Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социально-психологической атмосферы праздничной аудитории






Понятия «социально-психологический климат» и «социально-­психологическая атмосфера» характеризуют эмоциональное состоя­ние той или иной общности. Однако параметры социальной реаль­ности, от которых это эмоциональное состояние зависит, весьма подвижны и нестабильны, поэтому возникает сомнение в том, что эти понятия отражают определённые явления. Тем не менее, как мы уже говорили, наука не сомневается в конкретности этих явлений, которые доступны изучению, измерению и управлению. В частно' сти, социально-психологический климат (применительно к соци­альной группе и коллективу) определяют как преобладающий отно­сительно устойчивый психический (эмоциональный) настрой, в ко­тором соединяются настроения, душевные переживания, волнения людей, проявляющиеся в их отношении друг к другу, к совместной деятельности, к окружающим событиям. Понятие социально­психологической атмосферы отличается от климата высокой степе­нью подвижности и характеризует не устойчивые черты психическо­го настроя людей, а ситуативные его перемены. Социально­психологическая атмосфера реализует функцию обратной связи че­ловека с окружающей средой его социальной жизнедеятельности «за счет аккумуляции информации о психическом состоянии каждого члена, о его отношениях с окружающими, в преобладающем психи­ческом настрое людей».[27]

Изучая социально-психологическую атмосферу в аудиториях разного типа (театральных, лекционных и т.д.), делая сравнительную характеристику эмоционального настроя людей в зависимости от удовлетворения их ожиданий, мы пришли к следующим выводам. Ьсли в театральных, лекционных залах, кинозалах преобладающий эмоциональный настрой членов аудитории определяется, прежде всего, уровнем эмоциональной восприимчивости информационно­зрелищного материала, то в аудитории праздника на первое место выходят межличностные восприятия и отношения людей друг к дру­гу. Если театральная атмосфера это атмосфера нереальности, то со­циально-психологическая атмосфера массовых праздников это атмо­сфера небудничной реальности.

Всем массовым аудиториям присущи явления «социально­психологического заражения» (о котором мы говорили выше) и «эффекта аудитории». Сущность эффекта аудитории заключается в том что человек, ставший членом этой кратковременной, ассоции­рованной общности в ситуации непосредственных контактов (кон­такты теле- и радиоаудиторй опосредованы), сосредотачивает вни­мание на самом себе. Подобный эффект многократно усиливается в ситуациях празднично-досугового общения. Как показало наше ис­следование, в праздничных потребностях человека доминируют не­осознанные потребности в публичности - публичном общении, публичном внимании, в публичном самовыражении.

Сократить расстояние между субъектом и объектом воздействия стремятся все средства массовых коммуникаций. В этом видят ко­лоссальный резерв печать, радио, телевидение и даже театр, но именно праздник, по своей природе, призван максимально реализо­вывать это стремление к персонификации эмоционально непосред­ственного контакта. Устное, тиражированное, непосредственное, в меру стихийное праздничное общение не столь подвержено стандар тизации, нежели общение, обеспеченное средствами других массо­вых коммуникаций. Праздник не может и не должен конкурировать с театром, телевидением и др. в предоставлении возможностей для удов­летворения эстетических и гностических потребностей, но он, безус­ловно имеет существенные преимущества в создании условии для публичного непосредственного общения самого широкого круга лю­дей. Создание социально-психологической атмосферы праздника, оптимальной для такого общения - основной путь реализации этих преимуществ.

Оптимальная социально-психологическая атмосфера праздника находит своё выражение в приподнятом эмоционально­положительном настрое праздничной аудитории, ориентированном на максимальное выявление личностей в своей среде. Этот настрои проявляется как в созерцательной, так и в деятельной психоэмо­циональной активности членов аудитории, отличающейся высокой степенью доброжелательного внимания и интереса друг к другу, с новной путь её оптимизации - реализация индивидуально-личностнои ориентации массового воздействия. Подобная атмосфера способствует существенной активизации человеческого фактора, открывает широкие возможности:

- преодоления будничных формально-ролевых заданностей кон­тактов;

- преодоления психологических барьеров в общении; удовлетворения насущных человеческих потребностей, нереа­лизованных в других сферах социальной жизнедеятельности - публичном внимании, публичном признании и одобрении, пуб­личном самовыражении, в утверждении образа самого себя в хо­де публичного общения;

- расширения объективных возможностей социального самоут­верждения личности и роста социально-психологической куль­туры людей;

- реализации эмоциональных праздничных потребностей.

Основным показателем благоприятной социально-психоло­гической атмосферы праздника является уровень реализации по­требностей человека, ориентированных на общение с другими, на внимание к нему других и адекватную оценку своего участия в со­вместной деятельности.

Ощущение собственной личностной значимости, рождённое в условиях публичности, на основе доброжелательного, эмоциональ­но-непосредственного отношения людей друг к другу - незаменимая ценность, которую нам может дарить праздник. Конечно, факторы, под влиянием которых складывается социально-психологическая атмосфера праздника, весьма многообразны, однако на первый план выходят доминирующие факторы личностно-опосредованной моти­вации праздничного общения. Поэтому для оптимизации атмосфе­ры необходимо создать благоприятные условия для развёртывания личностных потенциалов человека, раскрепощения его сущностных сил, повышения его психоэмоциональной активности.

Праздник — явление, как правило, массовое. Прошли те времена, когда «мы» главенствовало над «я» — «мы, рабочие, все как один...», «мы, пионеры страны...» и т.д. Коллективизм явление неплохое. Эгоизм хуже. Однако как часто за псевдоколлективным «мы» скрывались кон­формизм, равнодушие, неумение воспринимать массу людей как сово­купность личностей. Персонифицированный подход к массовой ауди­тории? Возможно ли это? Безусловно, невозможно в равной степени «высветить» в аудитбрии каждую личность, но уже стремление к этому помогает создать ощущение нужности, собственной значимости у всех членов аудитории, даже не попавших в фокус коллективного внимания.

В этой связи любопытен следующий пример. Предварительно заметим, что мы, конечно, далеки от стремления проводить какие-либо паралле­ли с фантасмагорическим «балом у Сатаны», описанным М. Булгако­вым. Однако персонаж романа воистину по-дьявольски прозорлив, ко­гда нашёптывает королеве бала Маргарите: «... не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет время бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Всё, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...». Не пропустить никого, не потерять в массе отдельного че­ловека, не обделить его вниманием, дать понять ему, что он не лишний человек в аудитории, что его присутствие значимо - вот, в сущности, задача сценариста режиссёра в построении праздничной оптимальной атмосферы.

Наблюдение показало, что радость за другого человека, столь редко встречающаяся в повседневной жизни, в ситуации празднич­ного общения проявляется наиболее полно и естественно. Когда «другой» по сути - это один из нас», и, радуясь за него, мы радуемся за себя. Особенно ярко эта эмоция находит своё выражение тогда, когда в центре эмоционально-положительного настроя аудитории оказывается человек или группа людей, ранее неприметных. Пере­фразируя известное изречение Д. Дидро, что искусство — это умение видеть в обыкновенном - необыкновенное, а в необыкновенном - обыкновенное, можно сказать, что искусство формирования аттрак­ции[28] в аудитории требует от организаторов умения публично «заме­тить» в «необыкновенном» человеке обыкновенные черты, сбли­жающие его с другими, а в «обыкновенном» - необыкновенные. Так, представляя аудитории популярную личность или важное ад­министративное лицо, следует подчёркивать не его исключительные особенности, а выявлять, высветлять те грани этого человека, кото­рые сближают его с присутствующими, способствует их осознанию той или иной степени тождественности (идентификации) с ним. И, наоборот, следует пробуждать интерес к неповторимой индивиду­альности ординарного, на первый взгляд, представителя аудитории.

В ходе праздничных торжеств многократно усиливается действие известного психологического закона, — чем выше человек оценивает себя, тем выше он оценивает других и наоборот. Это усиление про­исходит потому, что праздник априори является носителем позитива, а когда ещё к этому присовокупляется целенаправленно сформиро­ванная атмосфера коллективной доброжелательности, то праздник превращается в мощнейший фактор активизации личности и изме­нения её «Я-концепции» в позитивном направлении. У человека появляется возможность не только расширить свой опыт добросер­дечных отношений (дефицит которого сегодня очевиден), но и по- новому взглянуть на самоё себя, через призму дружелюбия пусть ми­молётных человеческих контактов. Ведь «... как правило, человек ведёт себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему «под­сказывают» своим отношением к нему, оценками его другие люди»[29].

В.А. Сухомлинский называл коллективное чувство коллективной доброты и коллективной доброжелательности великой силой, «кото­рая как бурный поток увлекает самых равнодушных». Благоприятная атмосфера праздника способна пробудить личность к активности не только на момент его хода, но и стимулировать потребность в соци­альной активности и на послепраздничное время. Человеку чрезвы­чайно необходим этот «витамин» всеобщего уважения, в нём ключ к жизненному успеху. Социальная психология утверждает, что этот успех в меньшей степени зависит от способностей человека, чем от того, как он сам их оценивает. Чаще всего эту оценку человек ищет в отношении окружающих к себе. «Ты меня уважаешь?» — этот «пья­ный» вопрос является, по сути, ответом на то, почему человек пьёт.

Фокусирование эмоционального коллективного внимания в праздничной аудитории на жизнедеятельности локальной общности, к которой принадлежат собравшиеся, на личностях в данной ситуа­тивной среде, на самих себе, рождает ту социально-психологическую атмосферу, в которой наиболее полно реализуются сущностные чер­ты праздника.

Признавая, что факторы, под влиянием которых складывается социально-психологическая атмосфера праздничной аудитории, многообразны, а значит, многообразны и пути её регулирования, мы подчёркиваем доминирующий характер личностно-опосредованной мотивации коммуникативной деятельности и отношений в праздни­ке, и на этой основе предлагаем конкретные приёмы формирования оптимальной атмосферы. Определяющим методом формирования такой атмосферы, которая наиболее полно решает проблему активиза­ции, является метод индивидуально-личностной ориентации (персо­нификации) массового воздействия.

 

Контрольные вопросы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.