Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Износ основных фондов: сущность, виды, методы оценки.






Находящиеся в эксплуатации ОФ изнашиваются, устаревают, что ухудшает их технические и качественные показатели. Потеря ОФ своей стоимости выступает в двух формах: физического и морального износа.

1. Физический износ (Ифиз) – материальное изнашивание ОПФ в процессе их эксплуатации, воздействия природно-климатических условий. Различают два вида физического износа:

1.1. полный – предполагает ликвидацию и замену ОФ новыми за счет амортизационного фонда;

1.2. частичный - возмещается путем ремонта за счет себестоимости продукции.

Методы определения физического износа (Ифиз):

- экспертный – оценка степени износа обследованием технического состояния объекта специалистами;

- по срокам службы – отношение фактического срока службы к нормативному

(3)

где

Тф – фактический срок службы ОФ, лет;

Тнорм – нормативный срок службы, лет.

- по уменьшению производительности (объема выполняемых работ) – с увеличением времени эксплуатации увеличивается физический износ, вызывающий снижение производительности.

2. Моральный износ – несоответствие технико-эксплуатационных характеристик ОФ прогрессивному уровню, снижение экономической целесообразности эксплуатации и выражается в обесценивании ОФ до окончания срока службы, установленного по физическому износу.

Моральный износ ОФ вызван процессами научно-технического развития. Различают моральный износ двух видов:

2.1. Моральный износ первого вида определяется уменьшением стоимости ОФ при их производстве

(4)

Где - стоимость нового и старого оборудования, соотв., руб.

2.2. второго вида – предусматривает уменьшение производительности ОФ в связи с созданием более эффективных, в связи с чем, используемые ОФ становятся отсталыми по своим технико-экономическим характеристикам, приводит к убыткам и требует замены ОФ:

(5)

где

Прно, Прсо – производительность нового и старого оборудования соответственно.

Для возмещения стоимости износа ОФ используется амортизационный фонд.

4. Амортизация основных фондов: сущность и назначение.

Амортизация (А) – возмещение износа ОФ путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции, оказания услуг, выполнение работ. Денежным выражением размера амортизации являются амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

Размер возмещения стоимости ОФ исчисляется в процентах к их балансовой стоимости и называется нормой амортизацииа). Она определяет годовой процент погашения стоимости ОФ и сумму ежегодных амортизационных отчислений. Фонд, образуемый из этих отчислений называется амортизационным фондом. Сумма амортизационных отчислений со стоимости ОФ может служить выражением степени их износа. Порядок начисления амортизации в Республике Беларусь регламентируется Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной совместным постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6. В соответствии указанной Инструкцией предприятия самостоятельно определяют способы начисления амортизации.

Законодательно определены следующие способы начисления амортизации ОФ: линейный, нелинейный, производительный.

1. Линейный способ – амортизация начисляется равномерно по годам в течение всего срока использования ОФ. Норма амортизации (На) определяется по формуле

(6)

где Тнорм – нормативный срок использования ОФ, лет.

Годовая сумма амортизационных отчисленийг) определяется исходя из амортизируемых стоимости ОФ и нормативного срока их использования

(7)

2. Нелинейный способ заключается в неравномерном по годам начислении амортизации в течение срока использования ОФ.

Этот способ применятся только к активной части ОФ и не применяется:

- оборудование ГА, срок полезного использования которого определяется исходя из временного ресурса;

- к машинам, оборудованию транспортным средством со сроком службы до 3 лет;

- легковым автомобилям (кроме специальных);

- предметам интерьера, включая офисную мебель и другие.

Нелинейные способы применяют методы ускоренного начисления амортизации::

2.1. суммы чисел лет;

2.2. уменьшающегося остатка.

Метод суммы чисел лет предполагает определение годовой суммы амортизационных отчислений (Агi) исходя из:

1) амортизируемой стоимости ОФ основного вида деятельности (Сопф ам);

2) числа лет, остающихся до конца срока использования объекта (Тост);

3) суммы чисел лет нормативного срока использования объекта (СЧЛ).

Годовая сумма амортизации определяется по формуле

Агi= Сопф ам Тост : СЧЛ (руб.) (8)

СЧЛ определяется по формуле = 1+2+3+…+

Например, нормативный срок оборудования 5 лет ( =5 лет), стоимость оборудования 10 млн.р.(Сопф = 10 млн.р.), тогда СЧЛ= 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 лет.

Амортизационные отчисления по годам эксплуатации составят в соответствии с формулой (8).

- метод уменьшающегося остатка предусматривает ускоренную амортизацию в начальный период эксплуатации с последующим уменьшением амортизационных отчислений. Рассчитывается исходя:

- нормы амортизации НА(ОПФ)

- из размера остаточнойстоимости (Сопф0) на начало расчетного года;

- коэффициента ускорения, принятого предприятием (К≤ 2, 5)

НА= К: Тнорм 100%

Аiг= С опфп НА

Например, Сопф =10 млн.руб.

=5 лет

К =2, 0

тогда НА= К: Тнорм 100%= 100= 40%

Аiг = С опфп НА= 10 = 4, 0 млн. руб.

А2 = С опфост2 НА = (10 - 4, 0) 0, 4 = 2, 4 млн. руб.

А3 = С опфост3 НА = (10 – 6, 4) 0, 4 = 1, 4 млн.руб.

 

Начисления амортизации линейным и нелинейным способами производится по вновь введенным ОФ с первого числа месяца следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию.

- производительный способ устанавливает зависимость амортизационных отчислений для каждого года (t) в зависимости от объема продукции (работ)

(9)

где

Qt - прогнозируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении в t-ом году;

Qпорм – прогнозируемый объем выпуска продукции в течение нормируемого срока эксплуатации.

Начисления амортизации производительным способом начисляется с даты ввода ОФ в эксплуатацию.

В гражданской авиации по наземным ОФ устанавливаются одним из указанных способов.

Расходы на амортизацию (реновацию) парка ВС рассчитываются, исходя из стоимости планера и двигателей рассматриваемых типов ВС, норм амортизации на полное восстановление (реновацию) и годового производственного налета часов.

Расходы на амортизацию СВП () определяются по формуле:

(тыс. р.), (10)

где – годовая норма амортизации на полное восстановление планера и двигателя, соответственно, для данного типа ВС. Принимаются, как правило, равными = 0, 08, = 0, 1;

– стоимость планера рассматриваемого типа ВС, тыс.р.;

– стоимость двигателя i -го типа, тыс.р.;

– количество двигателей, устанавливаемых на рассматриваемом типе ВС, шт.;

– коэффициент, учитывающий количество двигателей на складе, Кз = 1, 5 – 2, 0;

i – тип воздушного судна;

- годовой налет часов данного типа ВС.

 

5. Показатели эффективности использования основных фондов.

Повышение эффективности ОПФ может осуществляться экстенсивным и интенсивным методами.

Экстенсивный путь улучшения использования ОПФ предполагает увеличение:

- количества и удельного веса действующего оборудования, в составе имеющегося на предприятии;

- времени работы оборудования в календарный период (сутки, месяц, квартал, год).

В гражданской авиации это увеличение производственного налета за счет сокращения срока ремонта и техобслуживания, времени простоев на аэродроме, своевременном материально-техническом обеспечении и др.

К основным факторам повышения интенсивного использования ВС относятся следующие:

- выбор рационального типа ВС для данной воздушной линии по дальности полета и провозной емкости;

- выбор наиболее экономичного режима полета;

- определение оптимальных маршрутов полета;

- сокращение численности экипажа и др.

Основным показателем интенсивности использования ВС является производительность полетов

Прп = Qк · Vр · γ, (11)

где Прп – часовая производительность полета, т·км/ч;

Qк – предельная коммерческая загрузка ВС, т;

Vр – рейсовая скорость ВС, км/ч;

γ – коэффициент использования предельной коммерческой загрузки.

При оценке эффективности использования применяются обобщающие и дифференцированные показатели.

1. Обобщающие показатели характеризуют использование всей совокупности ОПФ предприятия. К ним относятся:

1.1. Фондоотдача характеризует выпуск продукции (работ, услуг) за отчетный период (месяц, квартал, год) на 1 рубль ОПФ

(Фо) = Qг/Сопфсг, (12)

где

Qг – годовой объем продукции (р., шт, т);

Сопфсг – среднегодовая стоимость ОПФ (р.).

В авиакомпаниях определяется отношением объема транспортной работы (W) в т.км к среднегодовой стоимости ОПФ:

(13)

1.2. Фондоемкостье) – обратный показатель фондоотдачи, отражает стоимость ОПФ приходящиеся на единицу продукции

Фс = Сопфсг / Qг (14)

1.3. Рентабельность ОПФ (Ропф):

Ропф = П/Сопфсг · 100 (%), (15)

где

П – прибыль от реализации продукции (работ, услуг), р.;

2. Дифференцированные показатели характеризуют использование активной части ОФ, раскрывают возможности увеличения выпуска продукции с имеющихся ОПФ.

2.1. коэффициент экстенсивной нагрузки оборудования (Кэкс):

Кэкс = Тф / Ткал, (16)

где

Тф – фактическое время работы оборудования, налет часов ВС, ч;

Ткал – календарный фонд времени в году, ч.

2.2. Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования (Кинт):

Кинт = Qф / Qмах, (17)

где

Qф – фактический объем выпущенной продукции (работ, услуг);

Qмах – максимально возможный объем выпущенной продукции

2.3. Рентабельность активной части ОПФ

Ро акт = П/ Сопфакт 100% (18)

Где Сопфакт – стоимость активной части ОПФ, р.

2.4.Коэффициент сменности оборудования (Ксм) – показывает, сколько смен в среднем в течение суток работало оборудование

Ксм = Т0 / nу, (19)

где

Т0 – отработанное число машино-часов в сутки;

nу – общее число установленных агрегатов.

В гражданской авиации кроме указанных используются натуральные показатели:

- налет часов на списочный самолет (в год, месяц, сутки);

- коммерческая загрузка самолетов, %;

- исправность самолетного парка, %.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.