Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарий музыкального представления-диалога






Алтайский государственный оркестр

русских народных инструментов «Сибирь»

им. Е.И.Борисова

 

Слева на авансцене проекционный экран с портретом В.М.Шукшина, смотрящим в зрительный зал, и надписью «Люди, милые люди, здравствуйте!»

Дирижёр поднимает палочку, и оркестр начинает негромко ме­лодию дороги из кинофильма «Живёт такой парень» (композитор П.Чекалов). На экране кадры из фильма, связанные с дорогой, доро­га ведёт в Сростки, где крупным планом табличка — «Дом-музей В.М.Шукшина», в Бийск - крупным планом наименование педаго­гического университета им. В.М. Шукшина, в Барнаул - крупным планом - театр имени В.М. Шукшина, табличка с улицы В.М. Шук­шина и, финальным стоп-кадром, - памятник В.М. Шукшину.

С обеих сторон сцены появляются ведущие.

Она. В Барнауле памятник Шукшину,

В души он привносит тишину.

Он. Проще всё становится, ясней:

Прочность жизни — в Родине моей.

Она. Дорогие земляки! Великорусский оркестр народных ин­струментов имени Евгения Ивановича Борисова приветствует Вас на юбилейной программе, посвящённой 80-летию Василия Макаровича Шукшина!

Сегодняшний концерт мы попробуем провести в жанре диалога. Диалог будем вести я — (имярек) от своего имени.

Он. И я - (имярек) от имени В.М.Шукшина. Я буду произно­сить тексты прямой речи Василия Макаровича из его интервью и статей, зачитывать отрывки из его произведений, то есть говорить его словами. Итак, мы начинаем - «Люди, милые люди, здравствуйте!».

Звучит краткое музыкальное приветствие.

Она. В Барнауле памятник Шукшину.... Этот памятник созда­вался всем миром. Идеи самодеятельного скульптора Николая Звон­кова, профессиональных художников Михаила Кульгачева и Сергея Боженко требовали конкретного воплощения — материалов, обору­дования, ресурсов.... Памятник возводился вне плана - ни средств, ни официально запротоколированного разрешения. Нужно было стучаться в многочисленные двери и просить. И все двери, по словам Сергея Боженко, открывались, и все люди откликались благодаря простой вопросительной фразе, с которой просящие начинали разго­вор: «Вы Василия Макаровича Шукшина уважаете?».

Шукшина уважали все!

Вы спросите, почему же говорили «уважаете», а не «любите», как Ва­силий Макарович любил свой народ?

Он. «Во всех рецензиях только: «Шукшин любит своих геро­ев.... Шукшин с любовью описывает своих героев...» Да что я, идиот что ли, всех подряд любить?! Или блаженный? Не хотят вдуматься, черти. Или — не умеют».

Она. Не люби ты меня, а люби ты моё! —

Вот что скажет народ, чуя сердце твоё...

У нас с Василием Макаровичем одна любовь, одна земля, одна доро­га...

Позади оркестра — городской хор.

Звучит песня «Есть по Чуйскому тракту дорога».

Он. «А тракт чудовищно красив. Но он диктует людям суровые законы. Их немного, но они неумолимы: «Помоги товарищу в беде, ибо с тобой может случиться то же самое», «Не ловчи за счёт друго­го», «Помяни добрым словом хорошего человека».

Она. Василий Макарович, а как отличить хорошего человека от плохого?

Он. «А ты спой с ним!».

Медленно вступает мелодия песни «Калина красная». На экране семейное фото Шукшиных.

Она. С будущей женой Шукшин близко познакомился в поез­де, вместе ехали на съёмки.

Из воспоминаний Лидии Федосеевой-Шукшиной: «Потом запе­ли. Первая моя песня была «Калина красная». С этого всё и нача­лось».

Как пел он!

Надо было слышать...

Не для оваций, не со сцены,

Рассчитывая на успех, -

А для друзей, самозабвенно

Он пел,

И песня постепенно

Лилась, захватывая всех!

Мелодия ширится.

Сцену заполняет фольклорный ансамбль, исполняющий эту песню.

Она. Многое хотелось бы Вам сказать, Василий Макарович, высказаться.

Он. «Если душа хочет высказаться - это хорошая душа...».

Она. Жизнь наша, Василий Макарович, сильно изменилась. У нас даже новые национальности появились.

Он. Как это?

Она. А так. Вот случай из жизни. Шла всероссийская перепись населения. И вот переписчик спрашивает в селе у мужика национальность, а он отвечает — колхозник. Переписчик ему, мол, нет та­кой национальности.

А он своё:

- По-национальности? Колхозник.

- Да нет такой национальности!

Тогда мужик кличет проходящего мимо:

- Ахмет! Ты кто по-национальности!

- Я? Азербайджанец.

- А я кто?

- Ты? Колхозник.

Вот (разводит руками). Так что, Василий Макарович, у нас но­вые национальности появились - колхозники, пенсионеры, олигар­хи, бюджетники...

Он (задумчиво). «Вот вы хотите, чтоб все люди жили одинако­во... Да два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково».

Она. Да несправедливо, Василий Макарович! Ведь если родил­ся колхозником, то шанс узнать, да и просто увидеть другую жизнь, даже вот просто как ваш герой в Печках-лавочках Чёрное море пови­дать, почти нулевой. Да что Чёрное море! Билет на городской автобус по цене как булка хлеба. А до города доехать - так хлеба до центнера надо.

Он. «Веришь нет: мне за людей совестно, что они измыватель­ство над собой терпют» (Помолчав.) Это так мой Стенька Разин го­ворил.

На экране появляется портрет Степана Разина (может быть, Шукшин в гриме Разина).

«Разин. Если в понятие интеллигентности входит болезненная совестливость, способность страдать чужим страданием, он был глу­боко интеллигентным человеком». (Помолчав.) «... до каких пор мы сами будем помогать.... (как бы подбирая слово) хамству? Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто их нам не завёз, не забросил на парашютах».

Когда у поверженного Разина спросили — ну и что он хотел, и что из этого вышло, Степан ответил:

«Хотел дать людям волю,

Дал волю...

Берите!

- Ты сам в цепях! Волю он дал...

- Дал. Опять не поймёшь?»

«Разин был не агнец с цветком в руке, рука его держала оружие и несла смерть. Но и мы с той поры крепко запомнили: заступник най­дётся! Предводитель сыщется. И пусть будет крепким».

Оркестр. «Стенька Разин».

Она. Василий Макарович! Жить мы всё же стали во многом лучше, свободнее, но вот что-то унизительное в жизни появилось...

Он (хмыкнув). Появилось? Герой моей сказки-повести «До третьих петухов» Иван пошёл добывать справку о том, что он не ду­рак, и встречается ему на пути Медведь, которому Иван рассказал о цирке. Медведь предположил, что может быть в цирке тяжести надо поднимать.

-Там надо на задних лапах ходить, — сказал Иван.

- Зачем? — Не понял Медведь.

- Да что же ты, не знаешь, что ли? Тех и кормят, кто на задних лапах умеет. Любая собака знает...

- Да какой интерес-то?

- Этого уж я не знаю.

Медведь задумался. Долго молчал.

Девушка объявляет оркестровый номер «До третьих петухов».

По окончании номера сцену заполняет фольклорный ансамбль с алтайскими частушками из собрания братьев Заволокиных.

На экране фотография смеющегося Шукшина.

Частушечный перепев нарушают два парня в обычной одежде со­временных сельских жителей. Они выходят со своей частушкой «не в такт».

1-й. Миль пардон, мадам!

Вставной номер «Чудики» — «попурри» весёлых текстов из рас­сказов писателя с музыкальной отбивкой-проигрышем.

Девушки фольклорной группы. Вот Чудики!

Парни. Весело живём!

Девушка объявляет оркестровый номер «Весело живём».

Она. Знаменитые шукшинские чудики! Как мечется душа у этих простых и, по сути, очень хороших деревенских людей.

Он. «И в деревне есть всякие. Есть такие, что не приведи госпо­ди! Но люди, настоящие — самые «простые» (ненавижу это слово!) и высококультурные — во многом схожи... Есть нечто, что делает их очень близкими — Человечность.

А душа? Ведь она же болит душа-то. Зубы заболят ночью, и то сломя голову бежим... А с душой куда?

Душа человеческая мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, не выкрикнула в восторге, толкнув нас на подвиг, если не жила никогда полной жизнью, не любила, не горела».

Звучит песня «Чёрный ворон».

На экране одна из последних фотографий Шукшина, сделанная в ходе съёмок художественного фильма «Они сражались за Родину» (горько задумавшийся, в наброшенной на плечи шинели).

Она. Много важных тем для разговора, Василий Макарович. И всё же самую важную тему для меня мы ещё не затронули.

Он. Какую?

Она. Ну, какая может быть самая важная тема для молодой де­вушки. Любовь, конечно. Понимаю, что у каждого человека она своя...

Он. Своя... (Объявляет сам себя). Отрывок из рассказа «Стёпкина любовь».

«Весной, в апреле, Степан Емельянов влюбился. В целинщицу Эллочку.... Он видел её всего два раза. Один раз подвёз из города до деревни — ничего. Сидели рядом и молчали.

На четвёртый день Степан заявил отцу:

- Хочу жениться.

- Ну? Кого хочешь брать? - поинтересовался Егор Северьяныч, отец Степана.

Эту... новенькую... учётчицу... — тихо ответил Степан, недовольно глядя мимо отца в окно.

Егор Северьяныч задумался.

- Ты с ней знакомый?

- Та-а... - Степан замялся. - Нет.

- Я сватать не пойду, — твёрдо заявил Егор.

- Почему?

Не хочу позора на старости лет. Знаю я такое сватовство: при­дёшь, а девка ни сном ни духом не ведает. Сперва договорись с ней. Погуляй малость, как все люди делают, тогда пойду сватать. А то... Ты вечно, Стёпка, наобум Лазаря действуешь. Учил тебя, учил, всё без толку.

Этот разговор слышал дед Северьян, отец Егора. Он лежал на печке хворый.

- Скажите, какой прынц выискался: сватать он не пойдёт, — сер­дито сказал Северьян. — Ты забыл, Егор, как я за тебя невесту ходил провожать?

Егор Северьяныч недовольно нахмурился, закурил. Долго мол­чал.

В четверг с утра отец с сыном собирались на сватовство.

- Пошли.

Егор казанком указательного пальца осторожно стукнул в дверь.

- Да! — ответили из горницы.

У Степана больно подпрыгнуло сердце.

Егор Северьяныч приоткрыл половинку двери, с трудом протис­нулся внутрь. Степан — за ним. Стали у порога....

Эллочка легко поднялась с места, подставила гостям стулья.

- Проходите, садитесь, пожалуйста.

Егор Северьяныч прошёл и сел. Потом оглянулся на сына. У Степана во всю щёку полыхал горячий румянец. Он точно прирос к полу.

- Садитесь, что вы стоите! — весело крикнула Эллочка.

Степан сел, положил на колени фуражку. Некоторое время все молчали.

- Слушаю, товарищи. А я помню вас, — повернувшись к Степа­ну, весело сказал Элла. - Я однажды ехала с вами из города. Вы тогда очень сердитый были.

Степан мучительно улыбнулся.

Егор Северьяныч... нагнул по-бычьи голову и сказал прямо:

- Мы, девка, сватать тебя пришли.

Эллочка от неожиданности открыла рот.

- Как?..

- Ну как сватают! Сын вон у меня, — Егор кивнул в сторону Сте­пана, — хочет, чтобы ты за него выходила. Если ты согласная, конеч­но.

Элла взглянула на Степана.

Тот сжал кулаки, положил на колени и внимательно их рассмат­ривал. На лбу у него мелким бисером выступил пот. Он не вытирал его.

- То есть замуж?.. — спросила Элла и покраснела.

- Куда же ещё, — вздохнул Степан.

Он смотрел неотступно, требовательно и серьёзно на девушку, ждал. Смущение его отчего-то прошло.

Эллочка вдруг резко подняла голову, глянула на Степана зелено- вато-чистыми глазами. И стыд, и ласка, и упрёк, и одобрение, и что- то ещё невыразимо прекрасное, робкое, отчаянное было в её взгляде. У Степана дрогнуло от радости сердце. Никто бы не смог объяснить, что такое родилось между ними и почему родилось. Это понимали только они двое. Да и то не понимали. Чувствовали».

Оркестр. Мелодия песни из кинофильма «Простая история», о том, что «жить без любви быть может просто, но как на свете без любви прожить....».

Она. Василий Макарович, сегодня Вы стали мне ещё ближе и дороже.

Он. О... Мы ещё с тобой не пели!

Она. Давайте, споём! (Запевает).

Миленький ты мой,

Возьми меня с собой,

Там в краю далёком

Назовёшь ты меня женой,

Там в краю далёком

Назовёшь ты меня женой.

Ей откликается подлинный голос Василия Макаровича, поюще­го эту песню (из кинофильма «Странные люди»).

Милая моя,

Взял бы я тебя,

Там в краю далёком

Есть у меня жена.

Там в краю далёком

Есть у меня жена.

Песню подхватывает фольклорная группа, хор, оркестр, зритель­ный зал.

После песни фокус внимания концентрируется на экране. Идут кинофрагменты из кинофильма «Печки-лавочки» - Катунь, катунь- ские просторы, Шукшин косит траву. Оркестр (пиано) озвучивает эти кадры.

Он. «Вот тут, у этого тополя, будешь впервые в жизни ждать девчонку... Натопчешься, накуришься... И тополь не тополь, и кусты эти ни к чему, и красота эта закатная - дьявол бы с ней. Не идёт! Ни­чего, придёт. Не она, так где-нибудь, когда-нибудь - другая. Придёт. Ты этот тополь-то... того... запомни. Пройдёт лет тридцать, приедешь откуда-нибудь - из далёкого далека - и этот тополёк поцелуешь. Оглянешься — никого — и поцелуешь. Вот тот проклятый вечер-то, когда заря-то полыхала, когда она не пришла-то — вот он и будет са­мый дорогой вечер».

Оркестр. «Вечерний звон».

Он. «А теперь погляди на меня. В глаза мне...

На экране первоначальный портрет Шукшина, смотрящего в зал, как бы увеличивается, концентрируя внимание на глазах Василия Макаровича.

... дорого мне всё это, дороже потом ничего не было. Ну и - де­люсь. У тебя будет другое дорогое, у меня — это. А земля-то у нас од- нз. Ты тоже потом расскажи детям твоим или внукам, что запомнишь хорошее, светлое».

Звучит финальная музыка. Вновь на экране Памятник В. М. Шукшину в Барнауле.

Она. В Барнауле памятник Шукшину,

В души он привносит тишину.

Он. Проще всё становится, ясней:

Прочность жизни - в Родине моей.

 

 

В копилке студенческих творческих работ есть сценарии на са­мые разнообразные темы. Одни названия этих сценариев свидетель­ствуют о том, что они своеобразны и дают импульс творчеству, без которого природа праздника мертва. Вот небольшой перечень работ из этой копилки:

- сценарий новогоднего бала «Серпантиновая метель», веду­щими которого являются мисс Серпантинка и мистер Конфет­ти, а разноцветный серпантин является кодовым языком обще­ния участников бала;

- сценарий новогоднего бала «Новогодний почтовый экс­пресс», где сценарным ходом является ныне забытая традиция отправления почтовых открыток всем друзьям и знакомым;

- сценарий новогоднего бала «Новогодние приметы», где ве­дущим является чёрный Кот, а лейтмотивом песенка о добрых приметах;

- сценарий сельского праздника «Тёзки нашего села»;

- сценарий программы для молодёжной дискотеки «Джинсо­вая лихорадка», символом которой является лодка с парусами из рваных джинсов, на которых начертаны слова — «Свобода, Ра­венство, Братство»;

- сценарий молодёжного карнавала «Дело в шляпе», на кото­рый положено являться только в оригинальном головном уборе, который не носят в повседневной жизни;

- сценарий, приуроченный к открытию пляжного сезона «Водные властелины», центральными персонажами которого яв­ляются не только традиционный Нептун, но и Аграфена Купаль­ница с Иваном Купалой, и Водяной, и Посейдон, ратующие за чистоту земных водоёмов;

- сценарий для летнего детского лагеря отдыха «Солнечный денёк», где праздник начинается со встречи восхода Солнца и заканчивается встречей его заката;

- сценарий молодёжной развлекательной программы, по­свящённой Дню космонавтики «Обратная сторона Луны», где в шутливой форме даётся понять, что астрономия куда интересней астрологии;

- сценарий праздника ко Дню России «От отчества к Отече­ству» и т.д.

Сценарий может создаваться для праздника, который соберет, чуть ли не весь город или многотысячный стадион, а может и для со­всем небольшой группы людей. Меньший масштаб праздника пред­полагает и меньше финансовых затрат, и меньше труда по его орга­низации, но вовсе не меньше фантазии. И в заключение этой главы хочется привести отрывок из совсем маленького новогоднего сце­нария для подростков в школьном классе.

Новогодняя вечеринка одноклассников проходит непосредст­венно в своём классе-кабинете. Празднично накрытые парты стоят полукругом. У доски небольшая новогодняя ёлочка. Староста класса сегодня выступает в роли Снегурочки. Гаснет свет и Снегурочка вы­ходит в центр полукруга с подсвечником в руках. Подсвечник для одной свечи. Снегурочка обращается к сверстникам:

«Вот и заканчивается Старый год. Скоро, совсем скоро наступит год Новый! Каким же он был для нас уходящий 2002-ой?

За минувший год в нашем классе было запломбировано 32 зуба и удалено 6. Силами нашего класса было устроено 112 домашних скан­далов, только 3 из них увенчались полной победой! В уходящем году в нашем классе три человека влюбилось (выдерживает паузу, по­скольку наверняка будут несогласные с цифрой)... впервые, 5 чело­век — в третий раз, а остальные в девятый, десятый, пятнадцатый и двадцать второй раз. В этом году на нашем подоконнике впервые расцвёл кактус, и появилась новенькая... (и т.д. в зависимости от конкретных событий в классе).

В жизни каждого из нас в прошедшем году произошло много со­бытий и наверняка многие из них очень хорошие. Давайте скажем спасибо за это уходящему году! Прошу каждого из вас вспомнить хо­тя бы одно из приятных событий в своей жизни за этот год!».

Снегурочка передаёт свечу с подсвечником однокласснику или однокласснице, сидящим в левом крае полукруга. Глядя на свечу, каждый подросток должен вспомнить радостное событие своей жиз­ни минувшего года. Свеча медленно передвигается по кругу, и дети вспоминают хорошее...

Поразительно, какая доброжелательная атмосфера царила в классе во время этого эпизода! В классе, раздираемом бесконечными конфликтами и потасовками в обыденной жизни! Глядя на тепля­щийся огонёк, дети вспоминали о том, что кому-то купили «видик», у кого-то родилась сестрёнка.... А когда кто-нибудь пытался молча, побыстрее передать свечу соседу, то весь класс уговаривал его не то­ропиться и помогал однокласснику вспомнить радостные события из его жизни. Дети радовались радости другого — редчайшее чувство! А породила это чувство сила праздничной атмосферы.

Мы намеренно привели в заключение главы этот более чем скромный по масштабам и зрелищной выразительности эпизод сце­нария, желая этим подчеркнуть, что, по сути, конечная цель нашей сценарной работы, это праздничное, радостное самоощущение чело­века, через призму которого он воспринимает в эти минуты не толь­ко себя, но и других, и мир в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.