь сердца обусловлена регу­
лярным употреблением пищи, богатой насыщенными жи­
вотными жирами и холестерином. Рацион, содержащий
большое количество круп и растительных волокон, сни­
жает риск развития рака толстого кишечника. Высокое
содержание белка в пище способствует заживлению ран.

Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения потребности человека в пище.

Рекомендуется: ежедневно употреблять фрукты и ово­щи, каши, молочные продукты, обезжиренные мясо, рыбу, птицу, минимальное количество сливочного масла, сливок.

Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

Необходимо помнить, что неудовлетворенная потреб­ность в пище приводит к нарушению здоровья человека.

3. Потребность пить — удовлетворяя потребность пить,
человек осуществляет доставку воды в организм. Для под­
держания водного баланса необходимо употреблять 1, 5—
2 литра жидкости ежедневно: вода, кофе, чай, молоко,
суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери
в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыха­
нии. При недостатке жидкости в организме появляются


признаки обезвоживания, так как все процессы обмена веществ в организме протекают на клеточном уровне в водных растворах. При избытке жидкости — возникают отеки. От умения медицинской сестры предвидеть опас­ность обезвоживания или образования отеков зависит воз­можность пациента избежать многих осложнений.

4. Потребность выделять. Удовлетворение потребнос­
ти выделять обеспечивается функциями мочевыделитель-
ной и пищеварительной систем, а также кожи и органов
дыхания. Выведение продуктов жизнедеятельности, шла­
ков, вредных для организма веществ происходит при удов­
летворении этой потребности. Многие пациенты считают
процесс выделения продуктов жизнедеятельности интим­
ным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удов­
летворении потребности медицинская сестра должна обес­
печить пациенту возможность уединения, должна уважать
его право на конфиденциальность.

5. Потребность спать, отдыхать — при недосыпании
уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается пита­
ние мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеи­
вается внимание, ухудшается кратковременная память.
Истощается нервная система, нарушается функциональ­
ное состояние организма. Исследования, проведенные аме­
риканскими специалистами, свидетельствуют, что у чело­
века, который не спал полночи, вдвое уменьшается коли­
чество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Больному
человеку сон более необходим, поскольку способствует улуч­
шению его самочувствия. Несмотря на то, что восприим­
чивость человека к внешним раздражителям во время сна
снижена, это достаточно активное состояние. В результа­
те исследований выделено несколько стадий сна.

Стадия 1 — медленный сон. Легкий сон, и длится всего несколько минут. При этой стадии происходит спад фи­зиологической активности организма и постепенное сниже­ние деятельности жизненно важных органов, обмена ве­ществ. Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.

Стадия 2 — медленный сон. Неглубокий сон, продол­жается 10—20 минут. Жизненные функции продолжают


 


86


87




ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить че­ловека трудно.

Стадия 3 —- медленный сон. Стадия самого глубокого сна,, продолжа1цощаяся 15—30 минут, разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных фун. кций.

Стадия 4 —— медленный сон. Глубокий сон, продолжа­ющийся 15—30? '. минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важняые функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрспгвования.

Вслед за 4-й стадией вновь наступают 3-я и 2-я стадии, после чего спящций переходит в 5-ю стадию сна.

Стадия 5 —— быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения чероюз 50-90 минут после первой стадии. На­блюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колеба­ния артериальщюго давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этойш фазе восстанавливаются психические функ­ции человека, дразбудить спящего очень трудно. Продол­жительность эту-'ой стадии около 20 минут.

После 5-й сгтадии сна на короткое время наступают 4-я, 3-я, 2-я, зи; атем вновь 3-я, 4-я и 5-я стадии, то есть следующий цик^л сна.

На сон челоцвека могут оказывать влияние несколько факторов: физишческое недомогание, лекарственные сред-: ства и наркотинки, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая срреда и физическая нагрузка. Любое заболе­вание, сопровогикдающееся болью, физическим недомога­нием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна.

Медицинскагзя сестра должна ознакомить пациента с дей­ствием назначенных лекарственных средств и их влияни­ем на сон.

Отдых — соосстояние пониженной физической и психи­ческой активноости. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и во «■ время длительной прогулки, чтения книг или при выполннвшнии специальных релаксирующих упраж­нений. В лечебином учреждении отдыху может помешать громкий шум, жяркий свет, присутствие других людей.


^пбходимость отдыха и сна для жизнедеятельности йка, знание его стадии и возможных причин, вызы-тгТих нарушение привычных функции человеческого аН1*зма, дадут возможность медсестре оказать пациенту о1дь и удовлетворить доступными ей средствами его

потребность в сне"

Нарушаются сон и отдых при наличии факторов рис-

Rзияющих на потребность спать, отдыхать. 1С факторам риска относятся следующие обстоятель­ства:

• отсутствие отдыха в течение дня;

• одиночество;

• плохие семейные отношения;

• душный воздух;

• несвоевременность медицинской помощи, ее низкое

качество; '

• стрессовые ситуации;

• боль и т.п.

К нарушениям сна относятся:

• прерывистый сон;

• быстрое пробуждение;

• засыпание под утро;

• бессонница, когда пациент вообще не может уснуть в
течение суток и более.

При объективном обследовании медицинская сестра об­ращает внимание на следующие признаки:

• внешний вид пациента (утомленность, усталость);

• выражение лица (бедная мимика, потухший взгляд);

• зевоту и т.п.

Оценивая психическое состояние пациента, его поведе-

Ние> медицинская сестра обращает внимание, ориентиро-

н -ли пациент во времени, пространстве, собственной

ч%)сти, делает выводы об эмоциональном статусе паци-

ента> замкнут или общителен и т.д.

Ур тйгает цели ухода, например: пациент подтвердит, что Р* спать спокойно не менее восьми часов в ближайшие
1

**ри нарушении сна из-за тревожного состояния, свя-о с пребыванием в стационаре, медицинская сестра Удовлетворения потребности человека в сне, отдыхе

что


сутки-двое. Для этого составляется план сестринских вме­шательств.

Пример плана сестринских вмешательств до удовлет­ворению потребности спать, отдыхать:

1. Провести первичную сестринскую оценку качества
сна, уровня тревожности пациента. (Выяснить у пациен­
та причины данного состояния, качество сна: рано засы­
пает, часто просыпается, долго не может заснуть, не спит
в течение нескольких ночей перед госпитализацией или
бессонница его часто беспокоила прежде, много спит днем
и т.д.).

2. Следить за постельным и нательным бельем пациента.

3. Проводить гигиенические мероприятия утром, перед
сном и по необходимости: умыться, почистить зубы, вече­
ром вымыть ноги и т.д.

4. Проветрить помещение перед сном, поправить по­
стель, подушки.

5. Ежедневно проводить оценку качества сна.

6. Проводить беседы с пациентом и его родственниками
о важности сна для здоровья пациента.

7. Дать рекомендации пациенту:

 

• не есть пищу и не пить воду после 18 часов, на ночь
(в 20 часов) выпить только кефир;

• не смотреть телевизор, не читать литературу, кото­
рая угнетает пациента;

• в летнее время года, в зависимости от состояния
здоровья и назначений врача, прогуляться перед сном
в пределах территории больницы;

 

8. Оказать психологическую поддержку в течение всего
периода его пребывания в больнице: побуждать пациента
высказывать свои мысли, выражать свое беспокойство по
поводу нарушения сна.

9. Обучить методикам релаксации организма для улуч­
шения качества сна.

10. Выполнять назначения врача: давать пациенту снот­
ворные и (или) обезболивающие лекарства, наблюдать за
их эффективностью. Объяснить пациенту, что снотворное
принимают через 15—30 минут после обезболивающих.


Пример оценки ухода:

• пациент через 2 часа спит спокойно;

• пациент научился соблюдать режим дня и ночи к
концу следующих суток;

• пациент подтвердил, что спал спокойно, не менее
восьми часов в ближайшие сутки-двое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.