Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Pinelli B.Mr Ump. Philadelphia: Westminster Press. 1953. P. 141.






134

И. Гофман. Представление себя другим...

Я знал, что безопасный клапан для облегчения ужасного на­пряжения необходим, и как игрок сам наверняка бы спускал свою долю излишнего пара. Даже как судья я мог сочувствовать игрокам. Но именно как судья я был обязан решать, насколько далеко в нарушениях можно позволить зайти тому или иному игроку, не прерывая игру и не позволяя оскорблять, атаковать или высмеивать себя и тем унижать саму игру. Улаживание спо­ров и успокоение людей на поле было столь же важным делом как и правильность решений — и более трудным!

Самое легкое для любого судьи — это удалить игрока с поля. Часто гораздо труднее сохранить его в игре — так понять и пре­дупредить его недовольство, чтобы оно не перешло в какую-ни­будь скверную потасовку30.

Я не терплю клоунады на поле и не советую терпеть любому другому судье. Комедианты уместны на сцене или на телевиде- I нии, но не в бейсболе. Шарж или бурлеск в игре могут лишь I превратить ее в дешевку, а также дать повод презирать судью за попустительство подобным сценам. Вот почему забавников и умников-критиканов вы увидите в роли гонимых, как только они начнут откалывать свои стандартные номера31.

Нередко, конечно, режиссер-распорядитель не столько гасит неуместный аффект, сколько поощряет уместные про­явления настоящей эмоциональной вовлеченности. “Зажи- гательное зрелище” — вот фраза, иногда употребляемая для обозначения последней задачи в ротарианских кругах*.

Во-вторых, на режиссера-распорядителя иногда возла­гается специальная обязанность распределения партий в исполнении и личных передних планов, применяемых в каждой партии, ибо всякую организацию человеческой де­ятельности можно рассматривать как организацию некой сценической площадки с известным количеством харак- терных ролей, которые надо раздать перспективным ис­полнителям, и как совокупность знаковых средств или це­ремониальных принадлежностей, которые надо разместить с наибольшей пользой для исполнения в целом.

Очевидно, что если распорядитель действия исправля­ет последствия неподходящих появлений на сцене и рас­пределяет большие или меньшие привилегии исполните

30 Pinelli B. Mr Ump. Philadelphia: Westminster Press, 1953 P. 131

31 Ibid P. 139

* To есть среди членов местных организаций международного клуба деловых людей и профессионалов, основанного в 1905 г., — Rotary Club. (Прим. пер.)

Команды

135

лей, тогда другие члены команды (предположительно, за­интересованные в успехе спектакля, который они ставят друг для друга, так же как и в успехе спектакля, который они коллективно ставят для аудитории) будут иметь по отношению к такому режиссеру установку, какой у них нет в отношении других участников их команды. Далее, если аудитория понимает, что исполнение имеет распоря­дителя, то ее члены, вероятно, будут считать его более от­ветственным за успех данного представления, чем других исполнителей. По-видимому, распорядитель должен отзы­ваться на это бремя ответственности, предъявляя испол­нителям такие драматургические требования, каких они не сумели бы предъявить себе сами. Это может усиливать общую отчужденность от него, зародившуюся у исполни­телей раньше. Поэтому распорядитель, начиная как член команды, может мало-помалу ощутить себя в тисках мар­гинальной роли между аудиторией и исполнителями, на­половину в обоих лагерях и наполовину вне их, — своего рода посредником между ними, но без защиты, которую обычно имеют посредники. Фабричный мастер может слу­жить точным примером такого положения32.

Когда исследуется некая рутина, которая требует для своего представления другим команду из нескольких ис­полнителей, то иногда обнаруживается, что один из чле­нов команды сделан звездой, ведущим, или центром вни­мания. Крайний пример такой расстановки исполните­лей можно увидеть в традиционной придворной жизни, где всякое помещение, заполненное придворными и по­сетителями, будет организовано в виде какой-то живой картины, в которой из любой точки взгляд с неизбежно­стью обратится к королю как к центру внимания. Коро­левская звезда представления может быть и одетой более зрелищно, и сидеть выше, чем другие присутствующие. Еще более впечатляющую централизацию внимания мож­но увидеть в танцевальных узорах больших мюзиклов, в которых сорок или пятьдесят танцоров увиваются вокруг примы.

32 См., напр.: Wray D. E. Marginal men of industry: The foreman // American Journal of Sociology. Vol. 54. P. 298—301.Roethlisberger F. The foreman: Master and victim of double talk // Harvard Business Review. Vol. 23. P. 285—294. Роль посред­ника будет рассмотрена ниже.

136

И. Гофман. Представление себя другим...

Причудливость представлений при королевских появ­лениях на публике не должна помешать нам разглядеть прозаическую полезность идеи “двора”: в действительнос­ти дворы обычно можно найти вне дворцов, пример — ре­стораны голливудских производственных студий. Хотя, ви­димо, в абстрактном смысле и верно, что люди в живом общении классово “эндогамны”, проявляя склонность огра­ничивать неформальные связи кругом людей своего собст­венного статуса, все же при более близком изучении соци­ального класса можно обнаружить, что он составлен из от­дельных социальных кружков, и каждый кружок вклю­чает один и только один комплект исполнителей разного положения. И часто такой кружок будет формироваться вокруг одной доминантной фигуры, которая постоянно дер­жится на сцене в центре внимания и не терпит рядом дру­гих подобных фигур. Ивлин Во затрагивает эту тему при обсуждении характера британского высшего класса:

Возвратимся лет на 25 назад ко времени, когда у нас была еще довольно четкая аристократическая структура и страна была поделена на сферы влияния между наследственными магната­ми. По моим воспоминаниям, тогдашние гранды избегали обще­ния друг с другом, если только они не были в близком родстве. Они встречались по государственным делам и на скачках. Они не жаловали частым посещением дома друг друга. В герцогском замке вы могли встретить кого угодно: выздоравливающих пос­ле болезни знакомых, бедных кузин, экспертов-консультантов, лизоблюдов, жигало и откровенных вымогателей. Одного вы бы наверняка там не нашли — других герцогов. Английское обще­ство казалось мне каким-то сложным объединением племен, каждое племя со своим вождем и старейшинами, со своими зна­харями и храбрецами, со своим собственным диалектом и боже­ством, каждое с сильной ксенофобией33.

Неформальная общественная жизнь персонала наших университетов и других интеллектуальных бюрократий, по-видимому, распадается на кружки по тому же образцу: клики и фракции, составляющие мелкие партии админи­стративной политики, образуют “дворы” компанейской жизни, где местные герои могут безопасно крепить впе­чатление величия своей группки, своей компетентности и своей глубины.

33 Waugh Е. An open letter // Noblesse oblige / Ed. by N. Mitford. L.: Hamish Hamilton 1956. P. 78.

Команды

В общем, можно сказать, что все лица, помогающие представлять командное исполнение другим, различаются мерой данной каждому из них драматической власти и тем, что одна командная рутина отличается от другой по объему и качеству этой власти, отпущенной их участни­кам.

Концепции драматического и директивно-распоряди­тельного влияния как контрастных типов влияния в про­цессе исполнения, можно применить, mutatis mutandis*, к взаимодействию как целому, чтобы по возможности вы­явить, которая из двух команд какого из двух названных типов влияния имеет больше, и какие исполнители (рас­сматривая всех участников обеих команд вместе) являют­ся ведущими в этих двух разновидности власти.

Бывает, конечно, что исполнитель или команда облада­ют властью сразу двух указанных типов, но это никоим образом не общее правило. Например, во время прощания с телом в похоронном заведении вся социальная обстанов­ка и все участники, включая как команду друзей и род­ственников покойного, так и команду похоронного заведе­ния, обычно располагаются так, чтобы выражать чувства собравшихся к усопшему и привязанность к нему: он ока­зывается центром спектакля и драматически доминантным участником в нем. Но так как друзья и родственники по­койного неопытны и подавлены скорбью, а звезде спек­такля суждено выступать как бы в роли кого-то пребыва­ющего в глубоком сне, то направлять спектакль будет сам владелец похоронного бюро, хотя он может все время дер­жаться в тени, где-то поблизости или даже в другом поме­щении заведения готовиться к следующему церемониалу.

Надо ясно понять, что драматическая и директивная разновидности власти — всего лишь драматургические тер­мины и что исполнители, обладающие такой властью, мо­гут не иметь других типов власти и авторитета. Общеизве­стно, что исполнители, которые по титулу занимают пози­ции лидеров, часто просто подставные фигуры, выбран­ные или в результате компромисса, или для нейтрализа­ции потенциально опасного партнера, или для стратегиче­ского прикрытия настоящей власти за ее показным фаса-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.