Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотеза. Выдвижение гипотезы. Виды гипотез.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине «ЛОГИКА»

Предмет логики.

Мышление и язык. Структура и виды языков.

Язык как знаковая система. Понятие знака.

Понятие. Виды понятий.

Понятие Отношения между понятиями. Обращение и ограничение понятий.

Определение понятия. Правила классического определения

Деление понятий. Виды деления. Правила деления.

Суждение. Структура простых суждений. Виды суждений.

Логический квадрат

Распределенность терминов в простом суждении

Модальность суждений виды модальности.

Сложные суждения. Виды сложных суждений.

Умозаключение. Классификация умозаключений.

Непосредственные умозаключения.

Простой категорический силлогизм. Энтимема.

Индуктивные умозаключения. Виды индукции. Методы научной индукции.

Умозаключения по аналогии.

Выводы из сложных суждений.

Дедуктивные и индуктивные умозаключения.

Логические законы.

Логика вопросов и ответов.

Логические основы аргументации. Структура аргументации.

Доказательство и опровержение.

Субъекты аргументации и поля аргументации.

Виды аргументации.

Гипотеза. Выдвижение гипотезы. Виды гипотез.

 

 

1. Логика- наука о правильном мышлении или о знаках, которой подчиняется мышление. Логику интересуют ошибки в мышлении, парадоксы. Предмет логики мышление. Основные критерии логичности: 1. Определенность 2. Последовательность 3. Непротиворечивость 4. Обоснованность.. Данные критерии носят объективный характер. Она возникла в Др.Греции в 6-4 вв. до н.э. в рамках единой всеобъемлющей философии

2.. Мышление человека абстрактно, оно происходит с помощью понятий. Мышление и язык возникли приблизительно одновременно и развивались из первоначально неразвитых форм во все более развитое. Язык - знаковая система любой физической природы, которая служит для хранения и передачи информации. Языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки складываются стихийно у представителей того или иного народа и развиваются в ходе естественной практики. Искусственные языки спец. Создаются для реализации какой-либо цели.

3. Язык - знаковая система любой физической природы, которая служит для хранения и передачи информации. Знак – материальный, чувственно-воспринимаемый предмет, который замещает в нашем мышлении др. объект и служит для хранения и передачи информации. Требования к знакам: 1. Должен быть чувственно-воспринимаем 2. Легко распознаваемым 3. Знак дожжен обладать некоторым постоянством формы.

4. Понятие – форма мышления, которая выделяет и обобщает предметы некоторого множества. В языке, в речи понятие выражается словом или словосочетание. Понятие- мельчайшая единица нашей мысли. Любое понятие имеет объем и содержание. Виды: 1. По объему понятия бывают: общие(например: стол, государство), единичные (например, Россия, Анна Ахматова), с нулевым объемом (персонажи сказок, басен) 2. По содержанию: конкретные и абстрактные (старый, желтый). 3. По качеству: положительные и отрицательные 4. По отношению относительности: относительные(учитель-ученик) и не относительные (не требуют себе пары) 5. По количеству: собирательные, не собирательные.

5. Понятие – форма мышления, которая выделяет и обобщает предметы некоторого множества. Понятия бывают сравнимые и не сравнимые. Несравнимые не имеют общего признака, а сравнимые имеют. Сравнимые бывают: совместимые и несовместимые. Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.
Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес — это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Ограничение понятия — это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

6. Определение – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или выясняет значение термина. Классическое определение производится через родовое понятие и видовое отличие. Например: термометр (род.понятие) – прибор для определения температуры (видовое понятие). Правила: 1. Определение должно быть соразмерным. Объем определяемого = объему определяющего. 2.Определение не должно содержать «круга». Т.е. когда определяющее само разъясняется через определяемое понятие. 3. Определение должно быть четким и ясным, должно быть лишено двусмысленности. 4ю определение должно быть доступным пониманию аудитории. 5. Определение должно содержать указания на существенные стороны предмета. 6. Определение не должно выполняться через отрицание.

7. Деление- логическая операция, которая раскрывает объем понятия путем выделения возможных видов объекта. Виды: 1. По видоизменению признака. Признаком является основание деления. 2. Двухчленное деление. Правила: Деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен – сумме объемов членов деления 2. Деление должно производиться по одному основанию 3. Члены деления должны исключать друг друга. 4. Деление должно быть последовательным и не содержать скачков.

8. Суждение- форма мышления, которая фиксирует связь между предметом и его признаком или связь между предметами. Структура: Пример, все студенты(s) – лентяи(p). S –субъект, о котором идет речь. Р- предикат (признак). Кванторное слово – говорит о количестве: 1. Общие 2. Частные 3. Единичные. Связка говорит о качестве: 1. Утвердительное 2. Отрицательное. Виды: 1. Атрибутивные 2. Экзистенциональные 3. Реляционные

9.

Сторона квадрата 8-10 клеточек и в каждой строке. A(все…) E-(ни один S ни есть P) I(Нектор. S есть P) O-(некот. S не есть P)

10. Субъект и предикат суждения называют термином данного суждения. Термин считается распределенным, если он рассматривается в суждении во всем объеме, если в части объема – нераспределенным. Например, в суждении «Все акулы (S) являются хищниками (Р)» речь идет обо всех акулах, значит субъект этого суждения распределен. Однако, в данном суждении речь идет не обо всех хищниках, а только о части хищников (именно - о тех, которые являются акулами), следовательно, предикат указанного суждения нераспределен. Изобразив отношения между субъектом и предикатом (которые находятся в отношении подчинения) рассмотренного суждения круговыми схемами Эйлера, увидим, что распределенному термину (субъекту «акулы») соответствует полный круг, а нераспределенному (предикату «хищники») - неполный (попадающий в него круг субъекта как бы вырезает из него какую-то часть).

11. Модальность- дополнительная информация, которая придается суждению при помощи спец. слов, модальных операций. Она касается логического или фактического статуса суждений, условий принятия его за истинное, а так же его оценочных, регулятивных и иных характеристик. Бывает оценочная модальность, ценностная, нормативная.

12. Сложные суждения состоят из двух или более простых, связанных логическими союзами. Пропозициональные союзы – связывают простые суждения. «u» -конъюнкция «или» - дизъюнкция. Строгая. Не строгая. «если», «то» если p, то q. Импликация, эквиваленция, если и только если.

13. Умозаключение – форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение. Это процесс производства новых суждений, исходя из уже имеющихся. Классификация. 1. Дедуктивные (непосредственные..выводы из сложных суждений..простой категорический силлогизм) 2. Индуктивные (полная индукция и неполная индукция) 3. Продуктивные – это заключение по аналогии (строгая и нестрогая).

14. Непосредственное заключение - дедуктивное умозаключение, которое делается из одной посылки. Виды: 1. Превращение 2. Обращение 3. Противопоставление 4. Умозаключение по логическому квадрату. При превращении количество субъектов не меняется, связка меняется на противоположную по качеству, p – борется с отрицанием. При обращении S и P меняются местами.

15. Простой категорический силлогизм – дедуктивное умозаключение, при котором из двух простых категорических суждений мы получаем новое категорическое суждение. Посылка с большим термином - первая, посылка с меньшим термином – вторая. Под Фигурой силлогизма понимаем совокупность силлогизмов, характеризующих одинаковым положением среднего термина. Энтимé ма — сокращённый силлогизм, в котором в явной форме не выражена посылка или заключение, однако пропущенный элемент подразумевается.

 

16. Индукция – от частного к общему. Движение от знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности. Индукция бывает полной и неполной. Полная - если вывод делается на основании всех конкретных фактов, необходимых нам для данного вывода. В этом случае вывод надежный. Неполная – если вывод делается на основании лишь части необходимых конкретных фактов. Неполная индукция бывает популярной и научной. Популярная – это неполная индукция, при которой вывод делается на основании не многих случайно встретившихся примеров и при отсутствии хотя бы одного контр-примера. Научная – вид неполной индукции, при которой имеющиеся в наличии факты проходят систематическую обработку с помощью методов научной индукцию. Метода научной индукции впервые были сформулированы англ. Ф.Бэкон и Дж.Ст.Милль. 1. Метод единственного сходства. 2. Метод единственного различия 3. Соединенный метод сходства и различий. Использование последнего или одновременно и то и другое. 4. Метод сопутствующих изменений. 5. Метод остатка. Считается самым слабым методом научной индукции, потому что он возможен, когда у нас есть сложные причины сложного действия.

17. Традукция – это движение от единичного к единичному. Это такое умозаключение, при котором на основании сходства вещей по некоторым признакам, мы делаем вывод о сходстве вещей в целом. Умозаключения по аналогии экономят наше время, мышление, позволяя использовать уже имеющиеся у нас знания.

18. Виды дедуктивного умозаключения 1. Чисто условные 2. Условно-категорические 3. Разделительно-категорические умозаключения.

· И посылки и заключения – это условные суждения.

· 1 посылка - условное суждение, 2 посылка и заключение – простые категорические суждения

·

· Разделительно-категорическое умозаключение. 1 посылка – разделительное суждения, 2 посылка – простые категорические суждения.

·

 

19. Индукция – от частного к общему. Движение от знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности. Индукция бывает полной и неполной. Полная - если вывод делается на основании всех конкретных фактов, необходимых нам для данного вывода. В этом случае вывод надежный. Неполная – если вывод делается на основании лишь части необходимых конкретных фактов. Неполная индукция бывает популярной и научной. Популярная – это неполная индукция, при которой вывод делается на основании не многих случайно встретившихся примеров и при отсутствии хотя бы одного контр-примера. Научная – вид неполной индукции, при которой имеющиеся в наличии факты проходят систематическую обработку с помощью методов научной индукцию. Дедуктивные умозаключения надежны при истинности посылок и правильности схем, мы всегда получим правильный вывод.

20. 1. Закон тождества – каждая мысль должна быть равна самой себе. Универсальный закон мышления, он распространил свои действия на все формы мышления на области понятий, суждения, умозаключений. 2. Закон не противоречия – два противоположных друг к другу суждения взятых в одно и тоже время не могут быть одновременно истинными. Одно из них непременно ложно. 3. Закон исключенного третьего – суждения бывают противоположными и противоречащими. Противоречащие суждения, в отличие от противоположных, не допускают или автоматически исключают такой промежуточный вариант. 4. Закон достаточного основания – каждая истинная мысль должна быть обосновано.

21. Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

22. Аргументация - особый способ речевого взаимодействия людей, в ходе которого на суд разумного собеседника или аудитории предлагаются разумные основания или аргументы либо в поддержку предлагаемой точки зрения, либо для опровержения предлагаемой кем-то точки зрения. Аргументация представляет собой логико-коммуникативный процесс обоснования одних положений с помощью других положений, обоснованность которых не ставится под сомнение. Структура: тезис, аргументы, демонстрации. Тезис – суждение, истинность которая обосновывается. Аргументы – суждения с помощью которого обосновывается тезис. Демонстрации – вид связи между тезисом и аргументом Демонстрации бывают дедуктивные, индуктивные, продуктивные, смешанные.

23. Доказательство составляет основную черту верного мышления, важное условие научного познания. Наука стремится доказать все свои положения, найти для них обстоятельное объяснение. Традиционную логику принято характеризовать как науку о выводном знании, о рассуждении, а доказательство - необходимое условие всякого научного рассуждения. Опровержением называется доказывание ложности какого-либо тезиса или несостоятельности доказательства в целом.

24. Поле аргументации (ПА) – это занимаемая каждым субъектом индивидуальная или коллективная позиция, включающая множество относящихся к аргументативному процессу компонентов: суждений, способов аргументации, фундаментальных принципов. Обязательными участниками, или субъектами, аргументативного процесса являются: пропонент, оппонент и аудитория.
1. Пропонентом (Si) называют участника, выдвигающего и от­стаивающего определенное положение. Без пропонента нет аргумен­тативного процесса, поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе, они должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. Пропонент может выражать свою личную позицию либо представлять коллективное мнение.
2. Оппонентом (S2) называют участшшка, выражающего несогла­сие с позицией пропонента. Оппонент может непосредственно при­сутствовать и лично участвовать в обсуждении. Но может и не быть непосредственным участником аргументативного процесса.
3. Аудитория (S3) — это третий, коллективный субъект аргумен-тативного процесса, поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель обсуждения не только и не столько в переубеж­дении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории.

25. Аргументы бывает к делу(связан с тезисом, логические аргументы, направлен на обособление истинно выраженного всем суждения. Они приветствуют в любой рационально-организационной дискуссии) и к человеку(не связан с тезисом, направлен на создание видимости доказательства. Создан для демонстрационной победы в споре). Виды аргументов к человеку: 1. Аргумент к авторитету, использование суждений великих и знаменитых людей, специалистов в какой-либо области. Способ сокращения аргументации, но этим легко злоупотребить. 2. Аргумент к публике, используется для того, чтобы отвлечь внимание от обсуждения тезиса и перевести внимание на сюжет, который нравится. 3. Аргументы к личности, используются для отвлечения внимания, чтобы перевести его на личность человека связанного с этим тезисом. 4. Аргумент к силе. 5. Аргумент невежества, использование суждения основание которого заведомо неизвестно лицам, к которым обращено доказательство.

26. Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого. Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Гипотеза – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают. Принятая гипотеза может в последующем при соответствующих дополнительных доказательствах ее жизнеспособности и плодотворности преобразоваться в теорию. Выдвинутая до эмпирического исследования гипотеза обычно называется исследовательской или рабочей. Рабочая гипотеза дает первый, предварительный проект решения проблемы. В зависимости от логического пути развития гипотезы различают: гипотезы индуктивные и дедуктивные. Первые рождаются из наблюдения за отдельными фактами, вторые – выводятся из уже известных отношений или теорий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. основная литература: | Продукция Love Is жвачка, кружки, мыло




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.