Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические методики и организационные решения оптимизации социально-психологической атмосферы массовых праздников






§1. Психолого-педагогическое обеспечение оптимизации социально-психологической атмосферы массовых праздников

Социально-психологическая атмосфера массовых праздников (СПАМП) подвержена разным влияниям всей совокупности обстоятельств жизнедеятельности общества. Однако на первый план выходят доминирующие факторы ситуативного психического настроя общества (предметного и тонального) и личностно­опосредованной мотивации коммуникативной деятельности и отношений. Исходя из этого, главной задачей в деле оптимизации СПАМП является задача создания практических условий, способствующих:

• формированию единого тонального и предметного настроя празднующей общности, способствующего духовно­нравственному возвышению личностного и группового са­мосознания;

• наиболее полному развёртыванию личностных потенциалов и притязаний человека, выраженных в реализации его по­требностей в признании, внимании и самовыражении в ус­ловиях праздничного публичного общения.

Главенствующим фактором формирования единого психического настроя празднующей общности является причастность всех её членов к эмоционально-духовному содержанию праздника, к смысловому ‘его наполнению (предметному настрою). Содержательная сторона праздника имеет первостепенное значение. СПАМП тем ярче, чем эмоционально определённее чувствуется объединяющая идея, лежащая в основе празднования. Неслучайно, в социальной психологии социально-психологическую атмосферу. Идея может быть ясно осознанной, чувственно осязаемой или неосознанной, но она должна быть. Некоторые традиционные праздники априори несут в себе идею, но чтобы эта идея была способна породить непосредственную сегодняшнюю атмосферу праздника, она должна быть «оживлена» творчеством, объединяющим «вчера» и «сегодня», и «завтра», объединяющим предков и потомков — не «вообще», а в максимальной конкретике. Идея должна быть ясной и открытой. Идея — это выразительное средство праздника, и это выразительное средство нужно экономить — «идея в художественном произведении как соль, много соли — плохой повар». Эта мысль крайне важна в сценарно-режиссёрской организации праздника в рамках социально-культурной деятельности. Чёткое формулирование идеи праздника и выстраивание, согласно этой конкретизированной идеи, всей его программы — путь к единению участников праздника в эмоциональном психическом (тональном) настрое, приподнимаю - щем их над буднями и формирующем их позитивно-возвышенное духовное отношение к обществу, к себе как членам этого общества и к жизни в целом. Идея праздника, как правило, связана с осмыслением какой-либо Победы. Победы, понимаемой и в узком, и в широком, и во вселенском масштабе. Ведь все праздники чаще всего связаны с преодолением — победили, построили, вырастили, родили, выучились, вылечились, изобрели, сделали открытие, помирились, добились руки и сердца, полетели в космос! В религиозных — победа Духа, Гармонии мира, Любви, Вечной Жизни. В народных праздниках тоже победы — победа жизни над хаосом, победа над страхом смерти.

Очень важно заметить, что для наиболее полной реализации праздничных ожиданий социума необходимо формировать атмосферу максимальной личной сопричастности к событию, к преодолению, к победе. В частности, очень ярко эта необходимость проявляется в праздновании майского Дня Победы, особенно в нынешнее время, когда участников Великой Отечественной войны осталось в живых совсем немного. В качестве иллюстрации приведём пример из опыта творческой работы кафедры режиссуры праздников Алтайской государственной академии культуры искусств. Так в селе Зеркалы Алтайского края, где проходило праздничное торжество в честь юбилейного Дня Победы, ушли из жизни все непосредственные участники военных действий. Однако сценаристу-режиссёру (студентке выпускного курса) удалось сформировать чувство личной сопричастности жителей села к Победе над фашизмом с помощью следующего творческого решения программы праздника. Она выяснила места военных действий, где воевал каждый из односельчан, вернувшийся или не вернувшийся с войны. Эта «география войны» для маленького села оказалась неожиданно огромной. Деды, прадеды и прапрадеды зеркальцев защищали Москву и Сталинград, сражались на Курской дуге и в украинских степях, освобождали Румынию и Польшу... Всякий раз, когда называлось каждое из имён воевавших земляков, загорался огонёк на карте Евразии — месте военных боёв, на экране появлялись фотографии памятников и обелисков в честь советских воинов в этих географических местах и шёл соответствующий концертный номер или краткая песенная иллюстрация (погиб земляк под Сталинградом — звучала песня о Мамаевом кургане, под Москвой — песня «Дорогая моя столица», в Берлине — «Ехал я по Берлину» и т.д.). Знаменитые песенные строки становились пронзительно близкими, поскольку и «в полях за Вислой сонной», и «на безымянной высоте» сражались и погибали жители села Зеркалы. Идея праздника была очевидна - маленькое село, затерявшееся в алтайских степях, защищало всю страну, всю, по сути, планету. Защищали люди, чьи непосредственные потомки (дети, внуки, правнуки, племянники) находились в зале. Возникла объединяющая социально­психологическая атмосфера коллективного эмоционально­чувственного осознания общей судьбы и победной славы односельчан. Сидящие в зале, объединённые чувством эмоциональной сплочённости, гордости и боли, непосредственной причастностью к празднику Победы, чувствовали единство не только с прошлым своих предков, но и друг с другом, с непрерывным единством жизненного времени. Хорошо характеризуют возникшую атмосферу стихотворные строки поэта М.Львова: «День нашей Победы! / Ты — гордость! Ты — ярость! / Ты молодость наша! / Ты сердцу, как парус! /». В подлинном смысле, возникало чувство нашей Победы, гнева и боли за искалеченные судьбы кровно близких людей, земляков и одновременно победного взлёта гордости как твёрдой душевно-нравственной опоры для своей завтрашней жизни.

Идея праздника — это и осмысление жизненных событий, и подтверждение сложившихся в обществе их духовно-нравственных оценок, и демонстрация сплочённости вокруг единых человеческих позиций, и призыв к тем или иным изменениям, корректировке жизненных установок человека. Праздник вне идеи, вне её локальной конкретизации и персонификации применительно к локальной общности «здесь и сейчас» рискует превратиться в простое развлечение. Такое развлечение может получиться необычным и необыденным, но основные функции праздника (кроме функций релаксации и коммуникации) оно не выполнит. Так французский исследователь Роже Кайуа относил к времени разрядки каникулы и отпуска, когда «все разъезжаются», тогда как на празднике «все собираются». Естественно, что на каникулах и праздниках люди ищут и находят развлечения, но, какие бы ни делались попытки художественно оформить это развлечение, без духовного вектора, ясно осязаемого всеми, объединяющей и возвышающей атмосферы, праздника не получится.

Атмосфера личной сопричастности к празднику возникает не только на основе чувствования всех и каждого - «это о нас, это наша жизнь», «это про меня, это моя жизнь, жизнь близких мне людей, моих предков», «это мои, наши победы, святыни и радости», но и на основе раскрытия личностного потенциала членов праздничной аудитории. Для создания практических условий раскрытия потенциала личностных возможностей и притязаний человека в ходе праздничного общения, выраженных в потребностях публичного внимания, признания и самовыражения, необходим путь индивидуализации массового воздействия, осуществляемый с помощью организации следующих активных методов личностной ориентации:

· предкоммуникативного и посткоммуникативного периода массово­го праздника;

· малых групп в среде празднующей общности;

· праздничного пространства;

· лидерства — ведения хода праздничной программы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.