Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация малых групп в среде празднующей общности






Организация малых групп в среде празднующей общности предполагает создание в её среде таких контактных групп, в которых люди имеют возможность вступать в непосредственные взаимоотношения. Такие группы могут быть как реальные, так и сконструированные. К реальным группам в массовой аудитории (публике) мы относим совокупность людей, которые контактируют между собой и вне данной праздничной программы, составляют определённое социальное единство и сознают это. Тогда как сконструированная группа — это временная ассоциация, в которую входят люди, ранее незнакомые друг с другом, взаимоотношения которых носят ситуативный характер, и которая создана с помощью привнесённого чувства «Мы». Сконструированные группы нестабильны, но и в них есть возможности для динамических процессов, самоутверждения, оценок и самооценок и эти возможности следует использовать. Формирование контактных групп на массовом празднике способствует:

· стимулированию межличностного общения;

· обеспечению психологическим комфортом защищённости каждого присутствующего;

· раскрытию реальных возможностей индивидуализации мас­сового общения (удержание в поле коллективного внимания каждого присутствующего);

· облегчению управления большой массой людей.

Создание контактных групп — реальный путь оптимизации СПАМП. Во-первых, «в многолюдном собрании человек, если он не сидит с группой товарищей, знакомых — нередко испытывает чувст­во обособленности, отчуждённости».[30] Во-вторых, «среди едино­мышленников или даже просто в кругу знакомых людей, объеди­нённых в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельно­стью, человек чувствует себя, как правило, более уверенно, испыты­вает ощущение духовного подъёма и собственной значимости[31]. В- третьих, «одним из эмпирических обобщений социальной психоло­гии является утверждение, что в общем и целом увеличение количе­ства контактов между членами групп в благоприятных условиях ве­дёт к улучшению взаимопонимания как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях, к повышению психологической совмес­тимости и к улучшению всего микроклимата»[32].

Классический пример конструирования групп в практике массовой социально-культурной деятельность - формирование соревновательных команд. Деление публики на малые контактные группы не только стимулирует личностное общение внутри каждой группы, но и межгрупповое общение на основе интер-группового эффекта, когда происходит невольное сравнение, противопоставление понятий «мы» и «они», что расширяет возможности вовлечения участников массового праздника во вне формальное взаимодействие с помощью обыгрывания разнообраз­ных соревновательных (игровых) ситуаций. Однако «для неформального общения нужна организующая увлекательная формальность»[33]. Например, Ю.А. Смирнов-Несвицкий, высказав - ший эту мысль, вовлекал в живой контакт публику своего театра- клуба с помощью её деления на две группы — выявляя при входе в зал шустриков и мямликов: «Вы Шустрик или Мямлик?». «Шустрики - налево!», «Мямлики - направо!». Отдельной группой в его зрительном зале чувствовали себя те, кто получил места в «экспериментальном ряду», ведь им пришлось вместе «чинить» его, и те, кто дольше других сумел передавать из рук в руки горящую спичку.

Подобными «организующими, увлекательными формальностя - тями» может поделиться каждый опытный организатор, сценарист- режиссёр массовых праздников. На праздновании Дня учителя создаются две группы Дебютантов и Асов, а в День села малые контактные группы формируются из «тёзок нашего села». В сценарии «Золотое королевство», посвящённом празднику Осени для малышей, делят малышей на три группы под руководством трёх осенних Месяцев-Королевичей. Или, как в приведённом нами примере из новогоднего утренника «С Днём рожденья, Новый год!», когда весёлые Снеговики делят ребятишек у входа в зал с помощью эмблем-значков на четыре группы, в зависимости от того, в какое время года они родились. И весь дальнейший ход вовлечения детей в новогоднее действо опирается на этот условный приём деления на группы.

Аудиторию, поделённую на группы, не только легче активизировать, но и заметить в ней «потерянных», то есть не вошедших в группы, которым нужно уделить особое внимание, так как в многолюдном обществе такие люди чувствуют себя особенно неловко, отчуждённо. Такие люди уверены в безразличном отношении к себе окружающих и по обыкновению пассивны. Попадая же (пусть в искусственно созданные ассоциативные группы) человек начинает чувствовать себя с одной стороны более защищённым («я не один»), с другой — более заметным для всей аудитории, включается в межличностное общение «лицом к лицу». Безусловно, что организующая формальность только тогда станет увлекательной и движущей силой формирования оптимальной С ПАМП, когда к ней присоединится образный язык театрализации.

Прикоснуться к каждой индивидуальности вполне возможно, по крайней мере, в классических условиях театрально-концертного зала. Давайте вспомним сценарий «Любимых повторяя имена», про­лог которого мы описывали в третьей главе. У входа в зал женщин приветствуют юноши, помогают им раздеться, сориентироваться в пространстве и одновременно ведут неназойливый экспресс-опрос: «Будьте добры, назовите Ваше имя, это необходимо для нашей про­граммы...». При этом юноши стараются незаметно вести статистику, сколько Надежд, Светлан, Антонин и т.д. пришло в сегодняшний зал. После описанного нами пролога, заканчивающегося песенной фразой о том, что лишь одно женское имя «тревожит, унося покой и сон», на сцену под фонограмму песни о Светлане, которая «вся из музыки и света» выходит «статистическая группа»:

- Как светло в нашем праздничном зале! Наверное, это и оттого, что среди нас сегодня восемнадцать Светлан! Среди них — директор двадцать первой школы Светлана Петровна Иванова, дворник сем­надцатого ЖЭУ Светлана Васильевна Панкратова (называют ещё пару имён, информация о которых приготовлена задолго до празд­ника), а затем, спускаясь в зал, просят подняться всех Светлан и под «их» песню дарят им цветы. Двери в зал раскрываются и в них входят гармонисты с песней про Антонину Петровну. Ведущие на сцене сообщают о том, что с греческого имя Антонина означает «владычи­ца». В зале есть Антонина, правящая супермаркетом, и Антонина, «во власти» которой большая семья... Вы уже догадались, что в сце­нарии будут звучать песни о Кате и Наташе, Ксюше и Ольге... Одно­образно? Всё зависит от мастерства сценариста и режиссёра, от уме­лого владения искусством монтажа и композиции. Всякий раз пуб­лика должна оказываться не готовой к новому повороту сюжета. Песни поются и под гармонь, и под гитару, и «под рояль», и акаде­мическим хором, и совсем маленьким мальчиком, и всем залом.... Или, например, звучит песня, казалось бы, совсем некстати: «Чайка смело пролетела над седой волной...». Все должны отгадать загадку о том, к какому имени имеет отношение эта песня (имя Ларисы в пе­реводе означает «чайка»). В зале окажутся женщины с «непарными» именами. Это тоже простор для фантазии сценариста. А как разнооб­разно каждое женское имя может интерпретировать любящее муж­ское сердце! А эта способность станет основой специального кон­курса...

Нельзя воспринимать публику как толпу, надо помнить, что это совокупность неповторимых индивидуальностей. Конечно, индиви­дуализация массового воздействия дело трудное, но реальное и не­обходимое в праздничных аудиториях локально ограниченного про­странства, где есть возможность для межличностного восприятия.

Формирование групп возможно не только среди тесно контактирующей публики в замкнутом или малом пространстве, но и на больших празднествах. Яркий пример тому опыт работы известного сценариста-режиссёра массовых праздников В.В. Панфилова. Например, большой многолюдный праздник, посвящённый Иванову дню и Аграфене Купальнице, протяженный во времени, действие которого переходит с одной площадки на другую, идет на разных площадках одновременно, он строит на основе формирования карнавальных групп (не тех групп, что сформированы в процессе подготовки к празднику из участников заранее подготовленного шествия, а тех, в которые вливаются свободно даже случайно пришедшие на этот праздник люди). Причём он предлагает реальные способы привлечения людей в группы — систему конкурсов, систему фантов, систему подговоров и т.п. В сценариях В.Панфилова всегда предусматриваются варианты действенных приёмов, как не оставить людей в одиночестве, без внимания. Например, пришедших на праздник зазывают хозяева разнообразных праздничных площадок-подворий, а с центральной площадки к месту действия подворий людей уводят за собой фольклорные коллективы и т.д.[34] Вместе с тем замечательна следующая ремарка автора: «Те из гостей, кто не желает «организовываться», вправе сами прогуляться по Купальской площадке и выбрать то место (круг или подворье, или просто уголок на поляне), где им будет хорошо, удобно и не скучно»[35]. Он предлагает широкую систему «ВЫБОРА куда пойти». Эта авторская позиция крайне существенна, поскольку формирование групп в празднующей общности призвано создать условия для наиболее полного проявления самовыражения людей и свободы праздничной жизни, а не для её строгой регламентации. Вне этой свободы невозможно говорить о подлинной атмосфере настоящего Праздника.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.