Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовых работ по дисциплине

«Разработка управленческих решений»

для студентов

направления подготовки 080200 Менеджмент

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры менеджмента

Протокол № _____от «____»____________200__ г.

Зав. кафедрой ________________________

 

 

Пермь 2013

Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения и программой ГОУ ВПО РГТЭУ

 

Составил доцент кафедры менеджмента ПИ (ф) ГОУ ВПО «РГТЭУ» к.воен.н., доцент Долгополов Е.М.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения..……………………………………………………..……4

2. Подготовка курсовой работы……………………………………………… 4

3. Структура курсовой работы и требования к ее содержанию…………….. 9

4. Требования к оформлению курсовой работы……………………………...12

5. Рецензирование и защита……………………………………………………24

6. Темы курсовых работ и рекомендации по их содержанию……………….26

7. Список рекомендуемой литературы……………………………………......48

Приложения……………………………………………………………………...52

 

 

1. Общие положения

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов студенты, обучающиеся по специальностям: 080507 «Менеджмент организации», должны выполнить курсовую работу по дисциплине «Управленческие решения» и представить ее к сроку, установленному учебным графиком.

Курсовая работа (КР) - это самостоятельная творческая работа, цель выполнения которой состоит в приобретении студентами эффективных навыков работы с учебно-методической и научной литературой, закреплении знаний по изучаемому курсу, применении их к решению реальных задач менеджмента, а также выработке конкретных практических рекомендаций по рассматриваемым проблемам.

Качество и содержание курсовой работы позволяет выявить общую теоретическую подготовку студента и уровень владения им специальными. знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Выполнение курсовой работы осуществляется в следующей последовательности: выбор и закрепление темы; организация научного руководства; составление и согласование плана; сбор необходимого материала; определение структуры работы; изучение требований к структурным элементам и содержанию работы; написание и оформление работы; рецензирование и защита курсовой работы.

2. подготовка курсовой работы

2.1. Выбор и закрепление темы курсовой работы

 

Тематика курсовых работ, рекомендованная кафедрой менеджмента, приведена в п. 9 методических указаний.Студенты вправе предложить и свою тему исследования, если она соответствует программе дисциплины «Управленческие решения».

Закрепление темы курсовой работы за студентом оформляется в виде задания (приложение 2), которое утверждается преподавателем, читающим курс лекций. Задание обязательно прикладывается к курсовой работе, представленной на рецензирование научному руководителю.

За студентами одной учебной группы без разрешения заведующего кафедрой нельзя закреплять более двух одинаковых тем курсовых работ. Выбор темы курсовой работы осуществляется по номеру зачетной книжки (1-10) или по последней цифре номера зачетной книжки (1-0). Предлагается на выбор несколько вариантов тем курсовой работы. Например: зачетная книжка № 3 – тема № 3, 13, 23 и т.п.; зачетная книжка № 10 – тема № 10, 20, 30 и т.п.; зачетная книжка № 26 – тема № 6, 16, 26 и т.п.

Студент имеет право изменить тему, если в процессе выполнения у него возникает такая необходимость. Для этого студент должен обратиться к преподавателю, закрепившему за ним первоначальную тему. Просьба студента может быть удовлетворена в том случае, если он сможет убедительно аргументировать необходимость изменения темы.

 

2.2. Организация научного руководства

 

При выполнении курсовой работы за каждым студентом заведую­щим кафедрой закрепляется научный руководитель из числа преподавате­лей, которые ведут курс «Управленческие решения».

Руководитель курсовой работы обязан:

­ оказывать студенту помощь в разработке плана работы;

­ рекомендовать студенту необходимую литературу, справочные
материалы и другие источники по теме;

­ проводить консультации со студентом, давать, конкретные рекомендации, оказывать помощь в их реализации;

­ рецензировать курсовую работу и, в установленных случаях, составлять текст рецензии на специальном бланке.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен:

­ соблюдать согласованный план работы;

­ выполнять рекомендации руководителя;

­ своевременно представлять курсовую работу на рецензирование.

Студент как автор курсовой работы несет ответственность за достоверность всей информации, содержащейся в работе, и соблюдение сроков ее представления.

Спорные вопросы, связанные с выполнением курсовой работы, ре­шаются совместно студентом и научным руководителем. При невозможно­сти принять согласованное решение вопрос решается единолично заведую­щим кафедрой либо выносится им для обсуждения на заседании кафедры.

2.3. Составление плана курсовой работы

 

План курсовой работы является обязательно исполняемым документом. Он составляется в соответствии с установленной темой работы с уче­том: разработанности проблемы в учебной и научной литературе; ее роли и места в структуре курса; возможности раскрытия содержания курсовой работы на практических материалах и т.п.

Студент может предложить свой план работы, отличный от рекомен­дуемого, при условии обязательного согласования его с научным руково­дителем. Если студент выполняет работу на тему, не предусмотренную ре­комендуемым ниже перечнем, то ее план должен быть обязательно утверж­ден преподавателем, который выдает задание на ее выполнение.

План курсовой работы должен состоять из трех логически взаимо­связанных структурных частей: введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы и приложения.

При составлении плана необходимо обратить внимание на соблюдение логической последовательности изложения, краткости и точности формулировок, исключающих их неоднозначное толкование, отсутствие повторов, стройное композиционное построение излагаемого материала.

Целесообразно, чтобы начальные вопросы плана были ориентированы на изложение теоретических аспектов темы, затем – на анализ исследуемой про­блемы, а заключительные разделы определяли пути решения этих проблем. В процессе выполнения работы план может изменяться в соответствии с возможностями раскрытия темы. Внесение изменений в план работы требует согласования с теми лицами, которые утвердили его ранее.

2.4. Сбор материала

 

Важным условием успешного выполнения курсовых работ является правильный подбор и изучение студентом материалов, отражающих содержание излагаемой темы. Сбор материала для написания работы ведется в соответствии с разработанным планом.

Вес материалы, используемые в процессе выполнения работы, можно условно разделить на теоретические и практические.

К теоретическим материалам относятся:

­ законодательные акты, нормативные указания, материалы государственных органов;

­ учебная, научная и методическая литература, книги и брошюры по специальным вопросам;

­ статистические сборники, справочники, журнальные и газетные статьи.

Список рекомендуемой литературы по курсу «Управленческие решения» приводится в данных мелодических указаниях в п.11. Этот список содержит перечень основных базовых учебников, учебных пособий, монографий и других изданий. Кроме того, необходимо использовал в качестве дополнительной литературы новейшие источники по специальным вопросам, которые не вошли в данный список, а также информационные ресурсы сети Интернет. Рекомендуется ознакомиться и с публикациями, освещающими зарубежный опыт по изучаемым вопросам в российских и зарубежных периодических изданиях.

Для систематизации изученного материала и облегчения его последующего использования целесообразно делать выписки, вести карточки по соответствующим разделам работы с обязательным указанием источника в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. В дальнейшем это позволит сэкономить время при составлении списка литературы.

Весь собранный теоретический материал должен быть хорошо изу­чен, проанализирован и творчески использован в выполняемой работе. Не допускается механическое заимствование текста из литературных источни­ков. Все приводимые в работе цитаты, заимствования и цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники.

Теоретический материал должен раскрывать сущность поставлен­ной проблемы, отражать историю и современную постановку вопроса, пред­ставлять перспективные направления решения управленческих задач.

В процессе работы с теоретическим материалом от студента требует­ся самостоятельная проработка литературных источников, их критическое осмысление, умение увязать теорию с практикой, выразить собственные суждения и оценки и на этой основе сформулировать пути повышения эф­фективности управления.

Курсовые работы могут содержать практические материалы конкретных организаций, иллюстрирующие приводимые студентом положения и сделанные на их основе выводы.

К практическому материалу, как правило, относятся:

­ организационная, экономическая, кадровая, финансовая, технологическая, социальная и иная информация о деятельности организаций (Ус­тав предприятия, Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.);

­ данные, полученные на основе анализа статистической, бухгалтер­ской и оперативной отчетности (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках и т.п.);

­ результаты самостоятельного обследования предприятия (опросы,
расчеты, наблюдение, эксперимент).

При анализе собранной информации студент должен применять различные методы экономического анализа; индексный, сравнения, графичес­кий, экономико-статистический; а также экономико-математические мето­ды и модели с обязательным использованием современных технических средств. Результаты аналитических выкладок и расчетов оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков и др. Достоинством работы является при­менение для обработки статистических данных компьютерных программ.

Кроме того, необходимо широко использовать практические приме­ры, анализировать конкретные ситуации и явления, различные организаци­онно-управленческие мероприятия.

Все приводимые в работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы, логически увязаны с темой работы и использованы для обоснования выво­дов и предложений.

3. Структура курсовой работы и требования к ее содержанию

Курсовая работа студента должна иметь следующую структуру:

­ титульный лист;

­ задание;

­ содержание (оглавление);

­ введение;

­ основная часть;

­ заключение;

­ список литературы;

­ приложение, в т.ч.: перечень принятых сокращений (при необходимости);

­ перечень принятых терминов (при необходимости).

Указанный перечень определяет последовательность расположения составных частей работы. Работа должна содержать обязательные составные части, располагаемые в следующей последовательности: титульный лист, задание, содержание (оглавление), введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Основная часть работы разбивается на главы (разделы), параграфы (подразделы), пункты.

Титульный листявляется первым листом работы.

Задание на тему курсовой работы составляется и выдается руководителем. Без бланка - задания работа к рецензированию не принимается. При утере студентом задания на курсовую работу преподаватель имеет право изменить ее тему.

Содержание (оглавление) дает наглядное представление о структуре и основных проблемах, освещаемых в работе, позволяет ориен­тироваться в ней. Оглавление должно давать представление не только о содержании работы, но и взаимной соподчиненности ее отдельных частей в тексте. Это передастся средствами оформления (выделением в крас­ную строку, межстрочным интервалом, отступом от левого края листа).

Во введенииобосновывается актуальность темы курсовой работы, показывается ее взаимосвязь с проблемами управления и повышением эффективности менеджмента, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи работы, решению которых будет уделено основное внимание при изложении материалов темы. Объем введения - до 4 страниц.

Первая главакурсовой работы отражает теоретические аспекты темы. При ее написании целесообразно использовать законодательные акты, материалы государственных органов, справочники, журнальные и газетные статьи, другие литературные источники по специальным вопросам. Объем первой главы должен составлять 6-10 страниц.

Вторая глава должна содержать материалы, которые описывают традиционные методы решения задач, вытекающих из цели исследования, поставленной в курсовой работе. При использовании практических материалов по согласованию с научным руководителем приводится экономико-организационная характеристика объекта исследования. Объем второй главы - 6-10 страниц.

Третья главакурсовой работы должна содержать результаты авторского осмысления темы. Анализируемые в ней вопросы необходимо сопровождать расчетами экономической эффективности вносимых предложений. Рекомендуемый объем третьей главы – 8-10 страниц.

Заключение представляет собой итог выполненного исследования объемом до 6 страниц. В нем приводится краткое содержание результатов курсовой работы и конкретные предложения автора по исследуемой проблеме, которые должны логично вытекать из всего предыдущего материала.

Список литературыотражает степень изученности студентом рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые вообще были использованы автором при написании работы.

Приложения содержат вспомогательные материалы: копии практических документов, громоздкие таблицы и расчеты, первичные и справочные материалы, подлежащие последующей обработке, иллюстрации вспо­могательного характера, промежуточные результаты исследования, ком­пьютерные распечатки и др. Приложения не входят в общий объем работы.

Все составные части курсовой работы должны быть структурно со­размерны друг другу. Главы, параграфы, пункты работы, где излагаются основные ма­териалы исследования, не должны существенно отличаться друг от друга по объему.

Общий объем работы (без приложений) должен составлять примерно 30-40 печатных страниц. С разрешения научного руководителя, в виде исключения, допускается и рукописное оформление курсовой работы с коэффициентом пересчета объема 1, 5.

Все спорные вопросы по содержанию курсовых работ решаются заведующим кафедрой.

 

4. Требования к оформлению курсовой работы

 

4.1. Общие требования к оформлению работы

 

КР печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Текст набирается на компьютере через полтора интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Поля: левое - 3 см, правое -1, 5см, верхнее - 2, 0 см, нижнее - 2, 0 см. Отступы в начале абзаца - 1, 25 см (5 символов).

Нумерация страниц сквозная по всему тексту работы (включая приложения). Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Не включается в число страниц задание на КР. Страницы КР нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце.

Каждаяновая глава, а также основные структурные части работы (введение, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы. Это не распространяется на подразделы (параграфы).

Главы, параграфы, пункты КР должны быть пронумерованы. Введение, заключение, список использованной литературы - не нумеруются.

Главы КР должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2. и т.д. Параграфы (часть главы) имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д. Пункты(часть параграфа) нумеруются в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр: глава, параграф, пункт.Например: 1.1.1., 1.1.2. и т.д.

Главы, параграфы, пункты должны иметь заголовки. Заголовки глав и основных структурных частей работ (введение, заключение, список литературы) пишут прописными буквами. Заголовки параграфов, пунктов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной).

Заголовки не подчеркиваются, в конце их точка не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Заголовки глав и основных структурных частей (введение, заключение, список литературы) располагаются симметрично тексту. Заголовки параграфов, пунктов начинают с абзаца («красной строки»). Заголовок должен быть отделен от основного текста одной пустой строкой до и после заголовка. Не разрешается помещать заголовки отдельно от последующего текста. На странице, где приводится заголовок, должно быть не менее двух строк последующего текста.

Образец титульного листа представлен в приложении 1. Страница титульного листа имеет номер 1, но на титульном листе не проставляется.

Задание на выполнение КР (приложение 2) подшивается после титульного листа, не нумеруется и не включается в количество листов.

Содержание (приложение 3) помещается за заданием на КР и располагается на странице 2. В содержании отражается перечень составных частей работы: введение, главы, параграфы, пункты, заключение, список использованной литературы, приложения. Номера и заголовки глав, параграфов и других частей работы в содержании и в тексте должны быть сформулированы одинаково. Сокращать или давать их в разных формулировках, последовательности не допускается.

Слово «содержание» записывается в виде заголовка, симметрично тексту, прописными буквами и не нумеруется. Наименования составных частей, включенные в содержание, записываются строчными буквами (кроме первой прописной). В содержании указывается номер страницы, с которой начинается изложение каждой части.

КР должна содержать рецензию руководителя, которая вкладываются в работу, но не брошюруется.

Процедура выполнения КР предполагает написание заявления на закрепление темы и руководителя КР.

 

4.2. Требования к тексту работы

 

В тексте все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений и условных обозначений.

Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр. (прочие), т.д. (так далее), т.п. (потому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн. (миллион), млрд. (миллиард). Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают.Не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «таким образом».

Общепринятые буквенные аббревиатуры (РФ, НАТО и т.д.), аббревиатуры, достаточно распространенные в экономической науке (ПБУ, АО и т.д.) не требуют расшифровки.

Допускаются сокращения отдельных, часто употребляемых в работе терминов с обязательной расшифровкой их при первом употреблении. Например: материально-производственные запасы (МПЗ).

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные без единиц измерения, пишутся словами («пять магазинов»).

Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение.

Число с сокращенным обозначением единиц измерения, пишутся цифрами (95 кг, 5 л и т.д.). После сокращений точка не ставится.

При перечислении ряда чисел, выраженных одной и той же единицей измерения, обозначение этой единицы ставится только после последней цифры (3, 15, 45 и 67 %).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х и др.). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 30 и 50-х гг.). При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (ХХ в.).

Принята следующая стандартная форма написания дат: 07.08.2000. Даты, начинающиеся в одном году и заканчивающиеся в другом: 2005/06 учебный год.

В работе должна употребляться безличная форма утверждения. Вместо выражения «Я изучил…» нужно писать: «В работе изучены…».

В случае, когда автор КР опирается на материалы и мнение других исследователей необходимо сделать ссылку на используемые источники.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках проставляется порядковый номер источника из списка использованной литературы и номер страницы (страниц), на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [22, с. 132], [10, с. 120-121].

При приведении в КР цифровых данных, взятых из других источников, также, указывается номер источника и страницы.

В случае, если автор КР ссылается на источник, но не приводит из него цитату, то указывается только порядковый номер из списка используемой литературы без номеров страниц.

При необходимости дополнительных пояснений отдельных данных, приведенных в КР, их допускается оформлять в виде сноски.

Сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, отделяя от текста короткой горизонтальной линией с левой стороны.

Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, предложения, к которому дается пояснение. Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы.

 

4.3. Оформление таблиц

 

Цифровой материал, когда его много, оформляют в виде таблиц.

В тексте обязательно ссылка на таблицу. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, дополняемое, подтверждаемое или иллюстрируемое табличными данными. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу рекомендуется размещать после первой ссылки на нее в тексте или на следующей странице, обязательно в пределах данного параграфа или главы до следующего заголовка, но не непосредственно перед ним. Таблица должна быть закрыта двумя-тремя строками текста.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «таблица» и ее номер помещается над таблицей справа. Ниже, по центру размещается наименование таблицы. Наименование должно отражать содержание таблицы, быть точным, кратким. Наименование таблицы пишется с прописной буквы без точки в конце.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблиц на другой лист название таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями, переносимыми на следующие листы, пишут слова «продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах страницы.

Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, в именительном падеже. Подзаголовки граф пишутся со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Не допускается сокращение слов. Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставят.

В каждой таблице должны быть указаны единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Единицы измерения могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы, если все ее показатели выражены в одинаковых единицах измерения.

Числовые данные записываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы. При этом разряды располагаются над разрядами. Целая часть отделяется от дробной запятой. В таблице не должно быть пустых клеток: если данные равны нулю пишется «0», если данные не существуют- «-».

Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник. Ссылка помещается сразу после таблицы. Например: «Составлено по источнику: Бюллетень банковской статистики. – М.: ЦБ РФ. 1994. - №1.- С. 33-37.».

Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Пример оформления таблицы:

Таблица 1

Динамика и структура стоимости имущества

Показатели Удельный вес в стоимости имущества, % Изменение к 01.01.2011
01.01.2011 31.12.2010 абсолютное, тыс. руб. относительное, %
Стоимость имущества   100, 0   100, 0     293, 3
Внеоборотные активы   34, 7   18, 3     154, 5
Оборотные активы   65, 3   81, 7     367, 2

 

4.4. Оформление формул

 

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Рекомендуется оформлять формулы с помощью редактора формул. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков сложения (+), вычитания (-), умножения, деления (:). Причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснения обозначений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Пояснения каждого символа и числового коэффициента в формуле следует давать с новой строки, например:

ФО=Qu: А осн , (1)

где ФО – фондоотдача основных средств;

Qu – выручка от реализации продукции;

А осн – стоимость основных средств.

Если в работе приведено более одной формулы, то формулы подвергаются сквозной (единой) нумерации арабскими цифрами. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

Ссылки в тексте на порядковый номер формулы даются в скобках, например, «в формуле (1)».

В случае, если формулы не являются собственными выводами исполнителя КР, то до приведения формулы должна быть оформлена ссылка на соответствующую авторскую работу, содержащую указанную формулу.

 

4.5. Оформление иллюстраций

 

Иллюстрации (графики, чертежи, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотографии) дают возможность наглядного восприятия данных, облегчают их рассмотрение.

Рассмотрим некоторые виды иллюстраций.

График – геометрическое изображение соотношения двух или более величин – является наиболее наглядным способом иллюстрации проводимого анализа. Оси абсцисс (горизонтальную) и ординат (вертикальную) вычерчивают сплошными линиями. Стрелки на концах осей не ставятся. Масштаб шкал по осям следует выбирать из условия максимального использования площади графика. Цифры шкал наносятся слева от оси ординат и под осью абсцисс. На осях координат должны быть указаны названия или условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Если количество кривых на графике невелико (две-три), то они вычерчиваются разными линиями (сплошной, штриховой, штрих - пунктирной) или разными цветами. Надписи, относящиеся к линиям и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. При большом количестве кривых, если кривые разного характера или необходимо выделить какие – либо области, отсекаемые или очерчиваемые кривыми, они нумеруются арабскими цифрами или обозначаются различными буквами.

Пример оформления графика:

Рисунок 1.1. Динамика выручки от продаж

 

Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.

Среди диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100%.

Пример оформления столбиковой диаграммы:

Рисунок 1.2. Объемы продаж компьютеровCOMPAQ в 2004 году1

1Составлено по источнику: Смирнова Л.М. Информационные технологии. - Минск: Новое знание, 2005.- С.56.

 

Широкое использование в работах имеют секторные диаграммы. Они применяются для иллюстрации структуры изучаемой совокупности. Вся совокупность принимается за 100%, ей соответствует общая площадь круга.

Пример оформления секторной диаграммы:

Рисунок 1.3. Структура имущества предприятия на 01.01.2005г.

 

Иллюстрации называются рисунками. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в рамках всей работы (например: Рисунок 1.) или в пределах раздела (например: Рисунок 1.1.). Иллюстрации должны быть снабжены названиями. Например: Рисунок 1.1. Организационная структура предприятия.

Слово «Рисунок» (без сокращения), его номер и название помещается под рисунком по центру.

Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Она помещается после названия рисунка.

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На каждую иллюстрацию должна быть ссылка. При ссылках следует писать «… в соответствии с рисунком 1.1.» или поместить ссылку в тексте в виде заключенного в скобки выражения, например: (рисунок 1.1.).

 

 

4.6. Оформление списка использованной литературы

 

Список литературы показывает степень изученности темы студентом. Он также позволяет подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований.

В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы в процессе работы.

Группировка литературных источников осуществляется по систематическому принципу: вся литература первоначально разбивается на разделы.

Список использованных источников следует составлять в следующем порядке:

Законодательные и нормативно-методические документы и материалы (Законы РФ, постановления Правительства РФ, положения, инструкции, методические рекомендации). Нормативно-законодательные акты приводятся в первой и последней редакции с указанием дат и их номера. Источники располагаются в обратно-хронологической последовательности (вначале новые, затем принятые ранее).

Внутри следующих разделов источники располагаются в алфавитном порядке.

Специальнаянаучная литература (монографии; сборники статей, докладов; материалы конференций, съездов; статьи и т.п.). Не следует отделять книги от статей.

Справочная литература (словари, справочники, энциклопедии, статьи из энциклопедии).

Описание электронных ресурсов. Электронные ресурсы могут быть представлены в следующих видах: электронная статья, электронный журнал, электронные данные, базы данных.

Литература на иностранных языках.

Каждому источнику присваивается порядковый номер. Нумерация является сквозной. Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.

Сведения о книгах должны включать следующие данные.

Фамилия и инициалы автора (авторов).

Название работы (без сокращений и кавычек).

Место издания (для Москвы – сокращенно М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование). Место издания пишется с прописной буквы. После места издания ставится двоеточие.

Наименование издательства пишется без кавычек с прописной буквы, после него ставится запятая.

Том, часть пишут с прописной буквы сокращенно с точкой (Т., Ч.). После этого ставится номер тома или части.

Год издания состоит из четырех цифр.

Общее количество страниц.

Для статьи указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), год издания, номер журнала или номер выпуска сборника (если есть), страницы, на которых расположена статья.

При оформлении библиографического описания необходимо учитывать некоторые особенности.

При описании книг одного автора фамилия автора приводится в начале описания, перед названием книги.

При описании книг двух или трех авторов фамилии авторов, разделенные запятой, приводятся в начале описания, перед названием книги.

При описании книг четырех и более авторов библиографическое описание начинается с заглавия книги, а фамилии авторов пишутся за косой чертой. При этом перечисляется не более трех авторов и ставится словосочетание «и др.», затем указываются все остальные реквизиты.

При описании книг имеющих научного редактора в случае, если у книги от одного до трех авторов, вначале описания необходимо перечислить через запятую фамилии авторов, затем указать наименование книги и после косой черты фамилию редактора, а затем перечисляются остальные реквизиты.

При описании книг имеющих научного редактора в случае, если у книги более трех авторов, библиографическое описание начинается с названия книги, затем после косой черты перечисляются фамилий авторов и через точку с запятой указывается фамилия редактора книги или учебника, а затем перечисляются все остальные реквизиты.

При описании статей из периодических изданий вначале описания указывается автор статьи, затем наименование статьи и через две косых черты сведения о журнале или газете в которых помещена статья.

При описании статей из вузовских и межвузовских сборников вначале описания указывается автор статьи, затем наименование статьи и через две косых черты сведения о сборнике в котором помещена статья.

Описание книг и статей на иностранных языках имеет те же особенности, что и на русском языке.

Пример оформления списка использованной литературы приведен в приложении 4.

 

4.7. Оформление приложений

 

Приложения являются необходимой частью работы.

Приложения могут содержать копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики.

Приложения оформляются как продолжение ВКР на ее последних страницах.

В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение». Приложения нумеруют арабскими цифрами (например, приложение 1, приложение 2 и т.д.). Приложение должно иметь заголовок, которой записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью КР сквозную нумерацию страниц.

5. Рецензирование и защита

Законченная курсовая работа подписывается студентом в конце ее текста (перед списком литературы) и сдается на рецензирование с предварительной регистрацией у методиста факультета. Срок сдачи работы установлен графиком выполнения письменных работ.

Работы, представленные с нарушением предусмотренных сроков без уважительных причин рецензированию не подлежат. При рецензировании и оценке курсовой работы учитывается:

­ полнота освещения основных вопросов темы в соответствии с ее планом и качество анализа материалов;

­ использование дополнительной литературы, практических материалов конкретного предприятия отрасли;

­ литературный стиль и грамотность изложения вопросов темы;

­ качество оформления работы.

После окончательной проверки работы научный руководитель выдает студентам рецензию сзаключением о возмож­ности допустить (или не допустить) курсовую работу к защите. Не допущенную к защите работу необходимо переделать в соответствии с замечаниями преподавателя и представить повторно для проверки, вложив в нее рецензию на первый вариант работы. В отдельных случаях студент, с разрешения научного руководителя, может представить дополнительные материалы (доработку), не переписывая всю работу.

Защита курсовой работы проводится до сдачи экзамена по дисциплине «Управленческие решения» публично в комиссии из двух преподавателей ка­федры. Одной из задач защиты работы студентом является проверка самостоятельности ее выполнения. При наличии элементов списывания всем сту­дентам, допустившим это нарушение, выдаются задания на новые темы работ. При повторном выявлении фактов списывания студенты могут быть отчислены.

На защите студент должен кратко изложить основное содержание работы, уделив особое внимание выводам и предложениям, которые и составляют предмет защиты; дать ответы па замечания рецензента и на воз­никшие в процессе защиты вопросы.

В докладе необходимо обосновать актуальность темы, ее практическую значимость, причины ее выбора студентом, затем определить цель работы и задачи исследования. При необходимости следует пояснить структуру работы и логику изложения материала. Целесообразно указать, какие материалы послужили основой работы и каков период исследования.

При защите курсовой работы используются наиболее важные и существенные материалы, все новое и ценное, что получено студентом в ре­зультате проведенного исследования. Не рекомендуется излишнее внимание уделять изложению общеизвестных положений, теоретических матери­алов, высказываниям декларативного характера.

Во время защиты студент представляет результаты КР в виде презентации и может пользоваться своей курсовой работой.

Студенты, получившие при защите курсовой работы неудовлетворительную оценку, должны произвести необходимую доработку и подготовить подробный доклад для повторной защиты.

6. Темы курсовых работ и рекомендации по их содержанию

1. Аналоговые модели и их использование при разработке управленческих решений

Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. График, |иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержками, является аналоговой моделью. Другим примером аналоговой модели является организационная схема. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем составление перечня взаимосвязей всех работников.

В первой части курсового исследования рекомендуется осветить такие вопросы, как: понятие управленческого решения, этапы их разработки и принятия, модели принятия управленческих решений.

Во второй части следует раскрыть понятие аналоговой модели, описать виды аналоговых моделей и их применение.

В третьей части курсовой работы нужно построить аналоговую модель конкретной ситуации, проанализировать аналоговую модель, на основе результатов анализа сделать выводы и принять управленческое решение.

2. Использование линейного программирования для решения управленческой задачи

Большое число экономических задач сводится к линейным математи­ческим моделям. Традиционно оптимизационные линейные математические модели называются моделями линейного программирования. Под линей­ным программированием понимается линейное планирование, т.е. получение оптимального плана решения в задачах с линейной структурой. В курсовой работе по данной теме необходимо охарактеризовать мето­ды линейного программирования, используемые при принятии управлен­ческих решений, особенности их применения.

В первой части курсового исследования целесообразно представить сущность, формы управленческих решений и этапы процесса их приня­тия, а также типологию управленческих решений.

Во второй главе следует раскрыть сущность методов линейного про­граммирования. Для полной характеристики методов необходимо проанализировать симплекс-метод как двойственную задачу линейного про­граммирования, транспортную задачу как специальную задачу линейного программирования. Можно также включить во вторую часть графический метод решения задач линейного программирования, теорию игр, метод потенциалов и др.

В практической части работы должны быть представлены результа­ты применения методов линейного программирования на примере конк­ретной организации, т.е. показать практическое их применение.

Результатом курсовой работы может быть определение оптимально­го плана производства, выбраны модели для рационального производства.

3. Применение информационных систем поддержки принятия управленческих решений

Система поддержки принятия решений (СППР) — информационные системы на управленческом уровне организации, которые объединяют данные аналитические модели, чтобы поддержать слабоструктурирован­ное и неструктурированное принятие решений.

В теоретической части рекомендуется осветить понятие управленче­ского решения, рассмотреть этапы разработки и принятия управленческих решений.

Во второй главе можно рассмотреть прикладные информационные технологии, виды информационных систем в организации, их характери­стику, компоненты.

В третьей главе рекомендуется рассмотреть практическое примене­ние СППР в конкретной организации.

 

4. Разработка управленческого решения методом мозгового штурма

Сущность метода коллективной генерации идей (мозговой атаки, или штурма) состоит в использовании творческого потенциала специалистов при анализе и прогнозировании проблемной ситуации, реализующей вна­чале генерацию идей, а затем последующее деструктурирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контридей и выработкой согласованной прогнозной точки зрения.

В теоретической части работы желательно изложить исторический отечественный и зарубежный опыт разработки и использования данного метода, что во многом будет способствовать повышению научной обос­нованности содержания курсовой работы. Кроме того, в первой главе необходимо охарактеризовать теорети­ческие аспекты разработки управленческих решений, процесс принятия решений, рассмотреть методы принятия управленческих решений и дать оценку метода мозгового штурма как одного из методов разработки управ­ленческих решений.

В курсовой работе можно привести общую классификацию интуи­тивных методов прогнозирования, определить место и роль мозговых атак в общей совокупности экспертных оценок.

Во второй главе исследования излагается механизм проведения мозго­вой атаки. Возможно включение в методическую часть работы описание разновидностей мозгового штур­ма, например, метода «635», условия применения данного метода и его модификаций, предложить проблемы, решение которых может прогно­зироваться методом мозгового штурма. Желательно построить «дерево целей», применяя данный метод.

Третья глава работы включает результаты экспертной оценки, орга­низованной автором исследования для разработки решения выбранной проблемы. Экспертная оценка может проводиться в условиях академиче­ской группы или в другой организации по выбору автора работы. Все этапы проведения мозгового штурма должны быть полностью отражены в прак­тической части работы или в приложении. Желательно провести две-три разновидности мозговой атаки. Можно проверить результаты экспертизы количественными методами прогнозирования, если для этого существуют определенные информационные условия.

 

5. Использование метода сценариев при разработке управленческих решений

При разработке управленческого решения широкое распространение находит метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и воз­можные последствия принимаемых решений. Метод сценариев предпо­лагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму.

В первой части необходимо определить содержание процесса приня­тия решений, ситуационного анализа при принятии управленческих реше­ний. Здесь же можно описать метод сценариев.

Во второй части можно привести методологию составления сценари­ев развития ситуаций, рассмотреть такие методы, как дерево целей, «Пат­терн», матричный метод. Также можно выделить способы опре­деления и оценки желаемых сценариев.

Примером проблемы, решенной в третьей части, может быть выбор сценария будущего состояния на рынке занятости в определенном регио­не. При этом должны быть выявлены факторы, влияющие на рынок труда, разрабо­тано несколько контрастных сценариев развития рынка труда и определены последствия принятия наиболее вероятных сценариев и оценка обобщен­ного сценария развития рынка занятости в регионе.

 

6. Использование теории игр при разработке управленческих решений

Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр. Теория игр является очень сложной областью знания. При обращении к ней надо соблюдать известную осторожность и четко знать границы применения. Анализ и консультации на основе теории игр из-за их сложности рекомен­дуются лишь для особо важных проблемных областей.

В теоретической части рекомендуется осветить понятие управленче­ского решения, рассмотреть этапы разработки и принятия управленческих решений.

Во второй части курсового исследования следует раскрыть основные понятия теории игр (игрок, стратегия, ситуация), а также охарактеризо­вать основные положения теории игр и анализа на основе этой модели.

В практической части нужно проанализировать конкретную проблему организации на основе теории игр, сделать выводы из проведенного ана­лиза, на основе его результатов сделать выбор управленческого решения.

7. Использование экспертных методов при принятии управленческих решений

Основной целью организации и проведения экспертиз является повы­шение профессионального уровня принимаемых решений за счет исполь­зования специально разработанных и проверенных на практике техноло­гий экспертного оценивания. В курсовой работе необходимо дать понятие экспертному оцениванию, охарактеризовать различные методы эксперт­ных оценок, возможности их применения для решения разнообразных проблем.

В первой главе необходимо охарактеризовать процесс, основные этапы и методологию разработки управленческих решений, можно дать понятие экспертного оценивания при принятии решений.

Во второй главе излагаются методы экспертных оценок. В их число обязательно включаются методы прямых оценок и с обратной связью (мето­ды «Дельфи» и мозговой штурм), рассматриваются методы получения каче­ственных и количественных оценок. В работе необходимо рассмотреть методы разработки анкет, подбор экспертов, особенности и условия при­менения методов с обратной связью.

В третьей главе приводятся результаты экспертных оценок, прове­денных автором исследования. В работу можно включить краткую харак­теристику организации и ее конкурентной среды, описание ассортимент­ного перечня товаров организации. Желательно организовать две-три экспертные оценки различными методами, полученные результаты срав­нить и проанализировать. На основе полученных результатов необходимо разработать прогноз сбыта продукции для выбранной организации в целом по общему объему продукции в стоимостном выражении и по ассортимент­ным группам. Примером проблемы может быть выбор приоритетного меро­приятия по формированию спроса, повышению рентабельности организации.

Материалы экспертных оценок (заполненные анкеты, стенографиче­ский отчет мозгового штурма) можно включить в приложение к работе.

 

8. Определение риска и неопределенности при разработке управленческих решений

Учет и оценка факторов риска и неопределенности при принятии управленческих решений является первостепенной задачей менеджмента любой организации. Для успешного функционирования организация должна определить, какие основные виды рисков свойственны для ее деятельности, так как существует множество различных специфических источников возникно­вения неопределенности.

Первая глава должна быть посвящена понятию риска и неопределен­ности в целом. Следует рассмотреть виды, источники рисков, а также спо­собы снижения рисков.

Во второй главе рассматриваются количественные и качественные методы оценки рисков, приемы разработки и выбора управленческих реше­ний в условиях неопределенности и риска.

При оценке таких категорий, как риск и неопределенность, нельзя пользоваться какой-то одной методикой, необходимо интегрировать несколько приемов и методов измерения исследуемых понятий.

Третья глава посвящена выбору оптимального управленческого реше­ния в условиях риска и неопределенности непосредственно на практике. Здесь следует рассмотреть деятельность конкретной организации и выявить существующий ряд рисков, оценить степень риска при принятии управ­ленческих решений и сделать выбор в пользу того или иного решения.

 

9. Построение дерева целей для конкретной организации с помощью мозгового штурма

Дерево целей может оперировать как с количественной, так и с каче­ственной информацией и позволяет разбивать основную задачу на подза­дачи, а также создавать систему взвешенных по экспертным оценкам свя­зей. Одним из наиболее эффективных и широко распространенных методов построения дерева целей является метод мозгового штурма.

В первой главе следует описать в целом роль разработки управлен­ческого решения в процессе управления. Рассмотреть значение, сущность и формы управленческих решений, а также этапы разработки решений. Можно дать общую характеристику дерева целей и требований, которые должны соблюдаться при его построении.

Вторая глава посвящена непосредственно методологии разработки «дерева решений» методом мозгового штурма. Следует рассмотреть этапы проведения этой экспертизы: формирование группы экспертов, составле­ние проблемной записки, генерация и систематизация идей и т.д.

В третьей главе следует применить на практике данный метод, т.е. разработать управленческое решение на основе «дерева решений», постро­енного с помощью мозгового штурма. А также сделать выводы и привести свои рекомендации по полученным результатам.

 

10. Применение дерева решений для достижения целей организации

Дерево решений — один из способов, дающих возможность наглядно представить весь комплекс решений и обеспечить проверку его полноты. Одним из наиболее эффективных и широко распространенных методов построения дерева целей является метод мозгового штурма.

В первой главе следует описать в целом роль разработки управлен­ческого решения в процессе управления. Рассмотреть значение, сущность и формы управленческих решений. Этапы разработки решений.

Вторая глава посвящена непосредственно методологии разработки дерева решений. Здесь следует рассмотреть технологию разработки. Также для более полного обзора возможно рассмотрение дерева решений с использованием формулы Байеса или на базе системы «Паттерн».

В третьей главе следует применить на практике данный метод, т.е. разработать управленческое решение, используя метод дерева решений. Для подтверждения результатов или их сравнения следует использовать какие-либо еще сравнительные оценки (например, сравнительная оценка вариантов методом «Паттерн»).

 

11. Проблема многокритериального выбора управленческих альтернатив

Во многих случаях объект экспертизы не может быть охарактеризо­ван только одним критерием и возникает необходимость формирования нескольких критериев. Поэтому решение многих стратегических задач невозможно без использования систем многокритериального выбора.

В первой части курсовой работы выявляется природа процесса при­нятия управленческих решений. Здесь рассматриваются сущность, зада­чи, функции управленческих решений, подходы к принятию управленче­ских решений, основные этапы рационального решения проблемы.

В методической части исследования описываются многокритериаль­ные методы оценивания и выбора альтернатив: «затраты — прибыль», «таблица оценок», «матрица решений», «полигон альтернатив». Это наи­более известные и применимые методы выбора альтернатив на основе нескольких критериев.

Третья практическая часть работы строится по выбору студента. Можно осуществить выбор одного из поставщиков на примере организа­ции, используя вышерассмотренные методы. Выбор поставщика осуще­ствляется различными методами, результаты сравниваются.

12. Проблемы уникального выбора в разработке управленческого решения

Каждое управленческое решение является уникальным по своей при­роде. Принять уникальное управленческое решение можно с использова­нием различных методов разработки управленческих решений. В зависи­мости от выбранной методологии будет меняться структура работы.

В первую часть работы, как правило, включают основные понятия в разработке управленческих решений, подходы к принятию уникального управленческого решения, трудность проблем уникального выбора.

Возможны различные варианты содержания второй главы курсового исследования:

1) рассмотреть принятие управленческого решения методом экспер­тного оценивания (методы получения количественных экспертных оце­нок, качественных экспертных оценок);

2) изучить применение научных подходов для решения проблем уни­кального выбора (системный подход, воспроизводственный подход, функ­циональный подход);

3) охарактеризовать инструменты уникального выбора (например, факторный анализ, динамическое бизнес-моделирование). Можно также включить в методологическую часть метод декомпози­ции, симплекс-метод, многокритериальный выбор альтернатив на основе нечеткого отношения предпочтения.

Третья часть работы строится по усмотрению студента. Главное, что­бы она включала непосредственно разработку управленческого решения на примере организации региона и подтверждала его уникальность.

 

13. Проектирование информационно-управляющих систем организации

Системы принятия решений — это человеко-машинные объекты, кото­рые позволяют лицам, принимающим решения, использовать данные, зна­ния, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабо­структурированных и неструктурированных проблем.

В первой главе необходимо рассмотреть подсистему информацион­ного обеспечения, подробно охарактеризовать коммуникационный про­цесс, информационное обеспечение процесса разработки управленческих решений, изучить источни­ки движения информации.

Во второй главе следует подробно рассмотреть проектирование инфор­мационно-управляющей системы. Можно дать понятие системы поддержки управленческих решений, автоматизированной информационной системы организации (АСУ), основные методы их проектирования и классификацию.

Третья глава должна быть посвящена проектированию информацион­но-управляющей системы конкретной организации. Можно исследовать поток информации какого-либо отдела, например, графоаналитическим методом, проанализировать инфор­мационные потоки в конкретном отделе, изучить процесс принятия управленческого решения в целях оптимизации. В заключении следует сделать выводы по работе, обосновать выбор наиболее подходящих средств проектирования информацион­но-управляющей системы.

 

14. Решение управленческой задачи методами имитационного моделирования

Основная концепция имитационного моделирования системы состо­ит в отображении изменений ее состояния с течением времени. Имитаци­онное моделирование — это сложный участок интеллектуальной деятель­ности, нацеленный на решение производственных проблем с применением человеко-машинных процедур. При имитационном моделировании логи­ческая структура моделируемой системы адекватно отображается в моде­ли, а процессы ее функционирования и динамика взаимодействия ее эле­ментов воспроизводятся (имитируются) на модели.

В первой главе необходимо отобразить связь имитационного модели­рования и разработки управленческого решения. Следует рассмотреть этапы разработки управленческих решений, их классификацию, методы и модели оптимизации решений.

Возможны разные способы представления процесса принятия реше­ний, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. Ситуационный подход наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятель­ности, он универсален и, по существу, содержит основные методы, свя­занные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.

Вторая глава должна быть посвящена непосредственному изучению процесса имитационного моделирования, а именно понятию и сущности имитационного моделирования, алгоритмическому моделированию биз­нес-процессов.

В третьей главе курсового исследования необходимо построить ими­тационную модель для конкретной организации, т.е. практически приме­нить инструменты имитационного моделирования. С помощью результа­тов имитационной модели следует принять управленческое решение.

 

15. Решение управленческой задачи методами теории управления запасами

Основная задача при управлении запасами — достичь удовлетвори­тельного уровня обслуживания потребителей, в то же время удерживать расходы на поддержание запасов в разумных пределах.

Первая часть посвящена теоретическим аспектам разработки управ­ленческих решений в управлении запасами; классификации, параметрам и эффективности управленческих решений. Также следует раскрыть поня­тие запасов, системы управления запасами, виды запасов и нормирование запасов, а также определение оптимальной партии заказов.

Во второй главе следует описать методический подход к оперативно­му планированию запасов. Раскрыть понятия оперативного планирования, метод построения сетевых моделей, систему управления запасами с фикси­рованным размером заказа. Также можно рассмотреть систему управле­ния запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. Можно рассмотреть модели управления запасами: статическая детерми­нированная модель без дефицита, статическая детерминированная модель с дефицитом, стохастические модели управления запасами, стохастические модели управления запасами и фиксированным временем задержки зака­зов. Можно описать технологическую цепь складского процесса в органи­зации.

Третья глава должна быть посвящена разработке практических реко­мендаций по оптимизации уровня запасов в конкретной организации. Следует рассмотреть систему планирования в данной организации, а так­же рассчитать оптимальный уровень запасов для организации. Получен­ные результаты нужно сравнить с существующим состоянием в организа­ции и сделать выводы, разработать свои рекомендации.

 

16. Решение управленческой задачи с помощью методов математического программирования

Математическое программирование — метод исследования опера­ций, посредством которого решаются проблемы, связанные с тем, что оптимальное значение функционала является предметом определенных ограничений. Различают линейное, квадратичное и динамическое програм­мирование.

В первой части курсовой работы выявляется природа процесса при­нятия управленческих решений. Здесь рассматриваются сущность, задачи, функции управленческих решений, подходы к принятию управленческих решений, основные этапы рационального решения проблемы.

Во второй части следует рассмотреть сущность и методы математи­ческого программирования.

В практической части нужно применить методы математического программирования на практике. На основе полученных данных сделать выводы и принять управленческое решение.

 

17. Решение управленческой задачи с применением платежной матрицы

Выбор альтернативы является одной из наиболее сложных задач, кото­рые приходится решать организации. Платежная матрица как один из вари­антов теории игр имеет практическое применение в условиях выбора опти­мального решения.

В первой главе необходимо рассмотреть теоретические аспекты при­нятия управленческих решений. Понятие, классификацию управленческих решений. Требования и основные элементы процесса выработки управ­ленческих решений.

Вторая глава посвящается применению теории игр для решения управ­ленческих задач. Приводятся основные понятия теории игр, классифика­ция игр, формальное представление теории игр. А также следует рассмот­реть основные критерии анализа платежной матрицы, способы решения задач матричных игр. Можно рассмотреть разбиение матрицы на подмат­рицы. Взаимосвязь матричных игр и линейного программирования, что может быть успешно использовано в третьей главе.

Третья глава посвящается практическому использованию платежной матрицы для решения управленческой задачи в конкретной организации. Следует предоставить общую информацию об организации и геометри­ческое решение задачи выбора стратегии развития организации. Результа­ты можно проверить с помощью линейного программирования.

 

18. Разработка управленческого решения в условиях неопределенности

Неопределенность — характерная черта любого решения. Важным доказательством квалификации руководителя является его готовность принимать решения в условиях неопределенности и брать на себя ответст­венность за их выполнение. Благодаря планированию и рациональному взвешиванию всех возможностей достигается существенное снижение нео­пределенности. Тем не менее всю неопределенность обычно снять не уда­ется. Поэтому вполне нормально, что окончательные результаты отклоня­ются от запланированных. И все же отказываться от планирования, считая его нереалистичным, нельзя.

В первой главе следует рассмотреть понятие и сущность неопреде­ленности, показать связь неопределенности с риском.

В методической части курсового исследования можно описать пути снижения неопределенности благодаря квалифицированным руководите­лям, планированию и рациональному взвешиванию всех возможностей.

В третьей главе необходимо попытаться существенно снизить нео­пределенность при принятии управленческого решения в конкретной орга­низации.

 

19. Системный анализ управленческих решений

Системный анализ — исследование, цель которого помочь руководи­телю, принимающему решение, в выборе курса действий путем системати­ческого изучения его действительных целей, количественного сравнения затрат, эффективн






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.