Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафоры памяти и подходы к ее изучению.






Метафоры памяти:

1. Сократ: память – восковая дощечка, на ней отпечатываются ощущения и мысли. Но дощечка не бесконечна и не идеальна: изображенное на ней может затереться, для чего-то может не хватить места – это забывание. Иногда отпечаток может быть неаккуратным → возникают ложные мнения. От качества воска тоже зависит многое: хорошая память будет или нет, будут ли знания человека чистыми и глубокими или нет.

2. Августин: дворцы памяти, где собраны бесчисленные образы всего того, что было воспринято. В кладовых хранятся ощущения разных модальностей, на всякий случай: вдруг понадобится. Воспоминания приходят в виде образов: когда вспоминаем о солнце, возникает его образ, значит солнце есть в памяти, ведь мы вспоминаем солнце, а не образ солнца. Забывчивость – невозможность найти что-либо в бесконечных кладовых памяти в силу того, что это не может быть узнано, т.к. образ его исчез.

3. Фрейд: метафора «вечного блокнота». Объединяет достоинства грифельной доски и бумаги: длительность хранения информации и неограниченно долго готовая к восприятию поверхность.

 

Основные подходы к изучению памяти:

1. Объектно-ориентированный (ОО): исследователя интересует зависимость организации памяти от вида и структуры запоминаемого материала.

2. Субъектно-ориентированный (СО): внимание исследователя акцентировано на субъективных факторах – мотивы, эмоции и пр.

1) Ассоцианизм. ОО Память – механически складывающийся продукт ассоциации. Ассоциация – предполагаемая умственная связь между явлениями сознания и поведения, которая образуется при условии их близости в пространстве или во времени, а также благодаря их сходству или контрасту. Эббингауз изучал формирование ассоциаций, их фиксацию и разрушение. Были разработаны классические количественные методы исследования памяти.

2) Бихевиоризм. Исследовали навык. Торндайк, Толмен. Память - приобретение различных двигательных и речевых навыков. Центральная проблема – заучивание наизусть. Влияние на успешность заучивания повторений, объема и характера материала, установок и мотивов субъекта.

3) Гештальт-психология. ОО Келер, Коффка, Вертгеймер, Левин. Память как результат организации восприятия. Припоминание элемента гештальта → припоминание всего гештальта.

4) Бергсон. Память тела (знания, привычки, умения), память духа (собственно воспоминания), работают совместно.

5) Конструктивный подход. Бартлетт СО Память как конструктивный процесс. Память организована в виде схемы. Основания организации: по интересам. Схема – активная организация прошлых реакций или переживаний, которая должна действовать при любом адаптивном ответе организма.

6) Когнитивная психология. Комплексный подход: учитывают объективные (стимульные факторы, контекст, инструкция) и субъективные (мотивация, эмоции, прошлый опыт, культурные и индивидуальные особенности) факторы. Компьютерная метафора психических процессов человека. Поэтапность процесса переработки информации.

7) Подход уровней переработки информации. Запоминание – побочный продукт переработки информации. Чем глубже переработка, тем прочнее след памяти.

8) Деятельностный подход. Зависимость памяти от мотивации. Понятие мнемической направленности (Смирнов): задачи и/или установки запоминания на полноту, прочность, точность, последовательность, своевременность.

9) Социокультурный подход. Жане, Выготский. Память – акт социального поведения в условиях отсутствия субъектов или объектов социального взаимодействия. Жане: амнемозия – отсутствие памяти у детей (недостаточный словарный запас) и стариков (выпали из ситуации соц.взаимодействия). Выготский: память как ВПФ (вышая психическая функция).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.