Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социогенез (Жане).






Французский ученый Пьер Жане (Pier Jaпet, 1859­ 1947), работы которого оказали значительное влияние на концепцию памяти л. с. Выготского, писал: «Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их историчеcкого развития, а главное ­ действием, совершенно отличным от

обычного, автоматического повторения» (цит. по: Психология памяти. ­ 1998. ­ с. 371). Согласно П.Жане, в социальном взаимодействии людей возникает новый тип феноменов памяти. Чтобы пояснить свою мысль, он приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану cвoeгo лагеря. Часовой значительно удален от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит вpaгoв, первый eгo порыв ­ бежать в лес или немедленно вступить в бой с ненавистным противником, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Получается, что часовой действует против своего непосредственного желания, преобразуя eгo в акт памяти в форме рассказа. «Итак, часовому хочется позвать на помощь, но он останавливает это желание... он бежит по направлению к лагерю... И как только он подходит к вождю, он указывает в определенном направлении, говоря: " Враги там. Идти нужно туда". Странное поведение! Он находится среди друзей, Bpaгoв больше нет. Своим поведением часовой отвечает на вопрос вождя: " Почему ты вернулся? Что происходит? "...Вот элементарное поведение, которое я называю памятью» (цит. по: Психология памяти. ­ 1998. ­ с. 377). Следовательно, истинно человеческая память оказывается поражденной взаимодействием людей и преобразованной речью, представляя собой, по словам п. Жане, «производную форму речи». л. С. Выготский анализировал проблему социального происхождения человеческих форм памяти гораздо глубже. Он показал, что превращение памяти из натуральной, свойственной маленькому ребенку или примитивному человеку, в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к гocподству над ней посредством знаковых систем. При этом меняется сама структура психической функции: средство качественно преобразует ее.

Для запоминания ребенок создает специальную вспомогательную структуру. «Закон структуры говорит: связь образуется только при возникновении структуры, т. е. Taкoгo новoгo целого, в котором оба элемента, вступающие в связь, являются функциональными частями: чем структура лучше, тем легче и лучше запоминание» (Выготский л. с. ­ 1983. ­ с. 242).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.