Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Представленное учебное пособие рассчитано, прежде всего, на сту­дентов вузов культуры и искусств, изучающих дисциплину «Сценар­ное мастерство» в рамках






Предисловие

Представленное учебное пособие рассчитано, прежде всего, на сту­дентов вузов культуры и искусств, изучающих дисциплину «Сценар­ное мастерство» в рамках учебного плана по специальности «Режис­сура театрализованных представлений и праздников». Это одна из основополагающих дисциплин специальности, которая подразуме­вает, что режиссёр праздников и театрализованных представлений должен или сам уметь писать сценарии, или же диктовать свой сце­нарно-режиссёрский замысел творческому коллективу. Возможно, что пособие привлечёт к себе и широкий круг практиков этой сферы деятельности, поскольку содержит многочисленные примеры сце­нарного творчества. Автор не претендует на создание какой-то своей особой школы сценарного мастерства, его цель — обобщить разроз­ненный информационный материал, на который он опирается в сво­их вузовских лекциях, преломляя его через своё видение каждой те­мы.

Необходимость в подобной работе вызвана тем, что за десятиле­тия подготовки специалистов названного профиля выпускалось крайне мало специальных пособий по сценарному мастерству, при­чём в основном в 70-х — 80-х годах. Все они были ориентированы на соответствующую своему времени социально-политическую ситуа­цию и на поддержку существующей идеологии. Но даже и в те годы пособий по сценарному мастерству было недостаточно. В то же время успела сложиться определённая методика, расхождения в по­нимании которой, в традициях учебной подготовки разных вузов культуры, не были существенны. Пытаясь систематизировать раз­розненный материал, разные взгляды и противоречивые позиции, автор не категоричен в своих суждениях, хотя явно придерживается позиций «ленинградской школы» сценарного творчества, чьим вос­питанником является.

У каждого, кто занимается сценарным мастерством, существует свой подход к творчеству, но профессионал, по мнению автора, все­гда поймёт профессионала, ибо они говорят на одном языке — языке школы сценарного мастерства в сфере театрализации жизни. Эта школа существует объективно и существует благодаря трудам Д.М. Генкина, Э.В. Вершковского, Д.Н. Аля, А.Д. Силина, И.Г. Шароева, А.И. Чечётина и др. Работы перечисленных авторов легли в основу данного пособия. За последние два десятилетия новых существен­ных публикаций по проблемам сценарного мастерства не появилось, (кроме вышедшего в Краснодаре пособия О.И. Маркова, чья мето­дика работы над сценарием, на наш взгляд, спорна).

Содержание настоящей работы — это не просто изложение тео­рии с комментариями составителя и иллюстративными примерами. Работа предлагает новый опыт систематизации существующих зна­ний в данной сфере творчества, в ней впервые рассматривается про­блема формирования социально-психологической атмосферы празд­ничного общения на сценарном уровне, подробно анализируются виды сценарно-режиссёрского хода и т.д.

Изложенный материал не лишён субъективистского подхода, но это, во-первых, закономерно, так как сценарное мастерство — это сфера художественного творчества, а оно всегда субъективно, во- вторых, имея тридцатилетний опыт работы преподавания и сценар­ного творчества, автор имеет право на свою позицию. Пособие напи­сано доступным языком, нацеленным на раскрытие весьма сложных тем, которые нашли своё выражение в шести главах и шестнадцати параграфах. Главы посвящены специфике предмета, логике сценар­ного замысла, языку театрализации жизни, путям формирования со­циально-психологической атмосферы в празднующей общности и копилке творческого опыта. В пособии отражён, в той или иной ме­ре, весь свод знаний, который должен освоить студент названной специальности за время обучения сценарному мастерству, за исклю­чением материала по основам теории драмы.

Язык учебного пособия максимально приближен к разговорной речи. Прибегая к диалоговой форме изложения материала, используя многочисленные примеры, автор стремится не только достичь ин­формационно-обучающей цели, но и способствовать рождению но­вых творческих импульсов у будущих специалистов.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дайте нам сценарии! Как знакомо это требование профессионалам! Заметьте, не сценарий, а сценарии и сразу на все случаи жизни. И дают! Целые сборники со стихами о маме и ветеранах, со свадебными и юбилейными тостами, с весёлыми диалогами ведущих ни о чём, с драматическими взаимоотношениями Зайца, Волка и Бабы Яги во­круг новогодней ёлки... Подобной работой занимаются полупрофес­сионалы, поскольку настоящий профессионал твёрдо знает то, что хороший сценарий праздника, увы, всегда одноразовый, неповто­римый, как неповторима сама жизнь, являющаяся объектом нашей специфической драматургии. Безусловно, есть готовые сценарии, которые можно взять как канву для нового замысла, но для этого опять же необходимо профессиональное умение! Уж лучше, если вы не обладаете специальными знаниями, сесть с группой энтузиастов и сочинить свой, пусть не высокого качества с точки зрения специали­ста, сценарий, но живой и искренний, так как толчком к творчеству послужит неподдельное желание удовлетворить праздничные ожида­ния аудитории. Перед глазами самодеятельных сценаристов будут конкретные люди с конкретными судьбами и характерами, а это главное, что позволяет избежать самой страшной ошибки в сценар­ном мастерстве — шаблона.

Но поскольку сценарный голод всё же существует, существует и потребность в специалистах данного направления. Отдельно их пока не готовят, и это разумно, так как разделить сценарное и режиссёр­ское творчество в драматургии праздников и театрализованных представлений возможно только теоретически. Поэтому кафедры этого направления режиссуры готовят специалистов, которых мож­но назвать, изъясняясь современным рекламным языком, «два в одном» — сценаристов-режиссёров, точнее режиссёров, создающих сценарий под своё режиссёрское видение.

Предлагаемое учебное пособие ориентировано, прежде всего, на студентов данной специальности. Сценарное творчество в сфере праздничной культуры — увлекательнейшее занятие, где нет места скуке, где чрезвычайно важны — раскрепощённая фантазия (в рам­ках строгого замысла), отсутствие трафаретных приёмов, ненужных заумностей и речевых трюизмов. Праздник — это весело (не всегда), радостно (всегда), но никогда скучно. Очень бы хотелось, чтобы данное пособие помогло преодолеть робость у начинающих сцена­ристов перед этим многотрудным предметом — сценарное мастерст­во.

 

 

ГЛАВА 1.

СПЕЦИФИКА СЦЕНАРИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

 

§ 1. Духовно-идеологическая сущность праздника

 

Является ли праздник искусством? Конечно да, отвечают некоторые. Ведь всякий праздник — это своеобразный фестиваль искусств, да и создать хороший праздник — искусство. Не будем спорить с послед­ним утверждением, по большому счёту любое мастерство созидания — искусство. Однако утверждение, что праздник является искусством неверно, ибо искусство созерцают, а в празднике живут. Праздник, по утверждению известного учёного М. М. Бахтина, это жизнь, оформленная игровым образом, то есть, если «искусство играет в жизнь, то праздник — это жизнь, которая принимает условия игры». Праздник как бы соединяет искусство и жизнь. С помощью искусст­ва, художественности человек не уходит от будней, а поднимается над ними. По сути, праздник — это мечта человека об идеальной жизни — жизни, где все живут весело, дружно, сытно, нарядно, где все равны и уважаемы. Можно найти немало людей, которые за жизнь не прочли ни одной книги, не посетили ни разу ни музея, ни театра, никогда не задумывались о смысле своего бытия, т.е. абсо­лютно лишённых духовности, но нет человека, в жизни которого бы отсутствовал праздник или хотя бы ожидание его (если, конечно, его жизнь не бесчеловечна в окончательной степени). Не зря Бахтин определяет праздник как первичную форму человеческой культуры, при этом он подчёркивает его миросозерцательное начало, его связь «с высшими целями человеческого бытия»: «Празднество (всякое)... нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей обще­ственного труда или — ещё более вульгарная форма объяснения — из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе.... Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественного трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не мо­гут стать праздничными, чтобы они стали праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы ду­ховно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человече­ского существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет и не мо­жет быть никакой праздничности»[1]. В празднике, по утверждению Бахтина, мировоззрение общества не только проявляется, но и об­новляется посредством карнавализации жизни. То есть праздник это утверждение духовных ценностей и их обновление, это связующая поколения нить традиций, пронизанных творчеством[2], это «комму­никация по поводу свободы»[3].

Подлинный праздник, как и подлинное искусство, никогда не бывают бессмысленными, в основе и того и другого лежит идея. Од­нако идея праздника всегда открыта, незавуалирована, открыто тен­денциозна, тогда как произведения искусства в случае прямолиней­ного идейного воздействия теряют свою ценность. «Мы только тогда бываем вполне удовлетворены произведением искусства, когда оно оставляет после себя нечто такое, чего мы, при всём усилии мысли, не можем довести до полной ясности» (Шопенгауэр). Напротив, ав­тор праздника всегда заранее формулирует его идею или очень чётко чувствует её, имеет продуманный идейно-тематический замысел, тогда как художественный сочинитель такого чёткого плана не име­ет. Вспомним ахматовское: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...», или пастернаковское: «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд»... Искусство не ставит пред со­бой педагогических задач, а для сценариста праздника и театрализо­ванного представления такие задачи первичны. Область его деятель­ности художественно-педагогическая (точнее бы было сказать педа­гогическо-художественная). Сценарий праздника и театрализован­ного представления - подробная программа художественно-педагогического воздействия, построенная с помощью специфиче­ской обработки документальной и художественной информации, с целью реализации праздничных потребностей людей и их психо­эмоционального и действенного единения в гражданских и мировоз­зренческих позициях.

 

Контрольные вопросы:

1. Чем праздник отличается от искусства?

2. Какие задачи первичны для сценариста — художественные или педаго­гические?

3. Можно ли сказать, что праздник, это, прежде всего, потребность чело­века в периодическом отдыхе?

4. Чем отличается идея художественного произведения и идея праздника?

5. Дайте определение понятия «сценарий праздника и театрализованного представления».

 

 

§ 2. Драматургия праздника в сравнении с драматургией театра и кино

 

Драматургия праздника и театрализованного представления — дра­матургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с сегодняшней жизнью человека, в неразрывной связи с реальной си­туацией, окружающей его. Предмет данной драматургии - жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в мак­симальной конкретизации. Область же искусства — тайны человече­ского духа, обобщение и типизация. Герой праздника — реальный герой.

Драматургия праздника — это драматургия факта, а не чисто художественного вымысла. Например, праздник, посвящённый Дню Победы, только тогда удастся, когда он будет посвящён со­бытиям Великой Отечественной войны не «вообще», а войне в твоей и моей жизни, в жизни моей семьи и моих знакомых, войне в жизни моего завода, моей улицы, моего села и т.д. Произведе­ния искусства рассчитаны на использование во времени (даже не­долговечные театральные спектакли), сценарий же праздника «однодневен», «сиюминутен» в силу своей максимальной прибли­женности к реальной ситуации. Он всегда ориентирован на кон­кретное время и место действия, на конкретную аудиторию — без этого праздник будет мёртворождённым. Ценность сценария праздника в его неповторимости (т.е.хороший сценарий предна­значен для одноразового использования.)

Сценарий праздника и театрализованного представления созда­ётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим парамет­рам. В частности, он не имеет литературной ценности, тогда как пье­сы, да и многие киносценарии - это хорошая литература, имеющая ценность даже вне реализации. Существовал даже такой термин — «Lesedrama», т.е. драма для чтения. Например, многие пьесы А.С. Пушкин, А. Блок, Ф. Шиллер писали без отдалённой мысли об их сценическом воплощении. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный. Не случайно, единство сценарного и режис­сёрского творчества является одной из важных характеристик нашей сферы деятельности, касающейся специализации «Режиссура теат­рализованных представлений и праздников».

Драматургия праздника несёт в себе импровизационный харак­тер, то есть, рассчитан на импровизационные моменты, поскольку праздник — это жизнь, причём, жизнь более свободная, нежели обыкновенно, и, вгоняя её в рамки строгой программы, мы тем са­мым убиваем в корне природу празднества. Более того, опыт показы­вает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты лю­бого праздника — это именно моменты импровизационного, неожи­данного характера, когда находит своё выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена».

Эта замечательная непредсказуемость, свойственная празднику, выявляет ещё одну особенность его сценария — связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая со­держание. Главное действующее лицо праздника — сама праздную­щая общность. Именно оттого, насколько устроителям праздника удастся сфокусировать центр внимания на самой празднующей общ­ности, во многом зависит успех или неуспех праздничной акции. Сценарий праздника пишется с расчётом, в первую очередь, на само­деятельных исполнителей, на зрителей-участников.

Драматургия праздника — это драматургия плаката, она не име­ет подробных психологических нюансировок. Это отнюдь не озна­чает, что сценарий лишён психологического содержания, ведь психологию можно выразить и в общих чертах. Всё, что связано с эмо­циональным миром человека, связано с психологией. Для воздейст­вия на психоэмоциональную сферу человека сценарист вправе ис­пользовать все средства выразительности и, прежде всего, соеди­нение документального материала и искусства во всех его проявле­ниях. Необходим тщательный отбор выразительных средств, навык самоограничения в их использовании, без чего не достичь столь важной для этого рода драматургии лаконичности в подаче инфор­мации, мгновенного её понимания. Незавуалированность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает мо­нументальную плакатность, но отнюдь не примитивную схематич­ность и лобовое решение!

Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в ви­ду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сцена­рии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является кон­фликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драма­тургии. Тем не менее, как утверждает Д.Н.Аль, сценарий праздни­ка и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изо­бражение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отраже­ния социального конфликта в его масштабном значении. Это ни­чуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди»[4].

«Драма» (с латинского) означает действие. Источником дейст­вия всегда является непорядок, столкновение, разногласие — то, что мы называем конфликтом, и что является универсальным свойст­вом жизни человека. Без этого источника нет драматургии. Если конфликт в хорошей пьесе для вдумчивого аналитика очевиден, то в драматургии празднеств и театрализованных представлений его определить не так легко. Время от времени даже возобновляется полемика о возможности упразднения понятия конфликтности применительно к сценариям праздников. На наш взгляд, за таки­ми позициями часто скрывается бессилие авторов обнаружить этот источник действия в предлагаемой праздничной ситуации или не­способность привнести его в театрализованную акцию. Вместе с тем, весьма убедительно звучит позиция Д.Н.Аля, который, утвер­ждая невозможность бесконфликтного театра, решительно не со­глашается с механическим переносом понятия «конфликт» из тра­диционной теории драматургии в теорию и практику массовых представлений и праздников и, более того, считает, что темы неко­торых сценариев вообще исключают конфликтную основу, и что праздничная ситуация в принципе противоположна ситуации кон­фликтной. Он пишет: «В руках автора сценария массового пред­ставления имеются дополнительные источники эмоциональной энергии. Они, как правило, опираются на готовое, уже заранее сложившееся отношение зрителя-участника праздника к данному факту (ситуации), на живую заинтересованность данной общности людей. Например, в День Победы — на память о павших в Великой Отечественной войне. Или, скажем, на настроение выпускников школ в празднике «Алые паруса». То есть на объективно сущест­вующую праздничную ситуацию...».[5] Нельзя не согласиться и с ут­верждением, что «Сценарии театрализованного представления или праздника, имея возможность многопланового эмоционального воздействия на зрителя — прежде всего, путём активизации его как участника представления или праздника, не нуждаются в том, что­бы вовлекать зрителя в сопереживание тому или иному частному конфликту между конкретными героями»[6].

По-видимому, проблема «кофликтности-бесконфликтности» сценариев праздников и театрализованных представлений заключа­ется не только «в механическом» переносе понятия конфликт из классической драматургии в нашу сферу, но, прежде всего, в теоре­тической неразработанности данной темы, которая ждёт своего ис­следователя. Возможно, нужна какая-то новая или дополнительная терминология в обозначении источника действия в сценарном за­мысле. В частности, существует огромное разнообразие классифи­кации драматургических конфликтов. В рамках нашего предмета, на наш взгляд, наиболее удобна классификация, предложенная В.Е. Хализевым в книге «Драма как явление искусства». Он выде­ляет два основных типа конфликтов:

Конфликты-казусы — противоречия локальные и преходящие, замкнутые в пределах единичного стечения обстоятельств и принци­пиально разрешимые волей отдельных людей.

Субстанциальные конфликты — устойчивые и длительные противоречивые положения, определяющие состояние жизни, которые возникают и исчезают не благодаря единичным поступ­кам и свершениям, а согласно «воле» истории и природы.[7] Суб­станциальные конфликты («эпическое отражение конфликта в его масштабном значении») содержатся в основе огромного перечня празднеств, заключающих в себе кризисные, переломные события в жизни природы, общества, человека. Именно эти моменты настой­чиво требуют театрализации - дни побед и смен времён года, памят­ные дни социальных катаклизмов, свадьбы и похороны, дни совер­шеннолетия и ухода на пенсию. Однако плох тот сценарист, кото­рый, понадеявшись на эту самую субстанциальную основу, не будет создавать конфликтную природу своего авторского сценария, чтобы ярче выразить праздничную ситуацию и полнее удовлетворить праздничные ожидания людей. Где же искать этот источник дейст­вия? Только в себе. В своём ощущении праздничной ситуации, в сво­ём ощущении темы, а в целом, в своём мироощущении, в своих чув­ствах. Очень точно по этому поводу высказался Ю. Олеша: «Дра­матургия есть там, где есть чувства. Чувства не живут в человеке сами по себе. Они спорят». Однако заметим, что конфликт отнюдь не си­ноним спора. Конфликт это содержание образной структуры пьесы или сценария, основа действия.

По определению Д.Н.Аля, существуют также конфликты мнимые (шуточные) — «пародирующие несогласия, возникающие в «не­праздничной жизни». Скажем, притворный отказ пришедшим сва­там или «купцам» — дружкам жениха — отдать «товар», то есть невесту, за данную «цену».[8] Такого рода конфликты сценаристы часто используют в сценариях новогодних праздников, корпоративных вече­ринок и т.д. К примеру, сценарий новогоднего вечера для сельских жителей «Новый год по-нашенски»» был построен на том, что сель­чане «лечили» обидевшуюся корову (обида заключалась в том, что года посвящают то обезьяне, то дракону, а не ей кормилице), которая в знак протеста стала доиться «чёрте-чем» — фантой, пепси-колой, самогоном, компотом и т.д., но не молоком.

Конфликт порождает действие, действие куда-то устремлено, выражением этого устремления является композиция. Слово «ком­позиция» переводится с латинского как составление или же как упорядочение. И то, и другое определение верны, но слово «состав­ление» относят и к понятию монтажа, о котором мы будем говорить в последующих главах, отчего начинающие сценаристы часто не со­всем чётко эти понятия разделяют. Поэтому, на наш взгляд, стоит акцентировать внимание именно на слове «упорядочение», тем более что оно точнее характеризует суть композиции, которая именно упо­рядочивает развитие конфликта, является выражением его динами­ки.

Элементы драматургической композиции это - экспозиция, завязка основного конфликта, развитие действия, кульминация, развязка и финал. Так же, как и в пьесе, в сценарии экспозиция может быть совмещена с завязкой, также может быть использован приём инверсии, когда экспозиция и финал совпадают по содержа­нию, так же, как и в пьесе (только чаще), используется такой вид экспозиции как пролог (прямое обращение к зрителю) и т.д. Зако­ны композиции существуют в разных областях художественного творчества и подчинены разным целям. Игнорирование её законов приводит к творческим провалам — когда, например, весь сценарий - сплошная кульминация или, того хуже, сплошная экспозиция, когда зрителя-участника празднества долго готовят к чему-то важ­ному и интересному, а этого важного и интересного так и не проис­ходит. Д.Н. Аль остроумно называл сценарии последнего типа сце­нариями головастиками. Он же утверждает, что для массового теат­рализованного представления часто понятия «завязка» и «развязка» не имеют реального значения.[9] Небрежное отношение к упорядо­чению действия по классическим законам неизбежно приводит к размытости содержания сценария, к обречённости на неуспех. Практики режиссуры хорошо знают, как важно ярко выстроить экспозицию и финал праздника, поскольку именно в восприятии начала и конца произведения концентрируется зрительское вни­мание, и так важно это внимание привлечь, удержать и, в конце концов, не разочаровать.

 

Контрольные вопросы:

1. Имеет ли сценарий праздника литературную ценность?

2. Чем отличается импровизация в спектакле от импровизации в праздни­ке?

3. Кто является главным героем сценария праздника?

4. Что является предметом драматургии праздника?

5. Какие ещё отличительные особенности сценария праздника вы можете назвать?

6. Чем отличается субстанциальный конфликт от казусного?

7. Что в буквальном смысле обозначает слово «композиция». Перечислите её основные элементы.

 

 

§ 3. Праздничная ситуация и социальный заказ

 

Если то, что является толчком для начала творческих поисков ху­дожника в определённом направлении — тайна (подчас и для него самого), то для сценариста массовых праздников и театрализованных представлений это тайной не является. Первопричина («почему?») всегда ясна. Одна из них — праздничная ситуация, под которой по­нимают момент наивысшей психоэмоциональной готовности людей к празднику, напряжённого его ожидания. Реализация праздничной ситуации — это создание праздничного настроения, в котором реали­зуются праздничные потребности — в художественном осмыслении события и жизни в целом, в эмоционально-позитивном единении с миром людей, в личной причастности к общественному, в ощуще­нии гармонии жизни и её ритма, в реализации потребностей в пуб­личном общении, в публичном самовыражении, в публичном вни­мании и одобрении. Праздничные ситуации бывают явными, за ко­торыми следуют календарные праздники и праздничные даты, и скрытыми, которые требуют выявления. Например, всенародная лю­бовь к В.М. Шукшину, проявляющаяся после его смерти, в частно­сти, в том, что в его день рождения на горе Пикет деревни Сростки ежегодно собирались люди, сформировалась в конце концов в тра­дицию, которой местные власти решили придать организованный характер. Так родился праздник «Шукшинские чтения», которому недавно придан федеральный статус.

Д.М. Генкин выделял типы праздничных ситуаций по их мас­штабности и по границам празднующей общности, а именно:

- всеобщие праздничные ситуации, — отвечающие наиболее мас­штабным, большим событиям (праздничные великие даты, пе­реломные моменты в природе и т.д.);

- локальные праздничные ситуации — события, имеющие значе­ния для определённой общности (профессиональных и возрастных групп, населённых пунктов, трудовых коллективов и т.д.);

- личностные праздничные ситуации — события семейного уров­ня и частной жизни (дни рождения и другие памятные дни, свадьбы, получение диплома и т. д.).[10]

Есть ещё одно понятие, лежащее в основе первотолчка сценарно­го замысла, — это социальный заказ. Не стоит путать его с понятием частного или официального заказа. Социальный заказ предполагает, что сценарист сам чувствует и ощущает требования времени. Этот термин, по утверждению В. Шаламова, впервые ввёл в обиход поэт Н. Асеев. Выявить скрытую праздничную ситуацию — это тоже реа­лизация социального заказа. Однако социальный заказ может быть не только праздничного характера, он может требовать реализации в публицистических театрализованных представлениях и акциях. Сре­ди насущных требований сегодняшнего дня — борьба с табакокуре­нием, беспризорностью и наркоманией, профилактика СПИДа и т.д. Данные проблемы нуждаются в привлечении к борьбе с ними средств массового театрализованного воздействия.

Следует заметить, что понятие социального заказа распространя­ется не только на проблемы и задачи масштабного характера. В каж­дом селе, в каждом коллективе, в каждой социальной общности есть насущные нереализованные потребности в праздничном оформле­нии жизни, в театрализованном анализе проблемы. Именно их реа­лизация создаёт праздники, праздничные акции и театрализованные представления, подобные таким, как «Тёзки нашего села», «Кафед­ральная кулебяка», «Джинсовая лихорадка», «Тайны первой любви», «Праздник нетрадиционных плавсредств» и т.д.

Чтобы «чувствовать и понимать требования времени», сценари­сту необходимы и профессиональное чутьё, и активная жизненная позиция, и неподдельный интерес к другому человеку. Существует такой термин — «профессиональная апперцепция», который означает направленное внимание человека на интересы своей профессии в любое время и в любых ситуациях его жизни. Без этого качества ни­когда не получится хорошего сценариста, да и вообще творческого человека.

Прежде чем перейти к следующей главе, позволим себе неболь­шое отвлечение на забавную историю, пересказанную мемуаристом со слов Д.Д. Шостаковича. История эта такова.

Новый дирижёр, ведущий первую репетицию с оркестром, вдруг замечает, что первый скрипач недовольно хмурится. Дирижёр, при­останавливая работу, спрашивает музыканта о причине этого недо­вольства. Скрипач отвечает, что всё в порядке. Репетиция продол­жается. На лице скрипача появляется гримаса отвращения. Дирижёр обращается к нему с вопросом о том, что, может быть, маэстро не устраивает интерпретация произведения? Опять отрицательный от­вет. Когда ситуация повторяется в третий раз, дирижёр возмущённо отбрасывает палочку: «Нет, я так работать не могу! Скажите, в конце концов, чем вы так недовольны?!». Скрипач: «Да, что вы ко мне при­стали! Я просто не люблю музыку!». Оставив без комментария этот содержательный анекдот, мы лишь заметим, что если исполнитель­ским искусством худо-бедно можно заниматься без подлинного же­лания, то сочинительским — почти невозможно.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «праздничная ситуация»

2. Чем социальный заказ отличается от частного заказа?

3. Назовите три типа праздничных ситуаций.

4. К какому типу праздничных ситуаций относится праздник горо­да?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.