Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные пути активизации участников театрализованных праздников






 

Основная ошибка в понимании проблемы активизации аудитории празднеств заключается в примитивизации данной проблемы. Несомненно, что ситуативная праздничная общность должна быть активизирована, но, к сожалению, необходимость её активизации чаще понимается слишком прямолинейно, т.е. воспринимается как задача всенепременно заставить всех её участников петь, танцевать, участвовать в конкурсах, произносить речи и т.д. На наш взгляд активизированная публика определяется не столько тем, насколько она явно демонстрирует свою действенную активность, сколько тем, насколько в ней нет людей обделённых вниманием, нет тех, кто чувствует себя посторонним, лишним человеком, не причастным к общему торжеству. В идеале — праздник осуществляется «не для публики», а «руками публики». Публика должна быть в фокусе; внимания и обеспечение этого фокуса является главной задачей лидеров-организаторов илидеров-ведущих праздничной программы.

Активизация аудитории (публики) вовсе не должна сводиться только к видимой, действенной её реакции, когда устроители празд­ника стараются любыми путями спровоцировать публику на физиче­ское проявление своего соучастия в событии - скандирование, хоро­вое пение, участие в играх и конкурсах, танцах, коллективные шест­вия и т.д. Сложились определённые приёмы подобных провокаций - прямое обращение к зрителям, «подсадные утки» (ввод в публику специальных зачинщиков-провокаторов действия), продуманность неизбежности игровых ситуаций, привлечение к сотворчеству, ис­пользование песенно-танцевальных номеров, рассчитанных на мас­совость, дополнительные стимулы и т.д. Эти приёмы общеизвестны, но, на наш взгляд, отнюдь не только их творческое использование реализуют столь важную задачу активизации аудитории.

Праздник - явление полифоничное, многомерное, его нельзя рассматривать без учёта социально-психологического ракурса. С этой точки зрения достаточно описан феномен социально­психологического заражения как один из путей активизации массо­вой аудитории. Механизм социально-психологического заражения основан на передаче эмоционального психического настроя между тесно общающимися индивидами, который многократно усиливает передаваемые эмоции с увеличением численности людей. Этот ме­ханизм наиболее ярко проявляет себя в ситуации толпы, в ситуациях эмоционального накала среди спортивных болельщиков на трибунах стадионов. Этот приём часто использовали и используют для мани­пулирования сознанием масс нечистоплотные политики и диктатор­ские режимы.

Менее изучен другой социально-психологический феномен, присущий любому празднику и наиболее полно отражающий меру активности его аудитории - это социально-психологическая атмо­сфера праздника. Понятие «праздничная атмосфера» общеизвестно. То и дело мы слышим - «царила праздничная атмосфера», «атмо­сфера праздника была приподнятой», «праздничной атмосферы не ощущалось» и т.д. При этом негласно считается, что используемое всеми понятие «атмосфера» не более чем образное выражение. Тогда как это понятие уже давно используется в социальной психологии для обозначения весьма определённых характеристик, доступных иссле­дователям. Более изучено в науке близкое, но не тождественное по­нятию социально-психологической атмосферы понятие социально­психологического климата различных социальных общностей и, пре­жде всего, коллектива. В сфере праздничной культуры феномен соци­ально-психологической атмосферы изучался лишь применительно к аудитории клуба.[26] Поскольку базой исследования являлись не только аудитории клубов и Дворцов культуры в ситуации праздничного об­щения, но и временные праздничные общности в учебных заведениях и на предприятиях, в концертных, спортивных и лекционных залах, в кафе и ресторанах, и т.д., то это исследовательское пространство ока­залось достаточным, чтобы определить специфику и значимость дан­ного явления в целом, применительно к условиям замкнутых ауди­торных пространств.

Создание на празднике такой социально-психологической атмо­сферы в среде публики (аудитории), в которой оптимально реализу­ются праздничные ожидания людей - основополагающий путь ре­шения задачи активизации участников театрализованных празд­неств. Глубинную сущность этих ожиданий и целенаправленное регу­лирование социально-психологической атмосферы как способа их реализации мы рассмотрим в следующих параграфах.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие общеизвестные приёмы активизации публики вам известны?

2. Почему нельзя сводить понимание задачи активизации публики только к видимому проявлению её участия во всеобщем действии?

3. В чём суть феномена массового социально-психологического зараже­ния?

4. Что, прежде всего, нужно создать в среде публики для решения задачи её активизации?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.