Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы ценообразования на продукцию (работу, услугу).






Тема 2.8. Ценообразование, прибыль и рентабельность

Лекция 11.

Вопросы:

1. Понятие, функции, виды цен. Принципы ценообразования. Государственное регулирование цен.

2. Состав цены по элементам. Формирование розничной цены.

3. Система оплаты аэронавигационных сборов в Беларуси. Методика расчета платы за аэронавигационное обслуживание ВС.

4. Доход и прибыль предприятия. Виды прибыли и ее распределение.

5. Рентабельность как экономическая категория, ее виды. Методика расчета показателей рентабельности.

 

Понятие, функции и виды цен. Принципы ценообразования на предприятии. Государственное регулирование цен.

Цена – денежное выражение стоимости единицы продукции, и т.п.

Тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги. Цены (тарифы) определяются соотношением спроса и предложения, издержками производства, полезностью продукции (работы, услуги) и другими факторами. Благодаря рыночному ценообразованию экономика все время структурно совершенствуется, обеспечивается ее динамичное развитие.

Цена, тариф (далее – цена) как экономическая категория выполняет ряд важных функций:

Информационная – сведения о наличии продукции (работы, услуги), его качестве, издержках производства и выгодных направлениях развития производства;

Учетная – отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции (работы, услуги);

Сбалансированности спроса и предложения – через цену осуществляется связь между производством и потреблением. Цена сигнализирует о диспропорциях в этих сферах и необходимости принятия мер по их преодолению;

Стимулирующая – формирование экономической заинтересованности предприятий в инновационной деятельности, повышения качества продукции, снижении издержек производства, увеличении выпуска более качественной продукции (услуги).

Распределительная – состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления. Эта функция реализуется через включение в себестоимость прямых и косвенных налогов, которые являются источниками формирования государственных фондов (социального страхования, занятости населения и др.).

Принципы ценообразования на продукцию (работу, услугу).

Ценообразование – процесс установления, регулирования цен и контроля применения установленного законодательством порядка ценообразования хозяйствующими субъектами.

Предприятие изготовитель
Отпускная цена предприятия-изготовителя
Предприятие оптовой торговли
Отпускная цена предприятия-оптовика
Предприятие розничной торговли
Розничная цена
Потребитель
Обычно продукция (услуга) проходит три стадии товародвижения. На предприятиях каждой стадии устанавливаются различные виды цен (рис.1).

Рис. 1 Виды цен по стадиям товародвижения

 

Отпускная цена предприятия изготовителя – цена, применяемая при расчетах между предприятием – производителем продукции и предприятиями-покупателями, за исключением населения. Предприятием-покупателем может выступать оптовое предприятие, которое приобретаем товар для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией с учетом собственных расходов и рыночных факторов.

Розничная цена – цена, по которой продукция (услуги) приобретается населением у розничных торговых предприятий, на рынках. Она является ценой конечного потребления.

В этой цепочке (рис.1) каждый из последующих видов цен включает в качестве составной части предыдущую: отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена – отпускную цену оптового предприятия.

По способу установления различают цены свободные (договорные) и регулируемые.

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Эти цены формируются под воздействием спроса и предложения продукции (услуги) на биржах аукционах, тендерах.

Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны государственных органов управления путем принятия законодательных, административных и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития национальной экономики. Регулирование цен (тарифов) может осуществляться в двух формах: прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных или предельных цен; косвенное – путем проведения фискальной политики (через налоги и дотации), денежно-кредитной политики (количество денег в обращении), госзаказы, нормированием затрат, включаемых в цену.

С целью ограничения уровня монополизации применяются методы регулирования цен, основанные на установлении:

предельного норматива рентабельности – предельного отношения прибыли к себестоимости, выраженного в процентах;

предельной торговой надбавки – ограничения к регулируемой цене в сфере обращения;

Декларирование цен – регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на рынках. Примером декларирования цен является «Прейскурант на услуги аэропортов, по обслуживанию и эксплуатации воздушных трасс сообщения и по управлению воздушным движением» (постановление Минэкономики от 10.03.2014 №18).прейскурант устанавливает предельные цены на ряд услуг Национального аэропорта и аэронавигационное обслуживание ВС в Беларуси.

Вопросы регулирования цен в Республике Беларусь находятся во введении Министерства экономики. В настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством. В этот перечень входят социально значимые товары и услуги (основные виды лекарств и продуктов питания, детский ассортимент и др.). Цены на товары (работы, услуги) не вошедшие в перечень, устанавливаются производителями самостоятельно и регулируются рыночным спросом и предложением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.