Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт творческого поиска






 

Каждый человек — неповторимая индивидуальность. Быть в творче­стве самим собой со всей искренностью и эмоциональной отдачей, проявляя данные свыше способности — это значит иметь свой непо­вторимый почерк, свой голос. Однако часто сценарист начинает ори­гинальничать в стремлении прослыть оригинальным во что бы то ни стало. Мы уже говорили выше, что шаблон в сценарной работе самая опасная вещь, поскольку вместо высоких эмоциональных чувств, пробуждает низменное чувство цинизма и скепсиса. Но есть и другая сторона той же монеты, когда с шаблоном борются не трудом под­линного творчества, пропуская всё через свою духовно развитую чувственную природу, а путём наглой и пошлой нахрапистости. Этой тенденции дал всеобъемлющую характеристику ещё А.Куприн в па­рижской газете «Русское слово» от 14 июля 1926 года: «Первое дело: нет ничего легче, как быть большевиком или футуристом. Для этого требуется только дерзость и бесстыдство.

Футуризм сказал себе:

Труд? Отвратительно. Учиться? Скучно. Слава? Приятна. День­ги? Ещё вкуснее. Что публика любит наипаче? Скандал, похабщину и всё, что вне её понимания; всё равно: будь это высокая мудрость или самая пошлая мистификация.

Итак.

Ванька! Бей в барабан! Федька, обложи публику матерно! Так её, стерву! Серёжка, валяй на заумном языке: Вля-га-га, мурдапикс, оо- окалао. Володька, покажи публике то, что в бане ладонью прикрыва­ют. Лупи её, дуру, по головам палкой! Она это обожает».

Собственно говоря, в основе и шаблонного сценарного мышле­ния и сценарного оригинальничания лежит одна причина — равно­душие. Оно может скрываться и за позицией «так принято», и — «я 30 лет на художественной работе», и за тщеславными устремлениями — но во всех случаях: нет искреннего желания сделать людям празд­ник. Справедливости ради нужно отметить и тот случай, когда за сценарным шаблоном скрывается профессиональная беспомощность. И всё же, если человек горит желанием сделать других хоть чуть-чуть счастливее в ходе праздничной акции, то это желание должно привести его пусть к маленькому, но успеху. Каждый из нас может привести примеры из своей жизни, когда силой инициатив­ной самодеятельной группы создавались великолепные школьные вечера, профессиональные праздники, свадьбы, юбилеи и т.д. Спе­циальные знания и профессиональные навыки позволяют добивать­ся не случайного, а стабильного успеха в постановке более масштаб­ных празднеств и зрелищ, а также театрализации событий, к которым сценарист не имеет личной причастности. Хороший любительский сценарий всегда уступит в качестве хорошему профессиональному сценарию, но первый и самый главный шаг к успеху в обоих случаях один — искреннее желание сделать людям праздник, а для этого ну­жен творческий задор.

Вспомним историю про несчастного скрипача из симфониче­ского оркестра, который не любил музыку. Наверное, очень не лю­бят свою профессию те, кто сочиняет, к примеру, детские новогод­ние утренники, на которых детям предлагается водить скучные хоро­воды и пассивно наблюдать за избитым сюжетом новогоднего пред­ставления. «А как же иначе? — спрашивают эти сочинители, — ведь большое скопление детей можно активизировать только хороводами, общей песней, отгадыванием загадок и дружным похлопыванием да потоптыванием». Но давайте вспомним героя рассказов В. Драгун­ского Дениску, который со своим другом Мишкой на новогоднем утреннике много чего успели. Особенно их позабавил аттракцион, где клоун обещал приз всем, у кого окажется «круглый вес». Мишке 500 грамм не хватило, они с Дениской побежали ситро покупать, а Мишка не мог осилить целую бутылку... Помните? И студенты, при­нявшиеся писать сценарий новогоднего праздника «В гостях у мэра» для детей города Барнаула, находящихся под опекой, тоже вспомни­ли этот весёлый рассказ и решили подарить детям целый город по­добных аттракционов. Было немало противников этой затеи. Дети, мол, будут дезорганизованы, кроме того, опекаемые дети не кон­тактны, безынициативны, да и не уместятся аттракционы в фойе драматического театра и т.д. Но главное, повторяем, желание, от­толкнувшись от которого студенты поставили целью максимально индивидуализировать массовое воздействие на этой многолюдной новогодней ёлке. В фойе театра они постарались создать новогодний город игр и забав. Детей встречал весёлый Городничий с многочис­ленными помощниками. В задачу помощников входило не оставить без внимания ни одного ребёнка, помочь сориентироваться каждому в праздничном городе, в котором можно было найти множество раз­влечений на Хороводной Площади, Развесёлой Улице, Проспекте Забав и Развлечений. Дети могли попробовать себя в роли куклово­дов, посетить загадочный домик, в котором разговорчивые хозяева, встречая очередного маленького гостя, всякий раз меняли маски — то Тигрёнок, то Клоун, то Старик Хоттабыч вступали в весёлые диалоги с каждым вошедшим ребёнком, угощая волшебными конфетами. Каждый ребёнок имел возможность прочесть подготовленное к празднику стихотворение на «Поэтическом пне» под лапами ново­годних сосен — «Коль конфеты есть не лень, то вставай на этот пень!». Детей ждали Весёлые Художники, Птичий двор, Три Весёлых Поросёнка. Поросята проводили акцию - «Новогодний супервес!». В отличие от ситуации в рассказе Дениски, поросята помогали пре­тенденту на «круглый вес». Например, снимали курточку («Что-то наряд у тебя тяжеловат!»), дарили яблоко («Держи! Здесь ровно 200 граммов!»). На всё про всё 30 минут. Затем секунды тишины - тс-сс-сс!! И голос Городничего созывает всех на Хороводную площадь, где начинают разгораться основные новогодние события с приходом Деда Мороза и Снегурочки, появлением Ёлочки Заветных Жела­ний.... Однако и далее, сценарий строился таким образом, что центр пространства занимали дети, пришедшие на праздник, они активно вовлекались в зрелище, то есть продолжало соблюдаться правило согласно которому — «праздник не созерцают, в нём живут».

Помимо реализации новогодних детских ожиданий сценаристы-режиссёры ставили цель — создать атмосферу сопричастности детей не только к жизни сказочного новогоднего города, но и к жизни сво­его родного города в целом — «Маленькой Страны». В частности обыгрывались названия улиц, с которых приехали дети, Городовой «узнавал» детей по именам, докладывал Деду Морозу о новостях Барнаула.

Дома, машины, улицы —

Всё перестало хмуриться,

Оделось в мишуру.

Весь Барнаул нарядный,

Изыскано опрятный

Встречает Новый год!

Вместе с мэром своего родного города встретили Новый год и де­ти из опекаемых семей.

Новогодний праздник один из самых любимых праздников в нашей стране, но мало кто знает, что после революции более десяти лет «ёлка» была под запретом. Революционный праздничный кален­дарь вытеснил на семьдесят лет многие другие праздничные искон­ные традиции России. Но лишь идеологическое давление ослабло, как стали возрождаться, казалось бы, навсегда забытые, Масленица, Красная Горка, Вербное воскресенье и т.д. Однако современный че­ловек, естественно стремящийся сохранить через праздничные тра­диции связующую нить поколений, плохо осведомлен о традициях своих предков. В этой связи существует реальная опасность насаж­дения чуждой культуры в среде молодёжи с целью вытеснения куль­туры исконной. Безусловно, что взаимопроникновение и взаимообогащение культур, особенно рядом живущих народов, явление зако­номерное, но этот процесс длителен, и он не разрушает гармонии сложившихся национальных культур. Сегодня же Россию заполони­ли миссионеры чужеродных религий и сект. На первый взгляд вне­дрение в нашу жизнь праздничных иностранных традиций происхо­дит спонтанно. Мол, молодые люди сами решили отметить Хэллоу­ин (канун католического Дня всех святых), ведь это весёлый празд­ник всякой нечисти и только. Но возникает вопрос, чем наши зим­ние святки уступают этому евро-американскому дню? Уж традиции наших святок куда ярче и богаче, да и длятся целых две недели — от Рождества до Крещения. В них и святые, и страшные вечера, и Со­чельники, и Щедрый вечер, и колядки, и ряженые, а сколько игр и забав! Однако средства массовой информации упорно пропаганди­руют Хэллоуин, и День святого Валентина, и «Пятницу, 13», а моло­дёжные центры регулярно их проводят. Конечно, если Вы католик, то День святого Валентина — Ваш день (кстати, католическая рели­гия никоим образом не связывает имя этого святого с темой земной любви), но у православных есть свой День счастливой любви — 8 ию­ля (День Пeтpa и Февронии). Наши предки этот день хорошо знали. Казалось бы, одно другому не мешает, однако «ассорти» из традиций более разрушительно, чем забвение исконных. Ведь праздник несёт в себе миросозерцательное начало, он возникает там, где существуют духовные связи между людьми, и укрепляет эти связи. Советские традиции по-своему, но гармонизировали мир, тогда как насаждение традиций иноземных вносит сумятицу, хаос в менталитет народа, разрушает его духовное единство, чувство Родины, защищённости, рвёт связующую нить поколений, разрушает целостность человече­ской души.

О важности преемственности праздничных национальных тра­диций наиболее выразительно сказано в романе И. Шмелёва «Лето Господне», где автор, вспоминая о «Чистом понедельнике», «Трои­цыным дне», «Крещении», по сути, вспоминает обо всём том луч­шем, что вмещает понятие Родины. А знаменитый сатирик начала прошлого века А. Аверченко написал очень серьёзный рассказ, по­свящённый воображаемому сыну комиссара Троцкого. В рассказе писатель обвиняет отца своего героя, что он, совсем запутавшись в интернационализме, отнял детство у собственного сына, погубил его душу, лишив ребёнка праздничных национальных традиций. Ведь «всё детство держится на традициях, на уютном, как ритмичный ше­лест волн, быте. Ребёнок без традиций, без освящённого временем быта — прекрасный материал для колонии малолетних преступников в настоящем и для каторжной тюрьмы в будущем».

К сожалению, из нашей сегодняшней жизни вытеснен замеча­тельный русский праздник - День счастливой любви Петра и Фев- ронии. Автор учебного пособия вместе со студенткой Светланой Сметаниной (выпуск 2002 г.) решили восполнить этот пробел и предложить своё видение возрождения этой традиции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.