Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывести условие максимизации экономической прибыли. Вывести его модификацию для совершенной конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и фирма не может воздействовать на нее, являясь ценополучателем. Для максимизации прибыли (или минимизации своих потерь, если получение прибыли невозможно) фирма должна определить оптимальный в данных рыночных и технологических условиях объем выпуска. При чистой монополии фирма может максимизировать прибыль, выбирая либо соответствующий объем, либо цену.
Любая фирма для максимизации прибыли должна использо вать дополнительные единицы любого ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица данного ресурса дает больший прирост общего дохода фирмы по сравнению с приростом ее ва ловых издержек. Тогда условием максимизации прибыли является применение такого количества данного ресурса, при котором предельный продукт в денежном выражении будет равен пре дельным издержкам на ресурс: MRP = MRC.

 

 

9. Рынок и рыночный механизм как модель теоретического исследования. Рынок (как экономическая теория) – это система отношений между потребителем и производителем основанная на частной собственности, обмене с целью получения выгоды или пользы.
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:
- что производить;
- как производить;
- для кого производить.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
Функции рынка:
Распределительная функция. Рыночный механизм спроса и предложения распределяет ресурсы, блага и доходы между участниками экономической системы в пользу тех, кто смог применить их наиболее эффективно.
Стимулирующая функция. Рыночный механизм создаёт условия для наиболее эффективного использования ресурсов, реализации творческих способностей людей, применение достижений.
Контролирующая функция. Рынок следит за тем как используются ограниченные ресурсы и с помощью рыночных индикаторов (цена, норма прибыли, процентная ставка за пользование кредита и т. д.) перераспределяют ресурсы из отраслей, продукция которых не пользуется спросом в другие отрасли, испытывающие недостаток ресурсов (высокие цены, дефицит и т. д.)
Санирующая функция. Рыночный механизм выявляет фирмы банкроты.
Плюсы
Наиболее полное удовлетворение потребностей
Несправедливость в распределении доходов (диффиринциация)
Эффективное использование ресурсов
Развитие Научно-Технического Прогресса
Возможность реализации и самореализации личности
Стимулы к экономическому росту
Минусы
Несправедливость в распределении доходов (диффиринциация)
Наличие так называемых побочных эффектов рынка: инфляция, безработица, загрязнение окр. среды.
Формирование не защищённых социальных слоёв населения.
Равнодушие к проблемам развития науки (фундаментальной)
Современные экономические системы представляют собой смешанные образования. Рынок тесно взаимодействует с государством. В разных странах сложились свои модели смешанной экономики.

 

52. Кривая спроса и кривая предельного дохода при совершенной конкуренции. Условия максимизации экономической прибыли для совершенной конкуренции. Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж: прибыль = TR - ТС. Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q). Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки. Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции. Максимальная прибыль достигается в двух случаях: а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС); б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС). Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р. Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС. Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р. Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам. Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль. Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR. 60. Основные направления распределения дохода. Исследование неравенства. Государственная политика перераспределения дохода в обществе. Важной социально-экономической проблемой является распределение дохода, которое в экономической теории рассматривается с двух точек зрения: - функционального, т.е. распределения дохода между факторами производства; - распределение дохода в зависимости от его величины. Функциональное распределение дохода показывает, какая доля совокупного дохода страны направляется соответствующему фактору производства. Мы уже упоминали, что домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие и образуют в сумме доход домохозяйств. Основным источником доходов наших домохозяйств является оплата труда. Распределение дохода по величине характеризует распределение созданного в стране дохода между домохозяйствами. Дифференциация заработной платы представляет собой неравенство в распределении личных доходов.Анализом проблемы неравенства занимался А. Пигу. В работе «Экономическая теория благосостояния» он сформулировал принцип достижения максимума благ для наибольшего количества человек. Наибольший уровень благосостояния Пигу предлагал достичь проведением политики равномерного распределения доходов. Его заслуга состоит в рассмотрении положительных и отрицательных моментов регулирования доходов. Так, политика перераспределения таит в себе опасность негативного воздействия на накопление капитала и экономическую активность. Результат политики доходов – общее удовлетворение бедных категорий общества возрастает в большей степени, чем снижение общего удовлетворения богатых. В качестве главного метода регулирования доходов Пигу называл налоговое воздействие Государственная политика доходов определяется как перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Согласно другому мнению, основными составляющими государственного регулирования доходов являются: организация социальных трансфертных платежей и установление определенных цен для производителей и покупателей. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе, предотвращение роста преступности, поддержание платежеспособного спроса, формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы. Степень воздействия государства на данные процессы характеризуется в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение и прогрессивностью налоговых ставок. Процесс изменения первичного распределения доходов сопровождает создание общественного блага, что проявляется в росте благосостояния малообеспеченных и его снижение у состоятельных граждан. Такое действие государства влияет на распределение ресурсов и мотивы экономической деятельности. Причем названные эффекты могут вызвать, кроме основных методов, приватизация и антимонопольная политика.   43. Бухгалтерская и экономическая характеристика издержек производства. Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. бухгалтерские – исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков: * по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.; * по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе; * по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной микроэкономики; * по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.); * по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в 3. альтернативные издержки В связи с ограниченностью ресурсов возникает проблема наилучшего их использования из всех отвергнутых альтернатив. Альтернативные издержки - это издержки выпуска благ, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможности применения ресурсов производства, обеспечивающие максимальную прибыль. Альтернативные издержки предприятия называются экономическими издержками. Эти издержки необходимо отличать от бухгалтерских издержек. Бухгалтерские издержки отличаются от экономических издержек тем, что они не включают стоимость факторов производства, являющихся собственностью владельцев фирм с точки зрения экономики издержки можно разделить на явные и неявные Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.). Неявные (вмененные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. 11. понятие спроса. Закон, функции и величина спроса. Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон Спроса - экономический закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях, т.е. объем спроса на товары и уровень цен на них находятся в обратно пропорциональной зависимости. ФУНКЦИЯ СПРОСА - Функция, показывающая зависимость спроса на какой-либо товар или услугу от различных факторов. Индивидуальный и совокупный спрос зависит от дохода и цены данного товара. Кривая спроса показывает зависимость спроса только от цены товара, при том, что все прочие факторы считаются постоянными. Величина спроса - количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. 27. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ - оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены. Точнее, эластичность спроса по цене - это процентное изменение величины спроса, деленное на процентное изменение цены. Эластичность спроса по цене представляет собой величину, используемую для измерения чувствительности объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Эластичность спроса по цене у разных товаров может значительно различаться. Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания, обувь) неэластичен, поскольку они необходимы для жизни и, несмотря на повышение цены, отказаться от их потребления нельзя. Предметы роскоши, наоборот, имеют более высокую эластичность к изменению цены. Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов: 1. наличие товаров-субститутов (заменителей). 2. время приспособления к изменению цены. 3.доля потребительского бюджета, отведенного на продукт. Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на РИСУНКЕ СНИЗУ. Совокупная выручка равна произве дению количества проданной продукции на ее цену: TR = Р х Q, (3.5) где TR — совокупная (общая) выручка (доход); Р — цена; Q — количество. Если спрос по цене эластичный (EPD > l), то снижение цены вы зывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем ле вом углу: процентное изменение количества продукции мало, а про центное изменение цены — велико. Если спрос по цене неэластичен (EPD < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выруч ки.     38. Мотивация производственной деятельности фирмы Трудовая мотивация - это способ воздействия на работника с целью побуждения его к эффективной трудовой деятельности посредством внешних и внутренних факторов. Мотивация как экономическая категория выражает социально - трудовые отношения работников по поводу сознательного включения в производственный процесс. Механизм мотивации труда работников современного предприятия представляет собой совокупность специфических инструментов экономического, социального, организационного, психологического характера, которые предопределяются особенностями труда в той или иной сфере. Мотивационный механизм работников является объективной составляющей экономического механизма и механизма хозяйствования и включает некоторые их элементы. Поскольку мотивация - сложное многоаспектное понятие, то мотивационный механизм необходимо применять в комплексе, используя все инструменты экономического, социального, психологического блоков. В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников и управленческого персонала является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет, как правило, не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой заработной платой. В тоже время, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствие рекомендаций (в основном у молодых специалистов). Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации. В связи с этим целью данной работы является рассмотрение факторов, мотивирующих персонал к труду и разработка мероприятий, направленных на оптимизацию существующей системы мотивации. Объект исследования в работе – управление мотивацией персонала в ЗАО Мясокомбинат «Клинский» Предмет исследования – система мотивации труда сотрудников. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: - рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации; - исследуются система управления персоналом и составляющие трудовой мотивации сотрудников; - на основе опроса выявляются мотивационные факторы, наиболее мотивирующие сотрудников к эффективной работе; - на основе полученных данных анализа и опроса даются предложения по оптимизации существующей системы мотивации 17. Кривая предложения и её сдвиг. Анализ модели спрос-предложение может поведать нам куда больше, чем просто о равновесной цене или равновесном объеме. Мы также можем его использовать для прогнозирования воздействия изменений в экономической обстановке на цены и объемы. Например, предположим, что влияние плохой погоды повышает цены на кукурузу, и соответственно, на основные ингредиенты кукурузных хлопьев; это приведет к сдвигу кривой предложения кукурузных хлопьев влево. В противоположность ей, кривая спроса не сдвинулась - у людей требования к завтраку остаются теми же, независимо от того, хороший был урожай или нет. Что происходит на рынке кукурузных хлопьев? Низкий урожай приводит к тому, что производители изготовляют меньше кукурузных хлопьев по старой цене, и величина спроса превосходит величину предложения. Поэтому, цена за упаковку кукурузных хлопьев возрастает, стимулируя производство и, таким образом, приводя к росту величины предложения, и одновременно - к сдерживанию потребления и снижению величины спроса. Цена продолжает расти до тех пор, пока величина предложения и величина спроса вновь не станут равными. Новое равновесие имеет место в месте пересечения новой кривой предложения с исходной кривой спроса. Таким образом плохой урожай (или любой другой сдвиг кривой предложения влево) приводит к увеличению цен и, по закону отрицательного наклона кривой спроса, снижает величину спроса. Представьте себе, что улучшение процесса производства кукурузных хлопьев снизит затраты и, поэтому, увеличит предложение. Это означает, что кривая предложения сдвинется вниз и вправо, т.е. мы получим новую кривую, с новым равновесием. Почему же равновесная цена ниже, в то время как равновесный объем больше? Мы снова можем использовать модель спроса-предложения для того, чтобы исследовать, как изменения спроса влияют на рыночное равновесие. Представьте себе, что семейные доходы резко возросли, и все захотели есть больше кукурузных хлопьев. Произойдет " сдвиг кривой спроса", при котором по каждой цене потребитель захочет купить больше кукурузных хлопьев (вероятно, большие по объему упаковки). Таким образом, кривая спроса сдвинется вправо. Сдвиг кривой спроса приведет к недостатку кукурузных хлопьев по старой цене. Люди начнут активно искать их, и нетерпеливые покупатели будут толпиться в проходах между магазинными полками. Цены будут идти вверх до тех пор, пока предложение и спрос вновь не придут к равновесию по более высокой цене. 24. Влияние налогов и субсидий на уровень цен. Налог является мощным рычагом государственного регулирования рынка В процессе увеличения или уменьшения своей величины он законов спроса и предложения не нарушает, но определенным образом модифицирует их действие - вызывает змище ения кривых предложения товара, определяя тем самым перемещение точки рыночной равновесийи. В целом последствия налогообложения негативно отражаются как на потребителях, так и на производителях товаров, что находит выражение в росте цены товара и сокращении объемов производства Более высокая цена скоро очуе объем потребительского спроса, вследствие чего уменьшается масса продажи товаров, попавших под налогообложение Производители в таких условиях вынуждены сокращать производство и объемы предлагаемых на рынке товаров, спрос на которые стал меньше Ведь более высокий налог вызывает уменьшение производственных потенций продуцентов (производителей), а пониженный спрос эту рецессионных (нисходящую) тенденцию к усилению. Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличивая процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения ^ переместится влево и вверх на величину налога7*, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения, вплоть до пересечения с новой кривой предложения.?.,, т. е. в точку Е2. В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с до £ > 2, а цена возрастет сР{ до Р2 (рис. 4.4). Последствия введения налога: Смещение кривых спроса и предложения па величину субсидии (7 будет противоположно их смещению при налогообложении. Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину й (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с £ >, до Я2 и одновременно к снижению равновесной цены с Рх до Р2. 36. Уравнение бюджетной линии. Нахождение оптимального выбора покупателя с помощью кривых безразличия. В зависимости от функций полезности различают следующие типы кривых безразличия: 1). Функция полезности с полным взаимозамещением благ (чай и кофе) имеет вид: U= aX + bY, где a, b – параметры; U – полезность; X, Y – товары. Из функции полезности можно найти Y: Y= (U- aX)/b и построить кривые безразличия линейного типа (рис. 1). 2).Неоклассическая функция полезности имеет вид: U= X^a*Y^b, где a+b ≤ 1 Чтобы построить кривые безразличия необходимо найти Y (первая формула снизу) Кривые безразличия неоклассического типа(рис.2) 3) Функции с полным взаимодополнением благ (при увеличении спроса на одно из двух благ растет спрос и на второе благо, например, сахар и чай, бензин и моторное масло) имеют кривые безразличия в виде точки на пересечении двух прямых. Избыток одного блага не имеет значения. Полезность достигается лишь при определенной комбинации обеих благ.(вторая формула снизу) Кривые безразличия функций с полным взаимодополнением благ(рис 3) 13. Индивидуальный и рыночный спрос. Метод горизонтального суммирования. Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем. Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Построение кривой рыночного спроса производится методом горизонтального суммирования. К примеру, спрос трёх школьников — Нина, Петр и Федор — на билеты в кино. Эти школьники обладают различными денежными возможностями и разными вкусами Поэтому спрос их будет неодинаков. В результате суммирования объемов спроса всех индивидов появляется кривая рыночного спроса. Обращает на себя внимание, что она сдвигается вправо по мере появления на рынке новых покупателей и является ломаной. При этом число изломов будет тем больше, чем больше покупателей представлено на рынке данного товара. Когда их число становится достаточно большим, изломы становятся неразличимыми и кривая сглаживается. Поэтому кривые рыночного спроса выглядят как гладкие линии.   14. Изменение величины спроса и сдвиг кривой спроса. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (при прочих равных условиях).Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой. СДВИГ КРИВОЙ СПРОСА перемещение кривой спроса из одного положения в другое (либо влево, либо вправо) под влиянием изменения какого-либо фактора (доход, вкусы), кроме изменения цены. Под воздействием последней происходит движение по самой кривой спроса. Воздействие всех остальных факторов на спрос проявляется в сдвиге кривой спроса вправо — вверх при увеличении спроса и влево — вниз при его уменьшении. Убедимся в этом. Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше, и кривая спроса перейдет из положения D0 в положение D1, (рис. 4.2). Напротив, при падении доходов линия спроса сместится влево, приняв вид D2.   16. Индивидуальное и рыночное предложение Переход от индивидуального к рыночному предложению аналогичен переходу отиндивидуального к рыночному спросу, т.е. происходит суммирование объема предложения при каждом конкретном уровне цен. В процессе формирования рыночного предложения оказывается влияние на положение каждого производителя. Это означает, что рост объема производства в отрасли, производящей данный товар, может приводить к уменьшению общих затрат каждого производителя. В результате возникает явление которое получило названиевнешняя экономичность. Уменьшение общих затрат каждого производителя способствует тому, что рыночное предложение возрастает еще в большей степени. В противном случае имеет место внешняя неэкономичность. По мере роста рыночного предложения могут подняться цены на ресурсы, в результате рост предложения будет сопровождаться повышением цен. Линия предложения отрасли S: Уровень повышения с Q1 до Q2 означает, что цены возросли бы с P1 до P2, если бы не происходило удорожание ресурсов. Удорожание ресурсов способствует смещению линии влево и вверх, и следовательно уровень цен повышается до P3. 8. форма собственности на средства производства и государственное регулирование как факторы, определяющие тип экономической системы. Другой важной составной частью экономической системы является тип собственности на средства производства («капитал»). Собственность на средства производства подразделяется на две основные формы: частную собственность; общественную собственность (народную или государственную). Общественная система, в которой средства производства принадлежат частным лицам, называется капиталистической экономической системой. Общественная система, в которой средства производства находятся в государственной собствен-ности, называется социалистической экономической системой. Укажем на то, что термины «капиталистический» и «социалистический» здесь употребляются лишь как профессиональные термины, характеризующие существующий порядок собственности без какой-либо идеологической оценки. Государственное регулирование экономики — вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем. Степень государственного регулирования экономики (вмешательство государства в экономику) является достаточно сложной хозяйственной проблемой, которая в разных странах решается с учетом специфики и целей экономического и социального развития. Практически любая хозяйственная система представляет собой смешанную экономику, основанную на различных формах собственности и сильной регулирующей функции государства. В системе государственного регулирования экономики различают прямые и косвенные методы Два вида методов: - прямые (размещение государственных заказов, жесткое установление цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов); - косвенные (финансово-кредитные рычаги). Государство должно осуществлять: - структурную политику; - инвестиционную политику; - инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика; политика денежных доходов; - политика формирования фондов; политика изменения структуры расходов населения; - финансовая политика и налоги.   46. Совокупные, средние и предельные издержки производства. Кривые издержек производства. Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве продукции. Они складываются из постоянных и переменных издержек: ТС=ТFC+TVC. Средние издержки (average costs) (AC, АТС) — это валовые издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции: ATC = TC / Q Предельные издержки (marginal cost, MC) — издержки, затраченные на производство дополнительной единицы продукции. Предельные издержки рассчитываются как разность между общими издержками производства n единиц товара и общими издержками производства n − 1 единиц товара: MC = TCn − TCn-1 40. Производственная функция и её графическая интерпретация. Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.   37. Фирма как субъект рыночной экономики. Организационные формы фирмы. Фирма как субъект рыночной экономики Одной из основных организационных форм, в которой сосредоточивается множество институтов, является фирма (предприятие, организация). Предприятие (фирма) является структурным звеном экономики в целом. Предприятие – это сложная экономическая система, объединяющая производственные и людские ресурсы, имеющая общие цели в достижении результатов производства. В современных условиях в экономический оборот прочно вошел термин «фирма», под которым понимается субъект хозяйствования, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Организационные формы предприятий В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Хозяйственные товарищества и общества: полное товарищество; товарищество на вере (коммандитное товарищество); общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (открытое и закрытое).   5. Методы исследования в экономической теории Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении исследуемого объекта от случайного, временного и выделении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели. Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых используются методы индукции и дедукции. Индукция – это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция – движение мышления от общих положений к частным определениям. Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ. Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). Экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменения экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов. Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя далеко не всегда представляется возможным получить в экономической жизни вероятные результаты экспериментов. Во всяком случае, экономические эксперименты не должны насильственным образом ломать спонтанный порядок естественных рыночных связей, втискивать живой хозяйственный организм в рамки сугубо кабинетных конструкций.Таким образом, экономику можно рассматривать в двух аспектах: как хозяйство и как науку о его ведении. Если экономическая теория это знания о том, что такое рынок, как он функционирует, и какие закономерности проявляются в нем, то экономика это наука о хозяйстве и поведении людей, вооруженных знаниями о рынке. Таким образом, экономика как наука - более широкое понятие, чем экономическая теория, потому что включает в себя кроме нее еще и экономическую политику. Поскольку в рыночной экономике есть три субъекта - домашнее хозяйство, фирма и государство, то и экономика как наука включает три части.   35.Критерии рационального поведения потребителя при выборе нескольких товаров. Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. На рис.5.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.5.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I – доход потребителя, Рх – цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные кол-ва благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = Рх Х + Рy Y. При Х=0, Y= I/Рy, т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх.   56. Теоретическая модель монополии: метод предельных кривых. Преде́ льные изде́ ржки— показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции. Для каждого уровня производства существует особое, отличное от других значение предельных издержек. Математически они выступают как частные производные функции издержек С(x) по данному виду деятельности: MC=~\frac{\partial C(x)}{\partial x_i}. MC=\frac{dTC}{dQ}=\frac{d(FC + VC)}{dQ}=\frac{dVC}{dQ}     48. Фирма в долгосрочном периоде. Принцип замещения факторов. Эффект масштаба.Долгосрочный период - это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. Принцип замещения дорогостоящих ресурсов дешевыми это определение выгодной комбинации ресурсов, факторов производства для выпуска заданного количества продукции. Самая экономичная точка издержек фирмы покажет для любого количества продукции минимальные общие размеры денежных затрат, издержек на оплату труда и на другие факторы производства. Замещение одних факторов другими осуществляется на основе экономического анализа взаимодополняемых и взаимозаменяемых факторов производства и их рыночных цен. Для фирмы удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданных объемов выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства. Эффект масштаба - соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. 21. равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равновесием спроса и предложения. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства продукции. В краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка. Первое правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им). Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара. При этом цена должна превосходить средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде: 1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара; 2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль; 3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны следующим: 1)фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде; 2) для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара; 3) фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде уровень прибыльности является регулятором используемых в отрасли ресурсов. Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесном состоянии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.   54. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде фирма подбирает объем выпуска таким образом, чтобы предельные издержки МС равнялись цене продукции до тех пор, пока фирма покрывает свои средние экономические издержки. Когда все постоянные издержки списываются как невозвратные издержки, кривая краткосрочного предложения совпадает с заштрихованной частью кривой предельных издержек. Рис. 8.5. Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы. В зависимости от колебаний цены товара, фирма меняет свой объем производства, чтобы сохранить равенство предельных издержек производства и цены. Однако часто цена па товар изменяется одновременно с ценами на факторы производства. Долгосрочный период предполагает, что фирма может реаги ровать на изменение ситуации разными способами: увеличивая или уменьшая используемые производственные мощности; может меняться само количество фирм, действующих на рынке. Наша задача — определить, как будет меняться ситуация в отрасли в случае того или иного изменения рыночного спроса. Цель анали за — определить уровень долгосрочного рыночного равновесия. Для упрощения анализа сделаем некоторые предположения: • ограничим возможные изменения на рынке только одним фактором - изменением количества фирм; • все фирмы имеют одинаковую величину и структуру издер жек, т. е. и сами фирмы абсолютно одинаковы по размерам; • величина издержек производства не меняется, т. е. цена, по которой фирма привлекает экономические ресурсы остает ся в долговременном периоде неизменной. Временные прибыли и убытки и восстановление равновесия ти пичной фирмы и в отрасли в долговременном периоде. Предполо жим, что ситуация на рынке выглядит, как представлено на рисунке а, т. охарактеризуется графиками спроса и предложе ния D1 и S1. Точка E1 отражает равновесные параметры отрасле вого рынка — равновесную цену (Р1) и равновесный объем производства (Q1). Для простоты анализа будем полагать, что при таком положении на рынке ситуация для каждой отдельной фирмы в отрасли будет характеризоваться точкой A1, в которой при цене P1 пересекаются три графика — предельного дохода (MR), предельных издержек (МС) и средних валовых издержек (АТС). Оптимальный объем производства отдельной фирмы бу дет составлять Q2 единиц продукции (рисунок б).     10. Модель кругооборота на рынке товаров и услуг Взаимодействие всех трех основных субъектов экономической систем можно представить в виде схемы кругооборота ресурсов, продуктов (доходов и расходов) (см. рис.2.1.). Экономические агенты вступают в отношения посредством двух рынков: рынка продуктов, на котором продаются и покупаются конечные блага, и рынка ресурсов, на котором продаются и покупаются факторы производства. Ресурсы на рынок поставляют домашние хозяйства. Они продают рабочую силу, продают или сдают в аренду землю, здания, машины, оборудование, а также направляют на рынок ресурсов в качестве капитала свои сбережения, покупая ценные бумаги или сберегая деньги на банковских счетах. Ресурсы, поступившие на рынок, покупаются фирмами. Стоимость купленных и израсходованных ресурсов, представляет собой издержки производства. Из купленных ресурсов фирмы производят товары, которые поставляют на рынок продуктов. В результате продажи продукции фирмы получают денежный доход, который называется выручкой. Выручка является источником выплаты доходов владельцам факторов производства. Домашние хозяйства направляют свои доходы от продажи ресурсов (заработную плату, прибыль, дивиденды, проценты, арендную плату, ренту) на рынок товаров и услуг в качестве потребительских расходов, покупая необходимые для жизни экономические блага. Модель кругооборота продуктов и ресурсов показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока: поток, производимой фирмами продукции и поток расходуемых на эту продукцию денег. Оба потока протекают непрерывно и одновременно. Для выявления важных закономерностей между производством и потреблением, доходами и расходами, ресурсами и продуктом модель значительно упрощена. В ней не рассматривается внешнеэкономический сектор, сектор накопления имущества. В этой модели существуют допущения о неизменности цен и отсутствия безработицы. В смешанной и командной экономической системе в модель включается государство. Государство, получая от фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляет им общественные товары и услуги, осуществляет трансфертные платежи домашним хозяйствам. Также оно делает государственные покупки ресурсов на рынке ресурсов и товаров и услуг фирм на рынке товаров и услуг для выполнения государственных функций. Государственные закупки представляют собой покупку на рынке у фирм товаров и услуг, которые направляются на содержание армии, системы правоохранительных органов, государственных медицинских учреждений, органов государственного управления и т.д. Трансфертные платежи - это выплаты домашним хозяйствам из государственного бюджета в виде государственных пенсий, пособий по безработице, пособий лицам с низкими доходами, стипендий и других выплат, не связанных с оплатой труда. Так же к трансфертам относятся дотации и субсидии производителям, которые нуждаются в государственной поддержке. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды государства в соответствии с налоговым законодательством.Взаимодействие всех трех основных субъектов экономической систем можно представить в виде схемы кругооборота ресурсов, продуктов (доходов и расходов) (см. рис.2.1.). Экономические агенты вступают в отношения посредством двух рынков: рынка продуктов, на котором продаются и покупаются конечные блага, и рынка ресурсов, на котором продаются и покупаются факторы производства. Ресурсы на рынок поставляют домашние хозяйства. Они продают рабочую силу, продают или сдают в аренду землю, здания, машины, оборудование, а также направляют на рынок ресурсов в качестве капитала свои сбережения, покупая ценные бумаги или сберегая деньги на банковских счетах. Ресурсы, поступившие на рынок, покупаются фирмами. Стоимость купленных и израсходованных ресурсов, представляет собой издержки производства. Из купленных ресурсов фирмы производят товары, которые поставляют на рынок продуктов. В результате продажи продукции фирмы получают денежный доход, который называется выручкой. Выручка является источником выплаты доходов владельцам факторов производства. Домашние хозяйства направляют свои доходы от продажи ресурсов (заработную плату, прибыль, дивиденды, проценты, арендную плату, ренту) на рынок товаров и услуг в качестве потребительских расходов, покупая необходимые для жизни экономические блага. Модель кругооборота продуктов и ресурсов показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока: поток, производимой фирмами продукции и поток расходуемых на эту продукцию денег. Оба потока протекают непрерывно и одновременно. Для выявления важных закономерностей между производством и потреблением, доходами и расходами, ресурсами и продуктом модель значительно упрощена. В ней не рассматривается внешнеэкономический сектор, сектор накопления имущества. В этой модели существуют допущения о неизменности цен и отсутствия безработицы. В смешанной и командной экономической системе в модель включается государство. Государство, получая от фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляет им общественные товары и услуги, осуществляет трансфертные платежи домашним хозяйствам. Также оно делает государственные покупки ресурсов на рынке ресурсов и товаров и услуг фирм на рынке товаров и услуг для выполнения государственных функций. Государственные закупки представляют собой покупку на рынке у фирм товаров и услуг, которые направляются на содержание армии, системы правоохранительных органов, государственных медицинских учреждений, органов государственного управления и т.д. Трансфертные платежи - это выплаты домашним хозяйствам из государственного бюджета в виде государственных пенсий, пособий по безработице, пособий лицам с низкими доходами, стипендий и других выплат, не связанных с оплатой труда. Так же к трансфертам относятся дотации и субсидии производителям, которые нуждаются в государственной поддержке. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды государства в соответствии с налоговым законодательством.Взаимодействие всех трех основных субъектов экономической систем можно представить в виде схемы кругооборота ресурсов, продуктов (доходов и расходов) (см. рис.2.1.). Экономические агенты вступают в отношения посредством двух рынков: рынка продуктов, на котором продаются и покупаются конечные блага, и рынка ресурсов, на котором продаются и покупаются факторы производства. Ресурсы на рынок поставляют домашние хозяйства. Они продают рабочую силу, продают или сдают в аренду землю, здания, машины, оборудование, а также направляют на рынок ресурсов в качестве капитала свои сбережения, покупая ценные бумаги или сберегая деньги на банковских счетах. Ресурсы, поступившие на рынок, покупаются фирмами. Стоимость купленных и израсходованных ресурсов, представляет собой издержки производства. Из купленных ресурсов фирмы производят товары, которые поставляют на рынок продуктов. В результате продажи продукции фирмы получают денежный доход, который называется выручкой. Выручка является источником выплаты доходов владельцам факторов производства. Домашние хозяйства направляют свои доходы от продажи ресурсов (заработную плату, прибыль, дивиденды, проценты, арендную плату, ренту) на рынок товаров и услуг в качестве потребительских расходов, покупая необходимые для жизни экономические блага. Модель кругооборота продуктов и ресурсов показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока: поток, производимой фирмами продукции и поток расходуемых на эту продукцию денег. Оба потока протекают непрерывно и одновременно. Для выявления важных закономерностей между производством и потреблением, доходами и расходами, ресурсами и продуктом модель значительно упрощена. В ней не рассматривается внешнеэкономический сектор, сектор накопления имущества. В этой модели существуют допущения о неизменности цен и отсутствия безработицы. В смешанной и командной экономической системе в модель включается государство. Государство, получая от фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляет им общественные товары и услуги, осуществляет трансфертные платежи домашним хозяйствам. Также оно делает государственные покупки ресурсов на рынке ресурсов и товаров и услуг фирм на рынке товаров и услуг для выполнения государственных функций. Государственные закупки представляют собой покупку на рынке у фирм товаров и услуг, которые направляются на содержание армии, системы правоохранительных органов, государственных медицинских учреждений, органов государственного управления и т.д. Трансфертные платежи - это выплаты домашним хозяйствам из государственного бюджета в виде государственных пенсий, пособий по безработице, пособий лицам с низкими доходами, стипендий и других выплат, не связанных с оплатой труда. Так же к трансфертам относятся дотации и субсидии производителям, которые нуждаются в государственной поддержке. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды государства в соответствии с налоговым законодательством.     15.Предложение товаров и услуг. Закон, функции и величина предложения. Объем товара, который его производители желают продать на рынке, называется количеством предложенного товара (QS). Как и в случае спроса, заметим, что объем предложенного товара (т. е. количество товара, которое фирмы хотят продать) не равен объему реально проданного товара. Кроме того, естественно, что QS всегда подсчитывается за какой-то определенный промежуток времени. На количество предложенных товаров влияет ряд факторов. Поскольку нас интересует, что определяет цену товара, исследуем прежде всего зависимость QS от Р, полагая все остальные факторы неизменными и абстрагируясь от их влияния на QS. Вернемся к нашему условному примеру с яблоками. Ниже приведены данные о соотношении цены 1 кг яблок и количества предлагаемых к продаже яблок за месяц (табл. 3). Перенесем эти данные на график (рис. 7). По оси х отложим количество предложенных к продаже яблок, по оси у — цену 1 кг яблок. Полученная кривая S называется кривой предложения товара (в нашем случае — яблок). Она отражает взаимосвязь количества предложенного товара и услуг и их цен. Кривая предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества товара или услуги, чтобы данное количество товара или услуги было произведено, т. е. предложено на рынок. Несмотря на условность нашего примера, можно полагать, что для большинства товаров привая предложения будет иметь именно такое «восходящее» и «вогнутое» очертание. «Восходящесть» кривой предложения отражает закон предложения, который заключается в гом, что для значительного количества товаров, чем выше будет цена на него, тем большее количество этого товара предлагается производителями на рынке. Это связано с тем, что выручка, которую получает продавец товара, растет с повышением цены на товар, а поскольку издержки остались прежними (ведь условия производства товара не изменились, выросла только его цена), то возрастает прибыль предпринимателей. Это обстоятельство побуждает их расширять производство данного товара, что ведет к росту его QS. «Вогнутость» кривой S можно объяснить так: когда цена товара начинает повышаться, в его производство вовлекается все большее количество фирм, что обусловливает поначалу довольно значительный прирост количества предложенного товара. Если цена будет повышаться и далее, то в какой-то момент начнется «насыщение» в том смысле, что резервы расширения производства исчерпаются и количество произведенного товара стабилизируется на определенном уровне, практически не зависящем от цены. В конечном итоге, если цена будет продолжать увеличиваться, кривая предложения должна стать вертикальной. На объем предложенного на рынке товара воздействует не только цена, но и ряд других факторов. Назовем отдельные из них: 1) технология производства (если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции, что увеличивает QS); 2) цена на экономические ресурсы (снижение цен на ресурсы ведет к расширению количества предложенного товара); 3) количество товаропроизводителей (чем больше их, тем больше количество предлагаемого товара); 4) налоги и субсидии (повышение налогов снижает QS, а субсидии приводят к расширению производства). По аналогии столько что рассмотренным сдвигом кривой спроса мы можем отметить, что если под влиянием какого-то из этих факторов (или их совокупности) произойдет увеличение количества предлагаемого товара при каждом значении цены Р, то кривая 5 сместится вправо (кривая S1, рис. 8). Точно так же, уменьшение QS при каждом значении Р вызовет сдвиг кривой S влево до кривой S2. Если говорят о предложении как экономической категории, то имеют в виду всю кривую предложения. Другими словами, под предложением понимают всю совокупность взаимоотношений количества предложенного товара и его цены. Каждая же точка на кривой предложения характеризует конкретное количество предложенного товара при данной цене товара. Сдвиг кривой S вправо означает расширение предложения товара; если кривая S смещается влево, то произошло снижение предложения товара. Применительно к кривой предложения также необходимо избегать возможных ошибок и отличать смещение кривой предложения от перемещения по кривой предложения. Сдвиг кривой S означает, что предложение меняется при каждой цене, т. е. произошло изменение предложения. Если же ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена товара растет , то мы просто перемещаемся по кривой S (из точки А в точку В) и в этом случае предложение товара не меняется, а происходит изменение количества предложенного товара. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ закон, в соответствии с которым с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях Закон предложения: Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах, И меньше – при низких. Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: QSA = f(PA, PB, …, PZ, R, K, C, X…) где QSA – объем предложения товара А в единицу времени, РA, PB..., РZ – цены данного и остальных товаров; R – наличие производственных ресурсов; К – характер применяемой технологии; С – налоги и дотации; Х – природно-климатические условия. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ количество товара или услуг определенного вида, предложенное к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени. Величина предложения зависит от цен на товары и услуги, издержек производства, цен на товары-субституты и комплементарные блага, от налогов. 29. Эластичность спроса на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя: Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если e I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос.на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов (e I = 1), называют товарами ⌠ второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости     47. Минимизация средних издержек производства в краткосрочном периоде. 49. Изокоста и изокванта. ИЗОКВАНТА – кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска. Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывают изменений в объеме выпускаемой продукции. Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора. Изокванты выпуклы в направлении начала координат, поскольку хотя факторы могут быть заменяемы один другим, однако они не являются абсолютными заменителями. Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при выпуске заданного объема продукта и отражает то, насколько легко один фактор может быть заменен другим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна. ИЗОКОСТА – линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства. Каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны. Изокоста. Изокванта.   33. Критерии рационального поведения потребителя при выборе нескольких товаров. Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках? Рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определенную последовательность действий: осознание необходимости покупки, поиск информации о товаре или услуге, оценка возможных вариантов покупки, принятие решения о покупке. Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения. В этих целях потребитель пользуется сберегательным счетом в банке, получая доход по вкладу, или приобретает ценные бумаги (акции, облигации), получая дивиденды по ним.   44. Явные и скрытые издержки производства. Денежные выплаты, то есть денежные расходы фирмы в пользу «посторонних» поставщиков трудовых услуг, сырья и материалов, топлива, транспортных услуг, энергии и т.д., называются явными издержками. Иными словами, явные издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Затраты собственных и самостоятельно используемых ресурсов представляют собой неоплачиваемые, скрытые, или условно-расчетные, издержки. С точки зрения фирмы эти скрытые (вмененные) издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно испол
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
оғамда табыстар біркелкі бөлінбейді, табыстың біркелкі бөлінбеуі деңгейі графикте Лоренц қисығымен көрсетіледі. | Введение. Микробиологический мониторинг – важный параметр эпидемиологического надзора, преследующий цель – определить этиологическую структуру ВБИ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.